Лизинг как метод функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 08:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов совершенствования использования финансового лизинга в системе управления предприятием. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты финансового лизинга как финансового инструмента предприятия;
- охарактеризовать понятие и раскрыть сущность лизинга в современных условиях;
- изучить роль и значение лизинговых операций на предприятии;
- рассмотреть основные показатели оценки эффективности лизинга на предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЗИНГА……..7
1.1. Понятие и сущность лизинговых отношений: теоретические и историко-правовые аспекты…………………………………………………………………7
1.2. Объекты и субъекты лизинговых отношений…………………………….13
1.3. Классификация видов лизингаю………………………………………...…20
ГЛАВА II. РОЛЬ ЛИЗИНГА В ТЕХНИЧЕСКОМ ПЕРЕВООРУЖЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………………..26
2.1.Роль лизинговой деятельности в Кыргызской Республики…………..…..26
2.2.Основная лизинговая деятельности ОсОО «Компания Модус»………....30
2.3. Преимущества лизинга на предприятии ОсОО «Компания Модус»…....45
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ……………………………………………………………………...47
3.1. Основные проблемы лизинга в Кыргызской Республике……………….47
3.2. Пути совершенствования и перспективы развития…………………..…52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...59

Вложенные файлы: 1 файл

Лизинг как метод финансирования курсовая PH LAST.docx

— 140.47 Кб (Скачать файл)
  • регулирует как финансовый, так и оперативный лизинг;
  • обязывает лизинговые компании при покупке имущества, сдаваемого в лизинг, использовать не менее 20% собственных средств.

Финансовая аренда (лизинг), как финансовый инструмент, всегда играл важную роль в экономическом росте государств, способствуя развитию производства и расширению услуг на финансовых рынках. Страны с переходной экономикой, в том числе Кыргызская Республика, нуждаются в быстром переоснащении основных средств для стимулирования роста производства, а в ситуации нехватки капитала процесс обновления основных фондов может быть значительно ускорен активным внедрением механизма финансовой аренды. То есть при благоприятном режиме налогообложения лизинг позволяет получить ряд существенных преимуществ при покупке основных средств.

Осознавая необходимость развития лизинга, а также принимая во внимание инициативу Международной Финансовой Корпорации  (МФК) в рамках Первой инвестиционной матрицы Правительство Кыргызской Республики поручило органам государственной власти принять ряд неотложных мер по развитию лизинга, включая разработку проекта Закона «О лизинге». При реализации Второй инвестиционной матрицы Правительством Кыргызской Республики была предусмотрена  разработка и внесение изменений в соответствующие отрасли права (налоговое, таможенное, гражданское и т.д.), предусматривающих равные условия для осуществления лизинговых операций для отечественных и иностранных инвесторов, организаций банковского и небанковского сектора.

23 июня 2002 года был принят  и подписан Президентом Кыргызской Республики Закон «О финансовой аренде (лизинге)», подготовленный специалистами Национального банка Кыргызской Республики совместно с экспертами Проекта по развитию лизинга в Центральной Азии – программы сотрудничества Международной Финансовой Корпорации (МФК) и Правительства Швейцарии. Закон регулирует правовые отношения при осуществлении лизинговых сделок. Принятие данного закона открывает широкие возможности для развития рынка лизинговых услуг в Кыргызстане. Использование такого финансового инструмента, как лизинг, расширит доступ отечественных бизнесменов к современным технологиям, тем самым, способствуя росту экономического потенциала страны.

В тоже время, по заключению экспертов,налоговое законодательство являлось сдерживающим фактором для финансирования лизинговых операций. Поэтому специалисты Проекта по развитию лизинга в Центральной Азии, Департамента МФК по Южной Европе и Центральной Азии также оказали содействие Правительству Кыргызской Республики в разработке поправок в Налоговый кодекс, которые получили одобрение МВФ. Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс КР»  14 июня 2003 года был подписан Президентом Кыргызской Республики. Эти изменения не предоставляют налоговых льгот, но в тоже время устанавливают общую налоговую систему для лизинга и устраняют дискриминацию лизинга в законодательстве. В настоящее время в Кыргызстане лизинг и банковское кредитование имеют равное положение в части налогообложения. Поправки в Налоговый кодекс дают четкие инструкции по расчету налогов при проведении лизинговых операций. Теперь при более понятном Налоговом кодексе, такие банки как КИКБ, Инексимбанк и ДКИБ планируют активизацию деятельности в этом направлении. Более того, МФК намерена поддержать эти и другие финансовые институты через Лизинговый фонд, который будет создан с целью предоставления кредитных линий банкам и лизинговым компаниям.

Повышенное внимание к развитию данного финансового инструмента в республике становится все более очевидным, в том числе и благодаря усилиям Фонда «Сорос – Кыргызстан», который в течение двух лет реализует специальный проект в рамках программы «Экономическая реформа».

В ходе реализации проекта «Развитие условий для осуществления лизинга в Кыргызстане» проведено исследование законодательства республики на предмет определения нормативно-правовых барьеров, которые могут стать причинами, сдерживающими развитие лизинговых операций.

Экспертами проекта был произведен тщательный анализ отечественного законодательства, регламентирующего лизинговую деятельность. Основными нормативными правовыми актами, регулирующими лизинговую деятельность в Кыргызстане, являются Гражданский кодекс КР (ГК КР), Закон Кыргызской Республики «О финансовой аренде (лизинге)» и Московская Конвенция о межгосударственном лизинге от 25 ноября 1998 года, участником которой является Кыргызстан.

Некоторые нормы, затрагивающие лизинговые правоотношения, предусмотрены и в других законах и подзаконных нормативных актах КР (п.п. 40, 48, 70, 71 ст.9, подпункт 5 ч. 2 ст.140 Налогового кодекса КР; подпункт 8 ч. 1 ст. 33 Закона КР «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике», «Положение о создании резерва на покрытие потенциальных кредитных и лизинговых потерь НБКР», утвержденное Постановлением НБ КР № 67/14 от 25 ноября 1999 года, «Положение о классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков», утвержденное Постановлением НБ КР № 20/2 от 26.04.2002 года и др.), при этом содержание данных норм не всегда соответствует положениям ГК КР. Несмотря на это, положения ГК КР будут иметь большую юридическую силу, так как, согласно части 6 статьи 2 ГК КР, в случае противоречия норм гражданского права, содержащихся в законах и иных нормативных актах, нормам Гражданского кодекса применяются нормы ГК.

Изучение вопроса правового положения лизинговых отношений (с учетом сложности и относительной новизны института лизинга для кыргызского права) обозначило существование различных точек зрения относительно их юридической природы. В юридической литературе существует два основных подхода к договору лизинга: одни правоведы анализируют его с помощью традиционных институтов гражданского права – договоров аренды, купли-продажи, кредита (займа), поручения и т.д., а другие утверждают, что специфика и сложность лизинговых отношений дают основание рассматривать договор лизинга как новый, самостоятельный вид договора.

Сходство нескольких элементов лизинга с договором аренды привело к появлению в международном праве Концепции, согласно которой договор лизинга рассматривается как договор аренды со специфическими особенностями. Аналогичной точки зрения придерживаются и законодатели Кыргызской Республики. В этой связи нам бы хотелось остановиться на вопросах, которые, на наш взгляд, требуют доработки со стороны законотворческих органов.

 

2.2. Основная лизинговая  деятельности ОсОО «Компания Модус»

В настоящее время всё больше появляется предприятий, деятельность которых направлена на производство товаров и оказание услуг, а не на «куплю-продажу», как это было в начале развития рыночных отношений в стране. Сейчас стала очевидной роль малого бизнеса, который может быстро реагировать на изменение спроса, насыщая рынок необходимыми товарами и услугами.

В этой связи очень необходимым является существование предприятия по оказанию строительных услуг. Для такого предприятия наиболее важно противостоять конкуренции, ведь в городе есть много строительно-отделочных организаций, но все они являются крупными организациями с большим штатом административных работников, что увеличивает стоимость их работ. Задачей ОсОО «Компания Модус» является оказание по возможности недорогих услуг, а рекламой ему служат отзывы заказчиков.

Специализированное управление отделочных работ ОсОО «Компания Модус» является обществом с ограниченной ответственностью, образованным в порядке реорганизации арендного предприятия специализированного управления отделочных работ путем выкупа.

ОсОО «Компания Модус»является правопреемником арендного предприятия специализированного управления отделочных работ, зарегистрированного решением депутатов ЖК КР от 17 апреля 1997 года, за №200/1, регистрационный №10. Юридический адрес ОсОО «Компания Модус»: г. Бишкек, 720000, ул. Мира 9.

ОсОО «Компания Модус»может иметь счета в любых финансово-кредитных учреждениях, как в сомах, так и в иностранной валюте, имеет право в порядке, установленном действующим законодательством, самостоятельно совершать экспортные и импортные операции, необходимые для ее хозяйственной деятельности.

Уставная деятельность ОсОО «Компания Модус»предусматривает:

- максимальное удовлетворение  спроса на строительную продукцию, повышение ее качества и удешевление  себестоимости, ускорение создания  и реконструкции основных фондов, сокращение незавершенного строительства;

- повышение эффективности  и стабилизации экономического  положения предприятия;

- решение вопросов научно-технического  прогресса и ускорения обновления  собственных производственных фондов, достижения их полного использования  в соответствии с назначением;

- решение проблем социального  развития коллектива, включая строительство  собственного жилья, объектов социально-культурного  быта.

ОсОО «Компания Модус» самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития с учетом спроса и предложения на строительную продукцию и конъюнктуру рынка. Основу планов составляют договора. ОсОО «Компания Модус» имеет право пользоваться кредитами банков в т.ч. и зарубежных, коммерческим кредитом в иностранной валюте, а также приобретать валюту на аукционах, валютных биржах, у юридических лиц в порядке, установленном законодательством КР.

Высшим органом управления ОсОО «Компания Модус» является собрание учредителей. Предприятие раз в год проводит годовое собрание учредителей независимо от других собраний акционеров. Собрание созывается генеральным директором ОсОО «Компания Модус», ревизионной комиссией или по требованию не менее 2 участников.

Собрание избирает из числа участников ревизионную комиссию для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

 

Структура управления ОсОО «Компания Модус» приведена на рисунке 2.1.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.1. Организационная структура ОсОО «Компания Модус»

Из рисунка  2.1. видно, что система и структура управления в ОсОО «Компания Модус» является иерархической.

Структуры управления на многих современных предприятиях были построены в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале XX века. При этом главное внимание уделялось разделению труда на отдельные функции и соответствию ответственности работников управления предоставляемым полномочиям. В течение многих десятилетий организации создавали так называемые формальные структуры управления, которые получили название иерархических.

Основными направлениями деятельности ОсОО «Компания Модус» являются: отделка жилых, промышленных, культурно-бытовых и социальных объектов и других услуг, касающихся капитального строительства; сдача в аренду оборудования, автомобилей, недвижимого имущества, нежилых помещений, в том числе складских; снабженческо-сбытовая деятельность. В таблице 2.1. проведем вертикальный анализ активов баланса предприятия.

Таблица 2.1.

Вертикальный анализ активов баланса ОсОО «Компания Модус» за 2009-2011 гг.(тыс.сом.)

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

Абсол. откл.

Темп роста, %

09/07гг.

09/08гг.

09/07гг.

09/08гг.

1

2

3

4

5

6

7

8

Оборотные активы:

Денежные средства

 

315

 

689

 

315

 

0

 

-374

 

0

 

-118

Дебиторская задолженность

1018

2444

9397

8379

6953

89,2

74

Товарно-материальные запасы

9989

13993

18676

8687

4683

47

25

НДС приобретенным ценностям

157

115

314

157

199

50

63,5

Всего оборотные активы

11479

17241

28702

17223

11461

60

40

Внеоборотные активы:

             

Нематериальные активы

172

686

976

804

290

82,4

29,8

Основные средства

18692

18795

18017

-675

-778

-3,7

-4,3

Незавершенное строительство

2668

2314

5065

2397

2751

47,3

54,3

Прочие активы

2

2

166

164

164

98,8

98,8

Всего внеоборотные активы

21534

21797

24224

2710

2447

11

10

Всего активы

33013

39038

52926

19913

13888

37,7

26,3


Источник: годовая отчетность ОсОО «Компания Модус»за 2009-2011гг.

В 2011 г. наблюдается уменьшение денежных средств, полученных ОсОО «Компания Модус» за рассматриваемый период, на 374 тыс. сом.по сравнению с 2010 г. Темп роста денежных средств в 2011 г. упал на 18% по сравнению с 2010г. Общая дебиторская задолженность увеличивается на протяжении рассматриваемого периода. В 2011 г. дебиторская задолженность составляет 9397 тыс. сомов.

Товарно-материальные запасы составили в 2011 г. 18676 тыс. сом., что больше по сравнению с 2010 г. на 4683 тыс. сомов. Увеличение товарно-материальных запасов говорит об ослаблении политики в области управления товарно-материальных запасов, так как большие запасы на складе сопровождаются большими расходами на их хранение и снижают оборачиваемость капитала. На фоне роста экономики в 2011 г. после экономического кризиса 2010 г. ОсОО «Компания Модус» в 2011 году выполнило большое количество заказов по отделке жилых, промышленных, культурно-бытовых и социальных объектов и других услуг. Рассмотрим в таблице 2.2. состав и структуру имущества предприятия.

 

Таблица 2.2.

Анализ состава и структуры имущества ОсОО «Компания Модус»за 2009-2011гг.

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

Отклонение (+,-)

07/09

08/09

1

2

3

4

5

6

Всего имущества предприятия, тыс. сом.

В том числе:

33013

39038

52926

+19913

+13888

Основные средства и вложения, тыс. сом.

В %% к стоимости имущества

18692

56,6

18795

48,1

18017

34,0

-675

-3,7

-778

-14,1

Оборотные средства, тыс. сом.

В %% к стоимости имущества

Из них:

9989

30,2

13993

35,8

18676

35,3

+8687

+5,1

+4683

-0,5

А) материальные оборотные средства, тыс. сом.

В %% к стоимости имущества

6018

 

81,8

9306

 

76,1

14841

 

72,0

8823

 

-9,8

5535

 

+4,1

Б) денежные средства, тыс. сом.

В %% к стоимости имущества

315

0,95

689

1,8

315

0,05

0,0

-0,9

-374

-1,75


Источник: годовая отчетность ОсОО «Компания Модус»за 2009-2011гг.

Информация о работе Лизинг как метод функционирования