Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:53, курсовая работа
Инвестиционная сфера в последние годы всё более становится объектом внимания российских властей, деловых кругов и общества в целом. Растёт количество научных исследований, конференций и «круглых столов», публикаций в средствах массовой информации, которые направлены на анализ инвестиционной деятельности в различных отраслях хозяйствования, поиск путей повышения эффективности инвестиций, оптимизацию инвестиционных процессов.
Инвестиции играют центральную роль в обеспечении эффективности функционирования экономической системы и всего общественного воспроизводства, поскольку непосредственно влияют на возможность экономического роста в долгосрочной перспективе. Инвестиционная активность относится к числу важнейших показателей экономической динамики. Их интенсивностью определяется состояние экономики.
Введение……………………………………………………………………………………………..3
Инвестиции, инвестиционная деятельность………………………………………………4
Проблемы и пути совершенствования правового регулирования инвестиционной деятельности……………………………………………………………………………….10
Мероприятия, направленные на совершенствование инвестиционной деятельности в регионах России…………………………………………………………………………...14
Заключение…………………………………………………………………………………………19
Список используемой литературы…………………………………
При этом все субъекты РФ следуют моделям политики, заложенным федеральным законодательством (указами Президента и федеральными законами, в т.ч. законом №39-ФЗ 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»).
Наметим общие контуры оценки законотворчества регионов. Прежде всего, следует оценить как позитив то, что за истекшие годы все регионы уделили внимание инвестиционной деятельности, подняв принимаемые нормативные акты на уровень региональных законов. Большая часть законотворчества приходится на конец 1990-х и 2000-е годы. Однако при этом, за небольшим исключением, нормы региональных законов, посвящённых привлечению инвестиций, слишком буквально копируя федеральные нормы, часто недостаточно подробно развивают их на региональном уровне.
Речь идёт о том, что вслед за федеральным законом, в таких нормах часто нет однозначных критериев для отбора инвестпроектов. Это с неизбежностью создаёт поле для коррупции. Например, эти законы обычно делегируют определение порядка отбора инвестпроектов (для налоговых льгот или для оказания бюджетной поддержки) органам исполнительной власти. Конечно, это облегчает работу, так как позволяет им оперативно реагировать на экономическую ситуацию. Но, это же с неизбежностью создаёт условия для определения отдельных позиций в этом порядке так, чтобы подыграть какому-либо потенциальному претенденту.
Декларации о гарантиях защиты инвестиций обычно остаются неполными (т.е. голословными). В законах надо чётко определить следующие позиции: в чём могут состоять гарантии защиты, каковы критерии для обращения инвестора за гарантиями, в какие органы надо обращаться за получением гарантий, в какие сроки будут осуществляться гарантийные меры.
На уровне регионов и Федерации законам, направленным на поощрение инвестиций, не хватает норм, обеспечивающих обратную связь, т.е. публичные, детальные и непарадные отчёты исполнительной власти перед законодателями. Нужен регулярный, т.е. закреплённый в законах, контроль законодателей за степенью успешности применения законов об инвестициях, а также порядок регулярного пересмотра этих законов. Возможно, именно отсутствие обратной связи влечёт нестабильность инвестиционных законов (многочисленную их коррекцию, про которую сказано в начале заметки).
Иногда есть некоторый перекос в пользу иностранных инвестиций. Но в условиях позитивного торгового баланса, вызванного высокими ценами на энергоносители, Россия нуждается не столько в массовом притоке иностранного капитала, сколько в его приходе вместе с технологиями. Поэтому целесообразно создавать условия для бизнеса вообще (т.е. безотносительно страны происхождения), обеспечивая иностранцам не искусственные преференции, а лишь национальный режим. Тогда иностранные инвесторы могут сыграть роль катализатора, не претендуя на вытеснение отечественных.
Способы поощрения инвестиций иногда чрезмерно общи, тогда как виды поддержки малого, среднего и крупного бизнеса не могут не отличаться. Крупному бизнесу легче добиться особого отношения к себе, например, обеспечив поддержку СМИ или личный приём своих представителей у высших должностных лиц и т.п., - малому и среднему бизнесу это сделать трудней. Властям же надо учесть как раз особо позитивную роль малого и среднего бизнеса, так как в инновациях ведущую роль играют как раз не крупные, а небольшие предприятия. Между тем, для поощрения малого бизнеса в Налоговый кодекс, например, введены особые налоговые режимы (единый налог на вменённый доход, единый сельхозналог, упрощённая система налогообложения). Поэтому для поощрения инвестиций также целесообразно ввести законом особые инвестиционные режимы, явно вводя в закон критерии (например, по объёму капвложений) применения этих режимов.
Таким образов,
в регионах России сделаны первые
шаги по развитию инвестиционного
Без объединения усилий федеральных, региональных и местных органов власти, государственного и альтернативного секторов экономики трудно рассчитывать на переход экономики в стадию устойчивого экономического роста.[8]
Инвестиционная политика в каждом регионе России имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами:
Основными
задачами системы управления инвестиционной
деятельностью в регионе
Региональная инвестиционная политика направлена на подъём экономики и повышение эффективности производства в регионе, обеспечение самофинансирования и хорошего задела развития региона в будущем.[10]
Реализация инвестиционных проектов в большинстве случаев происходит на региональном и муниципальном уровнях, а потому потенциальному инвестору важно знать о намерениях властей. В условиях рыночной экономики минимальное требование к властям со стороны инвестора – это эффективно функционирующая институциональная среда и стабильная налоговая политика. При выполнении этих требований инвестор, теоретически, способен взять на себя все остальные вопросы реализации инвестиционных проектов. Проблемой переходной экономики является то, что нормальные рыночные институты ещё не начали функционировать.
В этой связи очень важна нацеленность властей субъекта на преодоление имеющихся институциональных препятствий, что выражается в существовании политики привлечения инвестиций в регион. Эта политика должна отражать позиции властей по основным аспектам инвестиционной деятельности:
Российская практика показывает, что практически в каждом регионе есть структуры и должностные лица, ответственные за привлечение инвестиций на территорию субъекта федерации. В ходе проведённого анализа выяснено, что около 60% просмотренных официальных сайтов регионов содержат информацию о структурных подразделениях, так или иначе занимающимися проблемами инвестировании.
В идеале, приоритетные направления инвестирования должны соответствовать имеющемуся потенциалу региона (чтобы быть привлекательными для инвестора) и учитывать тенденции и желаемые направления развития региона (чтобы быть привлекательными для администрации, реализующей определённую стратегию развития региона). Определение властями приоритетных направлений развития говорит, как минимум, о понимании существующих возможностей региона, а также о формировании видения направления развития региона.
Около трети регионов, по результатам исследования, определили для себя приоритетные виды деятельности для инвестиций. Детальность проработки приоритетных направлений варьирует от достаточно общих положений («промышленность и сельское хозяйство» в Воронежской области) до более детализированных, например, производство бумаги и картона; производство изделий из бумаги и картона в Пензенской области.
В ряде случаев в регионах виды деятельности, являющиеся приоритетными, определяются по отчётным данным, что относится к тому, что уже состоялось, а задача состоит в указании того, что намерены развивать.
Встречаются также случаи, когда государственная поддержка инвестиционной деятельности хоть и осуществляется по приоритетным направлениям, сами эти направления не уточнены.
Во многих
субъектах РФ традиционно практически
не уделяется внимание формированию
и поддержанию положительного имиджа
региона в целом, а также широкому
распространению в мировом
Регионам
необходимо разработать стратегии
привлечения инвестиций. Стратегия
привлечения инвестиций представляет
собой подробное и обоснованное
представление инвестиционных возможностей
и общих подходов по улучшению
инвестиционного климата в
Разработка и реализация стратегии привлечения инвестиций предполагает:
Наиболее распространенными видами налоговых льгот для стимулирования инвестиций в регионах оказались льготы на налог на прибыль (33 субъекта) и налог на имущество (28 субъектов). Реже встречаются льготы по налогу на землю (9 субъектов) и на транспорт (4 субъекта).
В различных субъектах используются различные механизмы предоставления налоговых льгот:
Срок
действия законов о предоставлении
налоговых льгот – от неопределённого
до одного года. Сроки предоставления
налоговых льгот также
Наилучшие решения:
Проведённый
анализ показал, что только небольшая
часть субъектов федерации (15% изученных
сайтов) стремятся сделать земельные
отношения максимально
Важным элементом также является заинтересованность муниципального образования в регулировании земельных отношений. Наилучшим примером на уровне муниципалитета является Егорьевский район Московской области, где действует «Положение о порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования Егорьевский район Московской области» №63/8 от 20.10.2004 года.