Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 21:25, курсовая работа
Цель работы провести анализ состояния, перспектив развития малого бизнеса.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
- рассмотреть сущность и функции предпринимательства, а также его виды и формы;
- изучить тенденции развития предпринимательской деятельности и также особенности функционирования инфраструктуры поддержки предпринимательства;
- изучить проблемы ведения бизнеса, направления реформирования бизнес-климата и роль малых предприятий в решении проблем безработицы.
Введение 4
1 Содержание и особенности малого бизнеса 7
1.1 Понятие малого бизнеса 7
1.2 Проблемы и перспективы малого бизнеса 10
2 Практика функционирования малого инновационного бизнеса в Республике Беларусь и зарубежом 13
2.1 Развитие малого предпринимательства Республики Беларусь 13
2.2 Развитие малого бизнеса зарубежом 15
3 Перспективы улучшения бизнес-климата в Республике Беларусь 19
Заключение 23
Список использованных источников 26
Приложения…………
На реализацию
мероприятий Государственной
В результате реализации
мероприятий Государственной
Национальная платформа бизнеса страны выделяет следующие приоритетные направления реформирования бизнес - климата:
− защита прав собственности и развитие рыночных институтов;
− налоги и их администрирование;
− лицензирование, сертификация и система выдачи разрешений;
− проверки, штрафы и наказания;
− открытие и прекращение бизнеса;
− доступ к информации и открытость государства.
В целях упрощения налогообложения необходимо принять следующие основные решения:
- снижение общей налоговой нагрузки до 30% от ВВП в стране;
- упрощение налоговой системы, консолидация налогов и сборов. совершенствование механизма уплаты НДС при ввозе товаров [5]. Считаем, что платить НДС необходимо только по результатам деятельности, а не авансом;
- объединение в один
платеж всех налогов с прибыли.
- отмена обязательных
отчислений в инновационные
- отмена налога на недвижимость с активной части основных фондов;
- дальнейшее упрощение порядка уплаты экологического налога;
- отмена ограничений отнесения ряда расходов на затраты, учитываемые при налогообложении и ценообразовании;
- переход на плоскую шкалу подоходного налога с физических лиц по ставке не выше 10%.
В целях совершенствования системы проверок и штрафов необходимо принять целый ряд решений, среди которых:
- снижение размеров штрафных санкций, так как в настоящее время максимальный размер административных штрафов сопоставим со штрафами уголовного законодательства. Снятие нижнего предела наложения штрафа для открытия возможности регулирующему органу учесть особенности конкретного нарушения, характеристику нарушителя и его экономическое положение. Расширение смягчающих обстоятельств, учитываемых при наложении взысканий;
- проведение научной
экспертизы законодательных
- ежегодное проведение
анализа и оценки
- исключение из Закона
«О бюджете» планирования сумм
дохода от штрафов и от
- переход на исчисление штрафов на должностные лица не в базовых величинах, а в белорусских рублях, исходя из процентов от заработной платы нарушителя.
Сложившаяся система
и практика государственных закупок
генерирует высокие риски потери
рыночной конкурентоспособности
Все вышеуказанные предложения направлены на формирование позитивного восприятия бизнеса в обществе, развитие взаимопонимания и консолидации самих лидеров бизнеса, рост сплоченности и взаимного доверия в бизнес - сообществе, и, в конечном счете – на активизацию деятельности малого предпринимательства и повышение его эффективности.
Малый бизнес играет определенную роль в социально-экономическом развитии страны. Однако как общая численность МСП и индивидуальных предпринимателей, так и их доля в ВВП, розничном товарообороте и численности занятых остаются незначительными и практически не изменяются на протяжении последних пяти лет.
Поставленные задачи по росту доли сектора МСП в ВВП и занятости могут быть реализованы при условии проведения последовательной политики по упрощению регуляторной среды функционирования частного бизнеса.
Однако, без помощи правительства и парламента частный бизнес Беларуси так и останется преимущественно малым, а не средним, подверженным рискам разорения в случае открытия экономики. Кроме того, слабая динамика в создании новых фирм и низкое число МСП на 1 тыс. жителей страны (не только по стандартам стран с рыночной экономикой, но и по сравнению со странами-соседями по СНГ) приводят к низкой конкуренции среди МСП внутри страны. Это, в свою очередь, негативно влияет на цены для потребителей, качество продукции МСП и динамику их инновационной и инвестиционной активности.
Анализ предпринимательства как фактора развития белорусской экономики, показал, что предприниматели в состоянии привлечь в страну иностранные инвестиций, создать новые рабочие места, полноценно интегрировать страну в производственные, потребительские и инновационные процессы мировой экономики. Частный бизнес может активно участвовать в модернизации экономики, реализации программ энергоэффективности и экологической ответственности. Однако в настоящее время, принимая во внимание параметры делового климата в стране, МСП не выполняют ту роль в экономике, которую могли и должны выполнять. С одной стороны, высокая налоговая нагрузка изымает практически все свободные средства предпринимателей, оставляя минимум средств на развитие (инвестиционное и инновационное).
Примером эффективности малого бизнеса может выступать ЧУП «МарсельЛанд». Анализ его финансово-хозяйственной деятельности показал, что предприятие работает с достаточно высокой прибылью и рентабельностью. Так как рентабельность – один из важнейших показателей эффективности деятельности предприятия, это свидетельство того, что ЧУП «МарсельЛанд» ведет эффективную предпринимательскую деятельность.
Немаловажна
роль малого бизнеса и в
проблемах безработицы и
В целях повышения эффективности малого бизнеса, необходимо ликвидировать два основных вида барьеров в развитии частного предпринимательства — идеологический и административно-правовой. Следует также изменить отношение к предпринимательству и ликвидировать системные противоречия и конфликты в отношениях предприниматель — государство.
Необходимы также кардинальные изменения в правовой базе — упрощение законодательства, снятие многочисленных ограничений, — что позволит превратить предпринимательство в силу, способствующую повышению эффективности функционирования национальной экономики.
Как и в наиболее развитых странах с рыночной экономикой, в Беларуси следует внедрять активные формы поддержки предпринимательства. Лесферизм (который в настоящий момент наиболее привлекателен для белорусских предпринимателей, придерживающихся принципа: «Лучшая форма поддержки — не мешать») представляется подходом явно недостаточным.
Малые предприятия работают, ориентируясь, на местные и региональные рынки, но глобализационные процессы все более воздействуют на их возможности и риски.
В Европе 95 % всех предприятий – это малые и средние фирмы – 19 миллионов фирм с количеством занятых менее 250. На них работает 70 миллионов человек и вырабатывается 55 % всего европейского ВНП. На них приходится основное внедрение инноваций и развитие новых технологий.
В США 90 %- малые и средние предприятия. Они формируют 30 % американского экспорта, в цифрах: на 1996г – экспорт малых фирм составил180 млрд долларов.
В России в I полугодии 2011 г. на малых предприятиях (без микропредприятий) число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, внешними совместителями и работавшими по договорам гражданско-правового характера составило 5999,8 тысячи.
В I полугодии 2011 г. оборот малых предприятий (без микропредприятий) составил 4454,5 млрд. рублей.
На сегодняшний момент малых предприятий в Германии насчитывается около 3,3 миллиона. На них в общей сложности приходится:
- 40 % всех брутто инвестиций – в основном вложения в бюр, управление и производство. В 1999 г. – 62 млрд Евро из общей суммы инвестиций в объеме 129 млрд Евро. В среднем это означает инвестиции с одного предприятия более чем 56 000 Евро в год.
- 49% оборота
- 70% наемных рабочих и 80% - работающих с высшим образованием
- 55, 9 % - частные индивидуальные предприятия.
1,1 милл. предприятий имеют годовой оборот между 125 000 Евро и 500 000 Евро. Остальные в среднем имеют меньший оборот
43,3 % заняты в
сфере услуг и с каждым годом
процентное содержание занятых
в данной сфере возрастает
в среднем на 0,4 %. В среднем
годовой оборот таких
10% немецких предприятий - это предприятия одного работника.
Около 70% всех занятых
в производстве Германии работают в
малом и среднем бизнесе. Предприятия
этого сектора предоставляет 83% мест
для профессионального
В Германии среди предприятий перерабатывающей промышленности 98,5% составляют предприятия малого и среднего бизнеса, энерго- и водоснабжения – 98,4%, в строительства – 99,5%.
В общем объеме промышленного производства удельный вес субъектов малого предпринимательства - юридических составил 9,1 процента, розничного товарооборота, включая общественное питание – 29,5 процента, внешнеторгового оборота – 30,5 процента.
По состоянию на 1 января 2011 г. количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц всех форм собственности составило 77402 предприятия, по сравнению с 2008 годом их число увеличилось на 9411 или на 13,8 процента. Удельный вес субъектов малого предпринимательства - юридических лиц за 2010 год составил 48,2% от общего количества всех субъектов хозяйствования.
За 2010 год субъектами малого предпринимательства – юридическими лицами произведено промышленной продукции на сумму 11646 млрд. рублей или 9,1 процента от общего объема по республике (в 2008 году – 8,2 процента).
Треть объема промышленной
продукции, произведенной субъектами
малого предпринимательства –