Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 01:40, курсовая работа
Цель данной работы: выявить особенности инвестирования национальной экономики, проблем и способов их решений.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
изучение теоретических основ инвестиций;
рассмотрение практики функционирования удачно проинвестированных предприятий;
анализ возможностей инвестирования экономики Республики Молдова.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I Инвестиции: общие положения………................................................4
§1.Определение инвестиций…………………………………………4
§2. Основные принципы инвестиционной политики………………5
§3 Внутренние источники инвестиций.…………………………….5
§4 Иностранные инвестиции………………………………………...7
Глава II Практическая часть работы: актуальные показатели
§1. Отраслевые возможности инвестиций в РМ…………………......10
§2. Роль СЭЗ в привлечении иностранных инвестиций……………..25
§3. Примеры удачного Инвестирования в РМ.………………………26
Глава III Выявление проблем привлечения иностранных инвестиций и способов их решения
§1. Препятствия на пути притока инвестиций ……………………...29
§2. Пути и меры по привлечению инвестиций …..………………….30
Заключение……………………………………………………………………….33
Выращивание растений составляет 68% сельскохозяйственной продукции и делится по данным 2001 года на: зерновые и бобовые -2628 тыс. тонн, подсолнечник – 278 тыс. тонн, сахарную свеклу – 1192 тыс. тонн, табак – 16 тыс. тонн, картофель – 385 тыс. тонн, овощи – 448 тыс. тонн, фрукты – 317 тыс. тонн, виноград – 505 тыс. тонн.
Молдова является одним из небольшого количества Европейских государств c традиционным выращиванем табака. Благодаря благоприятному климату, плодородной почве, способности получать и обрабатывать табачное сырьё высокого качества, Молдавская табачная промышленность снабжает сырьём многие табачные заводы СНГ и восточной Европы. В 1986 Молдова стала ведущим производителем табака в восточной Европе, валовой объём табака составил 130 000 тонн.
Фруктовая и овощная промышленность. В Молдове есть все благоприятные климатические условия для выращивания овощей. В среднем в республике ежегодно обрабатывается 700-800 тонн овощей (в зависимости от климатических условий). Географически территории, на которых выращиваются овощи, располагаются возле рек (Днестр, Прут, Реут, Бык); в основном выращивается картофель (особенно, в северной части страны) и другие овощи. Выращивание овощей играет значительную роль в поставке сырья для консервных заводов, а овощная промышленность является важным пунктом в экспорте страны.
Энергетический сектор
Энергетические ресурсы и использование нетрадиционных средств генерирования энергии. Экономика Молдовы полностью зависит от импортируемых энергетических ресурсов. Местные энергетические ресурсы насчитываю лишь 2% от всего необходимого количества, примерно 200 тыс. тонн такого условного топлива было использовано. В Молдове существуют другие подобные ресурсы, такие как бурый уголь, нефть, природный газ, и ряд других утилизируемых источников: солнечная энергия, энергия ветра, энергия, производимая биологическими массами, и т.д. Водный энергетический потенциал Молдовы составляет 2.1 млрд. киловатт, включая большие и средние реки (1.9. млрд. киловатт) и малые реки (0.2 млрд. киловатт).
Газовый подсектор состоит из предприятий, распределяющих импортируемый из России газ. Подсектор переработки нефти и твердого топлива представлен предприятиями, которые импортируют, транспортируют и распределяют различным покупателям разнообразные нефтяные продукты (горючее, дизельное топливо, бензин, керосин, смазочные материалы, и т.д.) и твёрдое топливо (уголь, дерево).
В связи с нехваткой денежных ресурсов, вопросы, относящиеся к модернизации энергетического завода и обновлению оборудования, улучшению технологии производства, транспортировке и распределению энергии и топлива, остаются неразрешёнными. Газовый подсектор нуждается в строительстве газопроводов, газовых станций и сетей распределения газа, что было обусловлено программой газификации. Электроэнергетический подсектор нуждается в возобновлении совместных операций Молдавского энергетического сектора и энергетического сектора стран СНГ и присоединении национальной системы электроэнергии к электросистемам близлежащих государств.
За последние годы правительство Молдовы предприняло ряд мер по реконструкции энергетического сектора принятием ряда решений направленных на открытие энергетического сектора для конкурентов и привлечение частных инвесторов.
Испанская компания Union Fenosa в конце февраля 2000 приобрела три из пяти электрораспределительных компаний.
Правительство Молдовы объявило международное предложение по приватизации двух электрораспределительных предприятий и трех энергетических и отопительных заводов.
Транспорт
На сегодняшний день в Республике Молдова существует автомобильный, железнодорожный, воздушный и речной транспорт. В условиях экономики, ориентированной на экспорт ограниченного числа товаров и большого объёма сырья, транспорт имеет первостепенное значение для экономической активности.
По железной дороге перевозится более половины экспортируемых и импортируемых товаров. Автомобили, автобусы и грузовики в основном используются для местных грузоперевозок и пассажирских перевозок.
У Молдовы прекрасное соседство и она благоприятно расположена для расширения сотрудничества с региональными промышленными и коммерческими центрами Румынии, такими как: Яссы, Бакэу, Галац, Констанца, и Украины: Одесса, Черновцы, Винница.
Одесса и Констанца являются ближайшими морскими портами. Для перевозки товаров из Молдовы могут использоваться также речные порты, такие как: Рени, Измаил, Галац, Брэила. Молдова не имеет доступа к морю, и для решения этой проблемы воплощается в жизнь проект по строительству на Дунае порта в Джурджулешть. Другой возможностью будет строительство молдавского черноморского порта на территории Украины согласно долгосрочному соглашению по аренде.
Железнодорожный транспорт.
Железнодорожными перевозками занимается Государственная компания “Calea Ferata”. В настоящее время железнодорожная сеть не в состоянии удовлетворить все внутренние и внешние транспортные нужды. Создание экспресс перевозок между главными центрами региона (Кишинёв, Бэлць, Тирасполь, Одесса, Винница, Черновцы, Яссы, Галац) существенно повысит количество пассажиров и стимулирует экономическое развитие данной области.
Дорожный и мототранспорт.
Политика строительства скоростных европейских шоссе будет преследовать принципы установления оптимальных связей между вышеупомянутыми региональными экономическими центрами (Кишинёв, Бэлць, Тирасполь, Одесса, Винница, Черновцы, Яссы, Галац).
Программа Европейского Союза о воссоединении центральной и восточной Европы предусматривает долгосрочный проект о соединении Скандинавии и Балкан, подразумевающей Европейский Коридор А-9 по маршруту Хельсинки – С.Петербург – Псков – Витебск – Киев – Любашивка - Кишинёв – Бухарест – Пловдив, разветвляющийся к Одессе, Москве, Клайпеде, Калининграду. На территории Молдовы проект направлен на восстановление трассы Полтава – Балканы и железнодорожного пути Тирасполь – Унгень или строительство маршрута Киев – Кишинёв – Бухарест.
Воздушный транспорт.
Кишинёв, пользуясь преимуществом статуса национальной столицы, уже установил воздушные связи с 30-ю городами по всему миру. Более того, аэропорт Кишинёва является транзитной точкой для тех, кто путешествует с запада на восток (в особенности на Украину) и обратно. Главной задачей является преобразовать Кишинёв в региональный транспортный центр для оказания услуг отдалённым регионам Румынии и Украины. Воздушные базы городов Бэлць и Тирасполя обладают современными инфраструктурами и могут быть использованы для грузоперевозок.
Речной транспорт.
Республика Молдова пересекается рекой Днестр (главным путём речного транспортирования), которая является судоходной даже в мелководных местах. Начиная с 1992 – 1995 отрасль речного транспорта пришла в убыток. Этот факт объяснялся прерыванием связей между экономическими агентами бывшего СССР.
Но затем процесс перехода в рыночную экономику усилился, и появилась необходимость в эксплуатации этой отрасли перевозок.
Хотя у Молдовы нет морских портов, в 1994 году было начато строительство морского порта на реке Дунай возле села Джурджулешть, в южной части страны. В настоящее время проект находится в стадии разработки и будет осуществлён при участии Европейского Банка Реконструкции и Развития. Стоимость проекта оценивается в 38 млн. $.
Важность речных перевозок значительно увеличится, после того как топливный терминал в Джурджулешть с объёмом 1,1 млн. тонн будет закончен.
Средства связи и почтовые услуги.
Телеграф и почтовые услуги являются частью средств обслуживания и инфраструктурой для экономического развития и эффективная работа этих сфер очень важна для успеха экономических реформ страны.
Реформа этого сектора, первоначально нацеленная на разделение запланированной деятельности от работы и эксплуатации, началась в 1993 году с созданием двух предприятий: “Moldtelecom” и “Posta Moldovei”. Молдова обеспечила связь международных сетей благодаря объединению с международными организациями, такими как: UPU, ITU, PTEC, EUTELSAT, TERENA.
В стране существует прямая телефонная связь с Румынией, Болгарией, Грецией, Канадой, Данией, странами СНГ и Балтии, а связи с другими странами производятся посредством международных коммутаторов в Копенгагене и Монреале.
В Марте 1996 года совместное предприятие “Voxtell” получило лицензию на установку и работу сети GSM сроком на 15 лет. Эта компания принимает сеть NMT – 450I от своего партнёра MMT.
Другой GSM компанией, оперирующей в Молдове, является Турецко-молдавское совместное предприятие “Moldcell”.
Туризм
Географическая расположенность Молдовы, её климатические условия и природные места отдыха заставляют утверждать, что вскоре туризм станет одной из самых выгодных отраслей национальной экономики. Несмотря на снизившееся количество туристов, посетивших Молдову за последнее время и малого количества транзитных туристов, структурные изменения в этой области заметны, а именно заметно разнообразие стран, откуда прибывают туристы.
В настоящее время иностранным гражданам Молдова предлагает следующие виды туристических услуг: сельский туризм, национальный туризм, экскурсию «по винным тропам», бизнес – туризм.
Сельский туризм. Этот вид путешествий позволяет туристам побродить по живописным местам Молдовы, постичь историческую культуру и обычаи современности, традиции и сельскую жизнь.
Национальные туры. Молдова – небольшая страна, расстояние крайних северных и южных точек достигает 350 км, а расстояние с востока до запада составляет 150 км. Прибывшие в Молдову туристы имеют возможность увидеть всю страну за относительно короткий промежуток времени.
Экскурсия «по винным тропам». В Молдове существуют богатые традиции, хорошо развитое виноградарство и производство вина. Организуются туристические экскурсии во всемирно известные винные подвалы, такие как Крикова, Кожушна, малые Милешты. Самые лучшие вина, которые когда-либо производились в Молдове, хранятся в этих подвалах.
Бизнес – туризм. Этот вид туризма относительно новый для Молдовы, он подразумевает организацию различных мероприятий (собрания, конференции, семинары, симпозиумы, и т.д.) на территории республики. Благоприятное географическое расположение, традиционное гостеприимство, и относительно низкие цены являются хорошими предпосылками для развития этого вида туризма.
§2. Роль СЭЗ в привлечении иностранных инвестиций
Свободные экономические зоны (зоны предпринимательства) являются частью территории Молдовы, отделённых с экономической точки зрения, где разрешены некоторые виды предпринимательской деятельности на благоприятных условиях для местных и иностранных инвесторов. В свободной экономической зоне разрешены следующие виды предпринимательской деятельности:
1. промышленное производство товаров для экспорта
2. сортировка, упаковка, маркировка и другие подобные операции с товарами, провезёнными на территорию Молдовы
3. другие виды деятельности, такие как общественные услуги, склады, строительство, общественное питание и другие услуги, необходимые для выполнения услуг, перечисленных пунктами 1 и 2.
Промышленная продукция является приоритетным типом деятельности.
Свободная экономическая Зона регулируется:
А) законодательством республики Молдова о льготах обусловленных существующими законами и законами, принятыми отдельно для каждой экономической зоны
Б) государственными и международными соглашениями (конвенциями), подписанными правительством
В настоящее время существует 6 свободных экономических зон в республике Молдова. «Экспо-Бизнес-Кишинёв», основанная в 1995 году, свободная экономическая зона «Унгень», производственные парки «Отачь – бизнес», «Вулканешть» и «Тараклия».
Законодательство обеспечивает стимулирование, гарантии и привилегии для видов бизнеса, основанного на территории Свободных Зон. Предприниматели Свободной Экономической Зоны пользуются таможенными и налоговыми льготами. В частности, они освобождаются от таможенной пошлины на: импортируемые товары основного потребления, экспортируемые товары местного производства, товары, экспортируемые через Свободную Экономическую Зону вне таможенной территории республики Молдова, независимо от страны – производителя.
Предприятия иностранной собственности, расположенные на территории Свободной Экономической Зоны обкладываются 12.6%-ым налогом (по сравнению с 22 %-м на территории Молдовы) на товары и услуги, произведённые или оказанные на территории СЭЗ, освобождаются от НДС (по сравнению с 20% в Молдове). Инвесторы свободной экономической зоны защищены от изменений в законах, что могло бы негативно отразиться на таможенном и налоговом режиме тем, что в течение 10-ти лет новые законы не вступают в силу, что оговорено законодательством.
§3. Примеры удачного Инвестирования в РМ:
АО «Voxtel» было основано в 1998 году и представляло собой консорциум France Telecom и румынской Mobil Rom. В конце июля 2000, датская компания Store Nord приобрела 20.1 % акций компании.
Voxtel является первым среди двух операторов мобильной связи предоставляющих услуги GSM и имеет 50000 клиентов. Voxtel уже вложил 60 млн. долларов в свою сеть, но полный план инвестиций составляет 65 млн. долларов США. В компании работают 255 профессиональных служащих, плюс 1000 человек персонала авторизованных дистрибьюторов. Сумма всех заработных плат составляет 12 млн. $. Главными целями компании являются установление системной сети и разнообразие спектра предоставляемых услуг.
АО «Baltanca» была основана в 1999 году, когда немецкая Steilmann Group приобрела долю на сумму 1.75 млн. нем. марок
АО «Baltanca» производит женскую одежду. На предприятии занято более 1500 высококвалифицированных работников. Steilmann запланировал и на данный момент производит инвестирование в размере 2 млн. нем. Марок со стратегической целью переориентации компании на экспорт на запад.
Практически весь объём экспорта планируется производить в США и страны запада.
Основными аспектами стратегической активности компании является полнейшее переоборудование компании и применение новых технологий.
Молдавское АО «Piele» было основано в1999 году кишинёвского кожевенного завода. На сегодняшний день молдо - итальянское АО «Piele» является современным предприятием, оснащённым высокопроизводительным оборудованием и является 100%-ой частной собственностью. «Esastampa» (Италия) приобрела 60% акций предприятия на сумму в 600000 $ и в течение 4-х лет инвестирует ещё 1.5 млн. $.
В результате приватизации завод подвергся техническому переоборудованию, изучению прогрессивной технологии с использованием высококлассных химических материалов, с целью производства лучшей продукции и расширению ассортимента
АО «Piele» экспортирует кожаные изделия в Италию, Венгрию, Испанию, Румынию и страны СНГ. В течение последних лет продукция участвовала в престижных международных выставках «World Leather» проводимых в Италии, Румынии, Польше, Венгрии, России.
АО «Nefis» - компания, основанная в 1997 году при участии турецких инвесторов. Она расположена в районе Сорока. Полная сумма турецких инвестиций составляет 2 млн. $.
Профиль компании – производство печенья, конфет и проч. В 2001 году компания произвела кондитерских изделий на сумму 1.6 млн. $, 60% которых было экспортировано в ближайшие страны.
Сегодня в компании работают 500 человек. Каждый год АО «Nefis» применяет новые технологии продукции. На сегодняшний день продукция насчитывает 150 образцов кондитерских изделий.
Итогом самой успешной приватизации на период 1999-2000 годов была продажа 3 из 5-ти электрораспределительных компаний испанской фирме Union Fenosa за 25.3 млн. $ и на сумму инвестиций примерно в 70 млн. $. Другими удачными приватизациями иностранными инвесторами стали цементный завод Сement S.A, приобретённый французской компанией Lafarge (52 % акций); фармацевтический завод Farmaco S.A (американской компанией Europharm, Inc., 85% акций); кожевенный завод Piele (итальянской Esastampa, 60% акций); завод по производству одежды Balteanca (немецкой Steilmann Gruppe, 65% акций); туроператор Молдовы Moldova Tur (израильской компанией Avi-waks Ltd, 80% акций); компания по продаже нефти Tirex Petrol (немецкой Mabanaft, 80% доли).
Информация о работе Привлечение зарубежных инвестиций в экономику Молдовы