Привлечение иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 08:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – анализ инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность инвестиций, содержание инвестиционной деятельности;
- проанализировать состояние инвестиционной деятельности в Республике Беларусь;
- рассмотреть пути привлечения инвестиций в экономику Республики беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ПОНЯТИЕ ИНВЕСТИЦИЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Сущность инвестиций, их классификация 6
1.2 Содержание инвестиционной деятельности 7
2 СОСТОЯНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 17
2.1 Регулирование инвестиционной деятельности на государственном уровне, государственная инвестиционная политика 17
2.2 Анализ инвестиционной ситуации в Республике Беларусь 22
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 28
3.1 Стратегия развития инвестиционной деятельности в Республике Беларусь на государственном уровне 28
3.2 Привлечение иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Вложенные файлы: 1 файл

инвестиции 2013.doc

— 336.50 Кб (Скачать файл)

Процессы вложения инвестиций предполагают взаимодействие субъектов инвестиционной деятельности. Следует разграничивать содержание инвестиционной деятельности для инвестора и для хозяйствующего субъекта. Это различие рассмотрено на примере деятельности предприятия, производящего товары (услуги). Для инвестора процесс инвестирования – это вложение капитала, когда сам инвестор выступает в виде собственника, кредитодателя, предоставляющего его хозяйствующему субъекту с целью получения для себя дохода или другого значимого результата. Для хозяйствующего субъекта инвестиционная деятельность – получение капитала, приобретение имущества и его использование в производстве.

Для уточнения этих понятий рассмотрим различие между понятием «капитал» и «имущество». По отношению к инвестору предприятие, получившее капитал имеет определенные финансовые обязательства, а для него сам капитал выступает как обязательные будущие расходы, предполагающей его использование в предстоящей инвестиционной деятельности. Пока он не использован, капитал выступает в виде финансового запаса, а предприятие является обладателем определенного финансового потенциала. Как только капитал превратился в имущество, т.е. произошло связывание капитала в основных или оборотных средствах, он уже означает ожидание будущих поступлений.

Разные стадии оборота полученного  хозяйствующим субъектом капитала формируют для него различное  понимание управления инвестиционной деятельностью. Когда предприятие стремиться привлечь инвестиции, происходит управление потоками поступлений, связанными с притоком капитала. После получения капитала он уже выступает как сумма финансовых обязательств перед инвесторами, кредиторами, и он требует управления расходами, связанными с оттоком капитала. Когда же полученный капитал направляется для приобретения предприятием имущества, он требует управления потоками, связывающими капитал. После того как предприятие начинает использовать приобретенное имущество для производства продукции, он требует управления потоками высвобождения капитала.

На практике довольно часто бывают случаи, когда использование  капитала на приобретение имущества состоялось, и капитал оказывается связан в этом имуществе, но факт использования этого имущества в производстве или не состоялся, или реализуется через некоторый (бывает достаточно большой) промежуток времени (например, объекты незавершенного строительства), т.е. высвобождение капитала осуществляется несвоевременно, и происходит разрыв со сроками, установленными для оттока капитала по выполнению обязательств перед инвестором. Цикл оборота инвестиций не завершен, а инвестиционная деятельность ограничилась деятельностью инвестора, передавшего свой капитал субъекту хозяйствования и потоком платежей (расходами) предприятия на приобретение некого имущества (по сути, эта деятельность предприятия представляет собой финансирование затрат).

Содержание инвестиционной деятельности на государственном уровне и местных органов власти предполагает вложение средств в разработку и осуществление инвестиционной политики государства (стратегии местных органов власти); принятия государственных (местных органов власти) инвестиционных программ и их финансирования; создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности (оказания инвесторам государственной поддержки; защиту интересов инвесторов и др.) и реализуется в государственном регулировании инвестиционной деятельности.

В настоящее время Республика Беларусь предлагает инвесторам благоприятные правовые условия для ведения бизнеса.

Центральным местом юридической базы для осуществления  деятельности инвесторов в Беларуси является Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, вступивший в силу 9 октября 2001 года, нормами которого иностранным инвесторам закреплены не менее благоприятный режим, чем соответствующий режим для юридических и физических лиц Республики Беларусь, а также равные условия хозяйствования.

В целях создания благоприятных условий для динамичного  и устойчивого развития белорусской экономики, в целях повышения благосостояния и качества жизни, посредством определения правил ведения бизнеса, направленных на улучшение делового климата и повышение инвестиционной привлекательности Республики Беларусь в тесном контакте с международными организациями кодекс адаптируется к лучшему мировому опыту.

Дополнительные гарантии и преференции  инвесторам предоставлены при реализации инвестиционных проектов в свободных экономических зонах, в ПВТ, в специальном туристско-рекреационном парке «Августовский канал», Китайско-Белорусском индустриальном парке, в сельской местности, в малых городах, малому и среднему бизнесу.

С 2009 г. успешно действует созданный  институт «инвестиционных договоров с Республикой Беларусь» (Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь»).

Инвестиционный договор представляет собой одну из возможных форм государственно-частного партнерства. При заключении такого договора инвестор получает дополнительные гарантии и преференции, в том числе закреплена возможность получения индивидуальных преференций.

В целях совершенствования инвестиционного  климата 6 июня т.г. Президентом Республики Беларусь подписан Декрет Президента Республики Беларусь от 06.06.2011 № 4 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10», который уточнил некоторые нормы и расширил перечень предоставляемых льгот при заключении инвестиционного договора с Республикой Беларусь.

В целях его реализации принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2011 № 1058 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 4» (вместе с «Положением о порядке заключения, изменения, прекращения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь», «Положением о порядке ведения Государственного реестра инвестиционных договоров с Республикой Беларусь», «Положением о порядке согласования перечня технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему), ввозимого инвестором и (или) организацией, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, для использования на территории Республики Беларусь для реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционным договором с Республикой Беларусь», «Положением о порядке согласования перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для проектирования, строительства (реконструкции), оснащения объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте, реализуемом в соответствии с инвестиционным договором с Республикой Беларусь»).

В целях увеличения притока иностранных  инвестиций и, в первую очередь прямых, в которых заинтересована республика, создан и действует институт «инвестиционных агентов» (Указ Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 413).

Это физические или юридические  лица, которые располагают необходимыми практическими навыками и опытом в реализации инвестиционных проектов и которые окажут содействие республике в поиске потенциальных инвесторов. Сегодня такой статус уже предоставлен 13 компаниям.

В настоящее время, в целях дальнейшего  совершенствования порядка определения инвестиционных агентов, а также устранения несогласованности отдельных норм Положения о порядке предоставления физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2009 года № 1448, нормам Указа Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. №413 «О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь» принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 722 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2009 г. № 1448».

В целях совершенствования работы по привлечению иностранных инвестиций, повышения эффективности приватизационных процессов в Республике Беларусь и обеспечения взаимодействия инвесторов с органами государственного управления создано государственное учреждение «Национальное агентство инвестиций и приватизации» путем преобразования республиканского унитарного предприятия «Национальное инвестиционное агентство» (Указ Президента Республики Беларусь от 25.05.2010 № 273 (ред. от 22.04.2011) «О создании государственного учреждения «Национальное агентство инвестиций и приватизации»).

Агентство призвано содействовать  осуществлению прямых иностранных  инвестиций, в том числе при  приватизации государственного имущества. Агентство участвует в реализации государственной политики в сфере инвестиций и приватизации, мониторинге и сопровождении реализации инвестиционных проектов и приватизации госимущества, создании положительного инвестиционного имиджа страны, предоставление полного пакета услуг инвестору.

Активное сотрудничество с международными организациями создают важные предпосылки для привлечения иностранных инвестиций. Ведется целенаправленная работа по включению Республики Беларусь в международные экономические процессы.

15 июля 2011 г. ратифицированы  поправки к Конвенции об учреждении Агентства; 29 июля 2011 г. между Правительством Республики Беларусь и Агентством были заключены соглашения о правовой защите гарантированных иностранных инвестиций и об использовании местной валюты, которые сегодня проходят ратификацию, что станет заключительной процедурой для Республики Беларусь, которая позволит нашей стране стать полноправным членом Агентства.

С целью сохранения интересов инвесторов в условиях унификации законодательства Республики Беларусь с законодательством стран Таможенного Союза, в 2011 году разработаны нормативные правовые акты, предусматривающие дополнительные, компенсационные меры, взамен утрачиваемых с 2017 г. таможенных льгот, иных льгот и преференций.

В целях поиска новых источников финансирования и, как результат, увеличение объема привлечения иностранных инвестиций, а также формирования благоприятного имиджа страны, республика сотрудничает с Международными финансовыми организациями. Так в 2011 году вступило в силу ратифицированное Республикой Беларусь Рамочное соглашение между Республики Беларусь и Северным инвестиционным банком (СИБ), которое открывает новые возможности для Беларуси по получению финансирования в форме предоставления кредитов и банковских гарантий со стороны СИБ, а также совместного финансирования инвестиционных проектов с другими международными финансовыми организациями.

С целью повышения инвестиционной привлекательности и продвижения  позитивного имиджа Республики Беларусь за рубежом принята Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций на период до 2015 года (совместное постановление Нацбанка и Совета Министров Республики Беларусь 18.01.2012 № 51/2).

Стратегия призвана стимулировать  приток прямых иностранных инвестиций в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики и инновационным развитием страны, расширить масштабы и повысить качества их использования на базе постоянного улучшения инвестиционного климата, реформирования государственной собственности и развития государственно-частного партнерства в Республике Беларусь.

В документе определены приоритетные сектора, куда будут направляться прямые иностранные инвестиции (фармацевтика, биотехнологии, нанотехнологии, новые материалы, информационные и коммуникационные технологии). Также предусмотрено привлечение прямых иностранных инвестиций в традиционные виды экономической деятельности. Будут развиваться кластеры: фармацевтический и по производству льнопродукции.

Стратегия предусматривает реформирование отношений собственности. Органам  государственного управления будет представлено больше полномочий по распоряжению госимуществом.

В целях привлечения внешних  и внутренних инвестиций отмечен  метод государственно-частного партнерства. Это эффективный механизм восполнения дефицита государственных средств, используемый в настоящее время различными государствами.

Реализация положений Стратегии  будет способствовать привлечению  прямых иностранных инвестиций и  окажет существенное влияние на выполнение основных показателей Программы социально-экономического развития Беларуси до 2015 года.

Работа по формированию благоприятного инвестиционного климата и активизации  привлечения прямых иностранных  инвестиций в Республику Беларусь будет продолжена в направлении обеспечения выполнения органами государственного управления Плана мероприятий по совершенствованию делового и инвестиционного климата в Республике Беларусь Стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций до 2015 года на основе обеспечения открытости деятельности органов государственной власти, соблюдения принципа конкурентности, равнозначных условий хозяйствования, с соблюдением прав и законных интересов инвесторов и других лиц, обеспечения их надлежащей защиты

  1. Состояние инвестиционной деятельности в Республике Беларусь

    1. Регулирование инвестиционной деятельности на государственном уровне, государственная инвестиционная политика

 

Государственное управление (регулирование) инвестиционной деятельности включает задачи определения стратегии поведения инвесторов на инвестиционном рынке, объемы и структуру государственных инвестиций, направленные на реформирование ее социальной, воспроизводственной, отраслевой, технологической и территориальной структур, обусловленные целями и задачами социально-экономического развития страны.

В настоящее время в  Республике Беларусь государство выступает основным инвестором через бюджет обеспечивает 18% от всех инвестиций [11, с.10].

Механизм управления заключается  в прямом воздействии на структуры  государственного сектора и косвенного на структуры негосударственного сектора. В последнем случае больше подходит термин «государственное регулирование». Принципы государственного регулирования инвестиционного процесса строятся на определенных теоретических концепциях. Объемы и структуру потребности в инвестициях определяют исходя из значений доли инвестиций в ВВП, обеспечивающих реализацию целей социально-экономического развития страны.

Информация о работе Привлечение иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь