Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 08:08, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – анализ инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность инвестиций, содержание инвестиционной деятельности;
- проанализировать состояние инвестиционной деятельности в Республике Беларусь;
- рассмотреть пути привлечения инвестиций в экономику Республики беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ПОНЯТИЕ ИНВЕСТИЦИЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Сущность инвестиций, их классификация 6
1.2 Содержание инвестиционной деятельности 7
2 СОСТОЯНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 17
2.1 Регулирование инвестиционной деятельности на государственном уровне, государственная инвестиционная политика 17
2.2 Анализ инвестиционной ситуации в Республике Беларусь 22
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 28
3.1 Стратегия развития инвестиционной деятельности в Республике Беларусь на государственном уровне 28
3.2 Привлечение иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Процессы вложения инвестиций предполагают взаимодействие субъектов инвестиционной деятельности. Следует разграничивать содержание инвестиционной деятельности для инвестора и для хозяйствующего субъекта. Это различие рассмотрено на примере деятельности предприятия, производящего товары (услуги). Для инвестора процесс инвестирования – это вложение капитала, когда сам инвестор выступает в виде собственника, кредитодателя, предоставляющего его хозяйствующему субъекту с целью получения для себя дохода или другого значимого результата. Для хозяйствующего субъекта инвестиционная деятельность – получение капитала, приобретение имущества и его использование в производстве.
Для уточнения этих понятий рассмотрим различие между понятием «капитал» и «имущество». По отношению к инвестору предприятие, получившее капитал имеет определенные финансовые обязательства, а для него сам капитал выступает как обязательные будущие расходы, предполагающей его использование в предстоящей инвестиционной деятельности. Пока он не использован, капитал выступает в виде финансового запаса, а предприятие является обладателем определенного финансового потенциала. Как только капитал превратился в имущество, т.е. произошло связывание капитала в основных или оборотных средствах, он уже означает ожидание будущих поступлений.
Разные стадии оборота полученного
хозяйствующим субъектом
На практике довольно часто бывают случаи, когда использование капитала на приобретение имущества состоялось, и капитал оказывается связан в этом имуществе, но факт использования этого имущества в производстве или не состоялся, или реализуется через некоторый (бывает достаточно большой) промежуток времени (например, объекты незавершенного строительства), т.е. высвобождение капитала осуществляется несвоевременно, и происходит разрыв со сроками, установленными для оттока капитала по выполнению обязательств перед инвестором. Цикл оборота инвестиций не завершен, а инвестиционная деятельность ограничилась деятельностью инвестора, передавшего свой капитал субъекту хозяйствования и потоком платежей (расходами) предприятия на приобретение некого имущества (по сути, эта деятельность предприятия представляет собой финансирование затрат).
Содержание инвестиционной деятельности на государственном уровне и местных органов власти предполагает вложение средств в разработку и осуществление инвестиционной политики государства (стратегии местных органов власти); принятия государственных (местных органов власти) инвестиционных программ и их финансирования; создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности (оказания инвесторам государственной поддержки; защиту интересов инвесторов и др.) и реализуется в государственном регулировании инвестиционной деятельности.
В настоящее время Республика Беларусь предлагает инвесторам благоприятные правовые условия для ведения бизнеса.
Центральным местом юридической базы для осуществления деятельности инвесторов в Беларуси является Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, вступивший в силу 9 октября 2001 года, нормами которого иностранным инвесторам закреплены не менее благоприятный режим, чем соответствующий режим для юридических и физических лиц Республики Беларусь, а также равные условия хозяйствования.
В целях создания
благоприятных условий для
Дополнительные гарантии и преференции инвесторам предоставлены при реализации инвестиционных проектов в свободных экономических зонах, в ПВТ, в специальном туристско-рекреационном парке «Августовский канал», Китайско-Белорусском индустриальном парке, в сельской местности, в малых городах, малому и среднему бизнесу.
С 2009 г. успешно действует созданный институт «инвестиционных договоров с Республикой Беларусь» (Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь»).
Инвестиционный договор
В целях совершенствования
В целях его реализации принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2011 № 1058 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 4» (вместе с «Положением о порядке заключения, изменения, прекращения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь», «Положением о порядке ведения Государственного реестра инвестиционных договоров с Республикой Беларусь», «Положением о порядке согласования перечня технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему), ввозимого инвестором и (или) организацией, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, для использования на территории Республики Беларусь для реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционным договором с Республикой Беларусь», «Положением о порядке согласования перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для проектирования, строительства (реконструкции), оснащения объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте, реализуемом в соответствии с инвестиционным договором с Республикой Беларусь»).
В целях увеличения притока иностранных инвестиций и, в первую очередь прямых, в которых заинтересована республика, создан и действует институт «инвестиционных агентов» (Указ Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 413).
Это физические или юридические
лица, которые располагают необходимы
В настоящее время, в целях дальнейшего
совершенствования порядка
В целях совершенствования работы
по привлечению иностранных инвест
Агентство призвано содействовать
осуществлению прямых иностранных
инвестиций, в том числе при
приватизации государственного имущества.
Агентство участвует в
Активное сотрудничество с международными организациями создают важные предпосылки для привлечения иностранных инвестиций. Ведется целенаправленная работа по включению Республики Беларусь в международные экономические процессы.
15 июля 2011 г. ратифицированы поправки к Конвенции об учреждении Агентства; 29 июля 2011 г. между Правительством Республики Беларусь и Агентством были заключены соглашения о правовой защите гарантированных иностранных инвестиций и об использовании местной валюты, которые сегодня проходят ратификацию, что станет заключительной процедурой для Республики Беларусь, которая позволит нашей стране стать полноправным членом Агентства.
С целью сохранения интересов инвесторов в условиях унификации законодательства Республики Беларусь с законодательством стран Таможенного Союза, в 2011 году разработаны нормативные правовые акты, предусматривающие дополнительные, компенсационные меры, взамен утрачиваемых с 2017 г. таможенных льгот, иных льгот и преференций.
В целях поиска новых источников финансирования и, как результат, увеличение объема привлечения иностранных инвестиций, а также формирования благоприятного имиджа страны, республика сотрудничает с Международными финансовыми организациями. Так в 2011 году вступило в силу ратифицированное Республикой Беларусь Рамочное соглашение между Республики Беларусь и Северным инвестиционным банком (СИБ), которое открывает новые возможности для Беларуси по получению финансирования в форме предоставления кредитов и банковских гарантий со стороны СИБ, а также совместного финансирования инвестиционных проектов с другими международными финансовыми организациями.
С целью повышения инвестиционной
привлекательности и
Стратегия призвана стимулировать приток прямых иностранных инвестиций в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики и инновационным развитием страны, расширить масштабы и повысить качества их использования на базе постоянного улучшения инвестиционного климата, реформирования государственной собственности и развития государственно-частного партнерства в Республике Беларусь.
В документе определены приоритетные сектора, куда будут направляться прямые иностранные инвестиции (фармацевтика, биотехнологии, нанотехнологии, новые материалы, информационные и коммуникационные технологии). Также предусмотрено привлечение прямых иностранных инвестиций в традиционные виды экономической деятельности. Будут развиваться кластеры: фармацевтический и по производству льнопродукции.
Стратегия предусматривает реформирование отношений собственности. Органам государственного управления будет представлено больше полномочий по распоряжению госимуществом.
В целях привлечения внешних и внутренних инвестиций отмечен метод государственно-частного партнерства. Это эффективный механизм восполнения дефицита государственных средств, используемый в настоящее время различными государствами.
Реализация положений
Работа по формированию благоприятного
инвестиционного климата и
Государственное управление (регулирование) инвестиционной деятельности включает задачи определения стратегии поведения инвесторов на инвестиционном рынке, объемы и структуру государственных инвестиций, направленные на реформирование ее социальной, воспроизводственной, отраслевой, технологической и территориальной структур, обусловленные целями и задачами социально-экономического развития страны.
В настоящее время в Республике Беларусь государство выступает основным инвестором через бюджет обеспечивает 18% от всех инвестиций [11, с.10].
Механизм управления заключается в прямом воздействии на структуры государственного сектора и косвенного на структуры негосударственного сектора. В последнем случае больше подходит термин «государственное регулирование». Принципы государственного регулирования инвестиционного процесса строятся на определенных теоретических концепциях. Объемы и структуру потребности в инвестициях определяют исходя из значений доли инвестиций в ВВП, обеспечивающих реализацию целей социально-экономического развития страны.
Информация о работе Привлечение иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь