Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 10:50, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть понятие и формы прямых иностранных инвестиций.
Исходя из цели курсовой работы, были поставлены следующие задачи: Рассмотреть прямые иностранные инвестиции: понятие, формы. Описать методы государственного регулирования прямых иностранных инвестиций в Республике Беларусь. Проанализировать стратегию привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь.
Введение………………………………………………………………….3
1. Прямые иностранные инвестиции: понятие, формы……………….4
2. Методы государственного регулирования прямых иностранных инвестиций ……………………………………………………………………..9
3. Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь…………………………………………………………17
Заключение …………………………………………………………….35
Список использованных источников ………………………………...
Прочих иностранных инвестиций (не от прямого инвестора) получено 3,9 млрд. долларов США, или на 29,9% меньше, чем за 2012 год. На их долю приходилось 27,6% от всего валового поступления иностранных инвестиций. За 2012 – 2013 гг. наибольшие суммы иностранные инвесторы вложили в организации г. Минска (73,4%). На организации Минской области приходилось 11,6% валового поступления иностранных инвестиций, Гомельской области – 5,5%.
Привлечение и эффективное использование инвестиций является одним из основных приоритетов государственной инвестиционной политики Республики Беларусь, которую осуществляет Министерство экономики Республики Беларусь. Министерство иностранных дел Республики Беларусь совместно с белорусскими загранучреждениями оказывает содействие привлечению иностранных инвестиций в экономику страны и формированию благоприятного инвестиционного имиджа Республики Беларусь за рубежом.
Для работы иностранных инвесторов на территории Беларуси созданы необходимые правовые условия. Всем инвесторам гарантирована равная, без дискриминации, защита прав и законных интересов, независимо от формы собственности и национального статуса. Гарантии зарубежным инвесторам предоставляются также в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами.
В настоящее время действует 52 соглашения об избежании двойного налогообложения и 49 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций, в том числе с Австрией, Великобританией, Германией, Италией, Китаем, Латвией, Литвой, Польшей, Турцией, Чехией, Швецией, Швейцарией, Финляндией, Южной Кореей и др.
Актуальными на 2013 – 2014 гг. инвестиционными проектами являются: строительство азотного комплекса в ОАО «Гродно Азот» с объемом инвестиций 1 012 979 000 USD и сроком окупаемости 8 лет; строительство транспортно-логистического центра на территории Гродненской области с объемом инвестиций 30 000 000 USD и сроком окупаемости 5 лет; строительство Оршанской ГЭС с объемом инвестиций 48 100 000 USD и сроком окупаемости 23 года; строительство цементного завода на базе месторождений мела «Подкаменье», «Широкое» с объемом инвестиций 300 000 000 USD и сроком окупаемости 7 лет; производство высокоточного, высокопрочного чугунного литья с объемом инвестиций 144 886 000 USD и сроком окупаемости 15 лет; строительство завода гидромеханических передач с объемом инвестиций 264 182 000 USD и сроком окупаемости 8 лет; строительство промышленного комплекса по производству мяса индейки с объемом инвестиций 133 700 000 USD и сроком окупаемости 8 лет.
Привлекая иностранные инвестиции любое государство должно стараться гармонично включить их в общий инвестиционный процесс так, чтобы они эффективно работали вместе с внутренними инвестициями, внутренним производственным потенциалом страны. Этой цели служит инвестиционная политика государства. Она базируется на оптимизации производства для удовлетворения человеческих потребностей и на минимизации использования природных ресурсов и имеет как внутренние, так и внешние источники.
Список использованных источников
1. Абрамов, С. И. Инвестирование. — М: Центр экономики и маркетинга, 2000. — 122 с.
2. Бирман, Г., Шмидт, С. Экономический
анализ инвестиционных про
3. Бочаров, В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий. — М: Финансы и статистика, 1998. — 218 с.
4. Герчикова, И.Н. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие. — Мн.: АО «Консалтбанкир», 1997. — 189 c.
5. Гражданский Кодекс Республики Беларусь от 11.07.2013 г. № 218 -З З / Эталонный банк данных правовой информации НЦПИ. — Режим доступа: http://ncpi.gov.by. — Дата доступа: 29.04.2014.
6. Жигалов, В. Т. Основы менеджмента
и управленческой деятельно
7. Золотарёва, Е.А. Основы бизнеса и маркетинга: Учебно-методическое пособие. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2003. — 23 с.
8. Золотогоров, В.Г. Организация и планирование производства: Практ. пособие. — Мн.: ФУАинформ, 2001. — 402 c.
9. Инвестиционный Кодекс
10. Колтынюк, Б.А. Инвестиционные проекты: Учебник. — 2-е изд., пе-рераб. и допол. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. — 190 с.
11. Крушвиц, Л. Инвестиционные расчеты: Пер. с нем. / Под общ. ред. В.В. Ковалева и ЗА. Собова. — СПб.: Питер, 2001. — 234 с.
12. Крылов, Э.И., Власова, В.М., Журакова
И.В, Анализ эффективности
13. Липсиц, И.Б., Коссов, В.В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализ. — М.: Бек, 1996. — 432 с.
14. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). Официальное издание. — М.: Экономика, 2000. — 442 с.
15. Минько, Э.В., Минько, А.Э., Смирнов, В.П. Качество и конкурентоспособность продукции и процессов: Учебное пособие. — СПб.: ГУАП, 2005. — 240 с.
16. Негашев, Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. — М.: Высш. школа, 1997. — 278 c.
17. Немтинова, Ю.В., Герасимов, Б.И. Качество инвестиционных проектов промышленных производств: Монография. — М.: Издательство "Машиностроение", 2007. — 104 с.
18. Новицкий, Н.И. Организация производства на предприятиях: учеб.-метод. пособие. — Москва: Финансы и статистика, 2003 г. — 392 с.
19. Организация производства: учеб. пособие. — 3-е изд./ Л.М. Синица. — Мн.: ИВЦ Минфина,226. — 521 с.
20. Соломатин, Н.А. Оперативное управление производством. М., 1993. — 328 с.
21. Статистика отраслей. Практикум. — Мн : Книжный Дом; Мисанта, 2006. — 416 с.
22. Траут, Д. Маркетинг снизу вверх. — М.: Экономика, 2011. — 72 с.
23. Трудовой Кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З / Эталонный банк данных правовой информации НЦПИ. — Режим доступа: http://ncpi.gov.by. — Дата доступа: 27.04.2014.
24. Фахрутдинов, Р.А. Организация производства: учебник / Р.А. Фахрутдинов. — Москва: ИНФРА-М, 2002. — 672 с.
25. Холт, Р.Н., Барнес, СБ. Планирование инвестиций: Пер. с англ. — М.: Дело ЛТД, 1994. — 322 с.
26. Экономика организации и планирование промышленного производства/ под ред.Н.А. Лисицина. Мн. 1990. — 187 c.
27. Экономический анализ. Учебник. Г. В. Савицкая. — 11-е изд., испр. и доп. — М. Новое знание, 2005. — 651 с.
Приложение А
Мероприятия по улучшению инвестиционного климата в Республике Беларусь
Наименование мероприятий |
Форма исполнения |
Ответственные исполнители |
1. Совершенствование |
внесение в Совет Министров Республики Беларусь проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих приведение актов законодательства в соответствие с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» после его принятия |
Минфин |
2. Организация подготовки и |
создание обучающих программ |
Минобразование, Минфин |
3. Проведение дополнительной |
предложения в Совет Министров Республики Беларусь |
Минэкономики совместно с органами государственного управления |
4. Оценка эффективности |
» |
Минэкономики, иные заинтересованные, ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации» |
5. Подготовка предложений о |
» |
Минэкономики, ГКНТ, облисполкомы, Минский горисполком |
6. Предоставление Правительству
Республики Беларусь |
внесение в Совет Министров Республики Беларусь проекта Указа Президента Республики Беларусь «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 16 февраля 2004 г. № 88» |
Минфин, МНС, Минэкономики |
7. Предоставление гражданам |
предложения в Совет Министров Республики Беларусь |
Госкомимущество |
8. Внесение изменений и |
внесение в Совет Министров Республики Беларусь проекта Указа Президента Республики Беларусь «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 72», предусматривающего распространение его действия на объекты, заказчиками по которым являются администрации свободных экономических зон |
Минстройархитектуры |
9. Освобождение резидентов |
внесение в Совет Министров Республики Беларусь проекта нормативного правового акта |
Минэкономики |
внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка |
||
возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земельного участка |
||
осуществления компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира при строительстве объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, с правом удаления объектов растительного мира |
||
10. Проработка вопроса о |
предложения в Совет Министров Республики Беларусь |
Госкомимущество, Минэкономики, облисполкомы, Минский горисполком |
11. Проработка вопроса о разрешении продажи акций хозяйственных обществ по номинальной стоимости при наличии отрицательного финансового результата работы в течение одного календарного года |
» |
Госкомимущество, иные заинтересованные |
12. Проработка вопроса о разрешени |
» |
» |
13. Проработка вопроса об |
внесение в Совет Министров Республики Беларусь проекта Указа Президента Республики Беларусь «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667» |
» |
14. Совершенствование налогового администрирования в целях снижения временных и трудовых затрат на уплату налогов за счет дальнейшего распространения системы электронного декларирования, расширения сферы его применения |
расширение перечня предоставляемых в налоговые органы электронных документов путем доработки программного обеспечения |
МНС |
15. Внедрение современных |
внесение в Совет Министров Республики Беларусь проекта нормативного правового акта |
Минфин |
16. Рассмотрение вопроса о пакета акций ЗАО Банк ВТБ (Беларусь)
частному стратегическому
инвестору |
предложения в Совет Министров Республики Беларусь |
Национальный банк, Минэкономики, ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации», иные органы государственного управления |
17. Обеспечение дальнейшего |
внесение в Совет Министров Республики Беларусь проекта нормативного правового акта |
Минфин, Минэкономики, Национальный банк |
18. Завершение работы по |
принятие решений Комиссией Таможенного союза |
Госстандарт, МИД, Минздрав, иные органы государственного управления |
19. Упрощение статистического |
внесение в Совет Министров Республики Беларусь проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь |
ГТК, МИД, Минэкономики |
20. Совершенствование системы закрепление требования об отмене «автоматического»
(без принятия решения лицензирующего
органа) прекращения действия специального
разрешения (лицензии)
в случае нарушения лицензиатом срока
обращения за внесением в него изменений
и (или) дополнений |
внесение в Совет Министров Республики Беларусь проекта Указа «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450» |
Минэкономики, Минторг |
21. Выработка и реализация |
предложения в Совет Министров Республики Беларусь |
Минэкономики, Минпром, облисполкомы, Минский горисполком |
22. Определение перечня ТНК, с которыми
целесообразна проработка |
предложения в Совет Министров Республики Беларусь |
Минэкономики, ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации», иные органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком |
23. Формирование и ведение базы
инвестиционных предложений, предусматривающих
привлечение прямых |
» |
ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации», Минэкономики, МИД |
24. Создание Китайско- |
внесение в Совет Министров Республики Беларусь проекта Указа Президента Республики Беларусь |
Минэкономики |
25. Создание специализированной |
разработка специализированной информационной базы данных и интернет-портала |
ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации» |
26. Оказание содействия |
выставочная и научно-общественная деятельность |
МИД, БелТПП, Минэкономики, ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации», Конфедерация промышленников и предпринимателей, органы государственного управления |
27. Проведение мероприятий междуна |
предложения в Совет Министров Республики Беларусь |
ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации», Минэкономики, МИД, иные органы государственного управления, БелТПП |
28. Организация проведения на системной основе опросов среди коммерческих организаций, созданных с участием иностранного инвестора (инвесторов), и разработка предложений об улучшении инвестиционного климата в Республике Беларусь |
» |
Минэкономики, ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации», МИД, иные органы государственного управления |
29. Разработка планов привлечения прямых иностранных инвестиций, в том числе из государств – участников СНГ |
» |
отраслевые министерства, концерны, облисполкомы, Минский горисполком |
30. Поиск дипломатическими |
» |
МИД, дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь за рубежом, ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации» |
31. Взаимодействие с |
» |
Минприроды, Минэкономики, облисполкомы, Минский горисполком |
Приложение Б
Формы прямых иностранных инвестиций в традиционные виды экономической деятельности
Виды экономической деятельности |
Инвесторы |
Приоритетные формы прямых иностранных инвестиций |
Химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий |
стратегические инвесторы – международные концерны (Henkel), ТНК (BASF, BAYER, Dow Chemicals и другие), крупные компании из России, Казахстана и других государств |
продажа (приватизация) низкоэффективных
государственных унитарных предприятий
и находящихся в собственности государства
акций (долей в уставных фондах) хозяйственных
обществ при условиях внедрения
инвестором передовых технологий и (или)
обеспечения поставок продукции на экспорт |
Производство машин и оборудования, электрических машин и электрооборудования, прочих транспортных средств |
стратегические инвесторы – автомобильные холдинги (ОАО «Объединенные автомобильные технологии» (Россия) и иные), международные компании, в том числе специализирующиеся на производстве комплектующих, узлов, агрегатов, запасных частей (Geely, Faw, Chery) |
продажа (приватизация) низкоэффективных
государственных унитарных предприятий,
специализирующихся на производстве автокомпонентов,
сельскохозяйственного машиностроения,
сборочных производств грузового автомобильного
транспорта и находящихся в собственности
государства акций (долей в уставных фондах)
хозяйственных обществ при условиях внедрения
инвестором передовых технологий и (или)
обеспечения поставок продукции на экспорт |
Связь |
стратегические инвесторы – ТНК (Nokia, HP, Dell), международные
концерны |
продажа (приватизация) государственных
унитарных предприятий и находящихся
в собственности государства акций (долей
в уставных фондах) хозяйственных обществ
при условии принятия инвесторами обязательств
по их развитию |
Строительство и производство строительных материалов |
стратегические инвесторы – ТНК (Lafarge, Holcim, Cemex, Cement), международные компании (Heidelberg), концерны |
продажа (приватизация) с участием ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации» государственных унитарных предприятий и находящихся в собственности государства акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ (цементные заводы, производители стеновых строительных материалов, бетона, железобетонных изделий, керамических строительных материалов, изделий из гипса и другого) при условии принятия инвесторами обязательств по реконструкции, развитию мощностей |
Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих отраслях |
стратегические инвесторы – сельскохозяйственные и перерабатывающие ТНК, агрохолдинги России, Украины, государств Балтии, Восточной и Западной Европы |
продажа (приватизация) неэффективных государственных унитарных предприятий и находящихся в собственности государства акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ с передачей земель сельскохозяйственного назначения в долгосрочную аренду |
финансовые инвесторы – международные фонды прямых инвестиций, специализирующиеся на инвестициях в сельское хозяйство |
создание совместных предприятий с иностранными инвесторами с преимущественной долей государства в их уставных фондах | |
Производство пищевых продуктов, включая напитки |
международные стратегические инвесторы (Fonterra, Lactalis и другие) |
продажа (приватизация), в том числе с участием ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации», неэффективных государственных унитарных предприятий и находящихся в собственности государства акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ при условиях внедрения инвестором передовых технологий и (или) обеспечения поставок продукции на экспорт |
Текстильное производство, производство одежды, выделка и крашение меха, производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
стратегические инвесторы – профильные международные компании, в том числе специализирующиеся на производстве обуви, кожи |
продажа (приватизация) низкоэффективных государственных унитарных предприятий и находящихся в собственности государства акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ при условиях внедрения инвестором передовых технологий и (или) обеспечения поставок продукции на экспорт |
финансовые инвесторы – фонды прямых инвестиций, международные финансовые институты |
приватизация РУП «Гродненское производственное
кожевенное объединение» при условии
выноса
мощностей в промышленную зону г. Гродно |