Разработка и исполнение государственных (муниципальных) контрактов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 21:35, реферат

Краткое описание

Актуальность темы настоящей выпускной квалификационной работы объясняется несколькими причинами. Во-первых, тем, что роль государственного и муниципального заказа достаточно велика: с его помощью реализуются общественные потребности, проводится в жизнь любая приоритетная политика государства и муниципальных образований. Госзаказы получили широкое распространение в странах с высокоразвитой рыночной экономикой, например, в США доля государственных закупок равна примерно 15% национального бюджета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Общая характеристика государственных и муниципальных контрактов.
1.1 Понятие государственного (муниципального) контракта
1.2 Структура государственного (муниципального) контракта
Глава II. Исполнение государственных и муниципальных контрактов
2.1 Механизмы защиты
2.2 Исполнение государственного и муниципального контракта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Разработка и исполнение государственных.doc

— 760.50 Кб (Скачать файл)

Для правильного  рассмотрения вопроса о государственном  контракте на поставку товаров для  государственных нужд необходимо:

- дать понятие  государственному контракту на  поставку товаров для государственных  нужд;

- рассмотреть  основания для заключения контракта;

- выяснить порядок  и сроки заключения контракта; 

- обратить внимание  на особенности исполнения обязательств по контракту;

- рассмотреть  ответственность сторон по договору  поставки товаров для государственных  нужд.

1 Понятие государственного  контракта на поставку товаров  для государственных нужд и  сфера его применения

Государственный контракт на поставку товаров для  государственных нужд является разновидностью договора поставки и в этом смысле может быть охарактеризован как возмездный, консенсуальный и взаимный договор. Но этот договор обладает существенными особенностями, позволяющими выделить его из общей массы договоров поставки.

Первой его  особенностью является специальный  субъектный состав. Для организации  работы по выполнению федеральных целевых  программ и обеспечению поставок продукции для федеральных государственных  нужд Правительство Российской Федерации  утверждает государственных заказчиков. Государственным заказчиком может быть федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение. Заказы на выполнение федеральных целевых программ, закупку и поставку продукции для обеспечения федеральных государственных нужд размещаются на предприятиях, в организациях и учреждениях (поставщиках) посредством заключения государственными заказчиками государственных контрактов. Корнеева, И.Л. Гражданское право. М., 2005. - С. 16.

Партнером государственного заказчика является поставщик. Для участия в процедуре по размещению заказов на закупки продукции для государственных нужд юридические лица и индивидуальные предприниматели должны удовлетворять квалификационным требованиям.

Так, в соответствии со ст. 5 Закона о конкурсах на размещение заказов на поставки товаров участником конкурса может быть только поставщик (исполнитель), имеющий производственные мощности, оборудование и трудовые ресурсы, необходимые для производства товаров (работ, услуг). При этом организатору конкурса, предоставлено право устанавливать дополнительные требования к участникам конкурса при проведении каждого конкурса. Требования организатора конкурса должны содержаться в конкурсной документации.

Иностранные поставщики (исполнители) товаров (работ, услуг) могут принимать участие в конкурсе в случае, если производство товаров (работ, услуг) для государственных нужд в Российской Федерации отсутствует или экономически нецелесообразно.

В соответствии с условиями госконтракта поставщик по государственному контракту может осуществлять поставку:

- непосредственно  государственному заказчику, как  показано на рисунке 1;

- другим лицам,  указанным в отгрузочной разнарядке  государственного заказчика; 

- либо не  государственному заказчику, а другому покупателю на основании заключенного непосредственно с ним во исполнение государственного контракта договора поставки товаров для государственных нужд.

Основанием  для заключения договора непосредственно  между поставщиком и покупателем  является так называемое извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), выданное государственным заказчиком в соответствии с государственным контрактом. Павлов, Е.В. Договор поставки. М., 2006. - С. 54.

Рисунок 1 - Общая  схема участников государственных закупок Для государственного заказчика, разместившего заказ, принятый поставщиком (исполнителем), заключение государственного контракта обязательно. Для поставщика заключение государственного контракта обязательно лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что госзаказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта. Обязанность заключить государственный контракт установлена, прежде всего, для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке (предприятий-монополистов). Условие о возмещении убытков неприменимо в отношении казенного предприятия (ст. 527 ГК), обязанного заключить договор независимо от убыточности производства.

Предмет государственных контрактов и договоров поставки товаров для государственных нужд составляют любые товары, отвечающие целям поставок для государственных нужд. Как правило, это товары серийного или массового производства. Садиков, О.Н. Гражданское право России. М., 2007. - С. 108.

В соответствии с Федеральным законом  «О конкурсах на размещение заказов  на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  нужд» заказы могут размещаться  как на конкурсной основе путем проведения открытых или закрытых конкурсов, так и без проведения конкурсов.

Выделение поставки товаров для  государственных нужд (§ 4 гл. 30 ГК) в  отдельный вид купли-продажи преследует цель установление специального правового  режима, учитывающего участие в этих отношениях такого своеобразного субъекта гражданского права, как государство - Российская Федерация и ее субъекты (ст. 124 ГК). Сфера применения поставок товаров для государственных нужд определяется понятием таких нужд. В ГК не упоминаются муниципальные нужды, однако заказы для удовлетворения таких нужд существуют, что нашло отражение, в частности, в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Кроме того, согласно ст. 3 этого Закона среди государственных нужд необходимо различать федеральные нужды и нужды субъектов РФ.

Понятие "государственные и муниципальные  нужды" характеризуется следующими признаками. Во-первых, сущность нужд, т.е. потребности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований в товарах, работах, услугах. Во-вторых, источник их покрытия - средства соответствующих бюджетов и внебюджетных источников финансирования. В-третьих, преследуемые цели. Ими могут быть: осуществление функций органа публичной власти, реализация целевых программ, решение вопросов местного значения (муниципальные нужды); исполнение международных обязательств (только федеральные нужды).

Федеральные государственные нужды -- это потребности РФ в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» / НПП «Гарант-Сервис». - Последнее обновление 12.10.2008.

Законодатель чётко определяет цели поставок продукции для федеральных  государственных нужд:

- создания и поддержания государственных материальных резервов РФ;

- поддержание необходимого уровня  обороноспособности и безопасности;

- обеспечения экспортных поставок  продукции для выполнения международных,  в том числе валютно-кредитных,  обязательств РФ;

- реализации федеральных целевых программ.

Федеральные государственные нужды, в том числе перечень федеральных  целевых программ, и объёмы их финансирования из федерального бюджета предусматриваются  в федеральном законе о федеральном  бюджете на планируемый период.

Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральных государственных нужд и регулирует отношения поставщика с государственным заказчиком при выполнении государственного контракта. Государственным контрактом могут быть предусмотрены контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и оказание консультативной и иной помощи поставщику без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего. По решению Правительства Российской Федерации государственный заказчик может вносить необходимые изменения в государственный контракт или прекращать действие государственного контракта при условии возмещения им убытков поставщикам в соответствии с действующим законодательством. Брагинский, М.М., Витрянский, В.В. Договорное право. Общие положения. М., 2007. - С. 44.

2. Порядок и  сроки заключения государственного  контракта

Государственный контракт определяет права и обязанности  государственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральных государственных нужд и регулирует отношения поставщика с государственным заказчиком при выполнении государственного контракта. Образец формы государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также инструкция по составлению проекта государственного контракта представлены в приложении.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О поставках продукции  для федеральных государственных  нужд» государственным контрактом могут быть предусмотрены контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и оказания консультативной и иной помощи поставщику без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего. Федеральный закон Российской Федерации «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» № 58-ФЗ от 17 марта 1997 г. / НПП «Гарант-Сервис». - Последнее обновление 12.10.2008.

По решению  Правительства РФ государственный  заказчик может вносить необходимые  изменения в государственный контракт или прекращать его действие при условии возмещения им убытков поставщиком в соответствии с действующим законодательством.

Порядок заключения госконтрактов и договоров поставки для государственных нужд обладает значительными особенностями и детально регламентирован в ст. 528 и 529 ГК. В этих статьях содержатся правила, определяющие порядок и сроки направления проектов госконтрактов и договоров поставки для государственных нужд, их возвращения другой стороне, согласования разногласий, возникающих при их заключении, и др. Если сторона, для которой заключение госконтракта обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона может о6ратиться в суд с иском о понуждении этой стороны заключить договор. Аналогичное правило действует и в отношении поставщика (исполнителя) по договору поставки для государственных нужд. Если последний уклоняется от заключения договора, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении его к заключению договора на условиях разработанного покупателем проекта договора. Покупателю же предоставлена право полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку (ст. 530 ГК). Яковлев, В.Ф. Государственные и муниципальные нужды. М., 2005. - С. 93.

Порядок заключения государственного контракта:

1. Проект государственного  контракта разрабатывается государственным  заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено  соглашением между ними.

2. Сторона, получившая  проект государственного контракта, не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям государственного контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта.

3. Сторона, получившая  государственный контракт с протоколом  разногласий, должна в течение  тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной, и известить другую сторону о принятии государственного контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий или истечении этого срока неурегулированные разногласия по государственному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее тридцати дней на рассмотрение суда.

4. В случае, когда  государственный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на поставку товаров для государственных нужд, государственный контракт должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения конкурса.

5. Если сторона,  для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный контракт.

Данный порядок  детально регламентирует заключение государственного контракта. Он содержит правила, определяющие сроки направления проекта контракта государственным заказчиком или поставщиком, возвращения подписанного контракта другой стороной, согласования разногласий, возникающих при заключении контракта и передачи несогласованных разногласий на рассмотрение суда.

Этот порядок  применяется независимо оттого, существует ли обязанность одной или обеих  сторон заключить государственный  контракт, в то время как правила, установленные ст. 445 ГК, определяют порядок заключения договора лишь для случаев, когда заключение договора обязательно для одной из сторон.

П. 3 возлагает  на сторону, получившую государственный  контракт с разногласиями, обязанность  принять активные меры к их согласованию, а также обязанность уведомить  сторону, составившую протокол разногласий, о согласии заключить государственный контракт в ее редакции либо об отклонении представленных разногласий.

Нарушение этого  требования влечет последствия, предусмотренные  п. 2 ст. 507.

Установление  ГК порядка и сроков заключения государственного контракта означает, что нормы законов о поставках для государственных нужд о порядке и сроках заключения государственных контрактов, в соответствии с п. 2 ст. 527, применению не подлежат.

Информация о работе Разработка и исполнение государственных (муниципальных) контрактов