Роль государства в регулировании современной инвестиционной политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:07, контрольная работа

Краткое описание

В условиях продолжающегося кризиса, дестабилизации экономики, воздействие государства на инвестиционный процесс приобретает особое значение. Без резкого увеличения капиталовложений нельзя будет осуществить структурную перестройку производства, повысить его технический уровень.
Именно поэтому оживление инвестиционной деятельности - основное условие выхода России из нынешнего системного кризиса и создания предпосылок для устойчивого экономического роста. Немаловажную роль в улучшении инвестиционной ситуации отводится государству.
В данной работе анализировались труды таких экономистов как И.М. Албеговой, Р.Г. Емцова, А.В. Холопова, В.Е. Черкассова и других, опубликованных источников и монографий.

Содержание

Введение ………………………………………………………………. 3
Теоретические основы государственного регулирования инвестиций …………………………………………………………………….4
Инвестиционное законодательство …………………………….9
Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности ……………………………………………….12
Роль государства в регулировании современной инвестиционной политике ……………………………………………………………………….16
Заключение ………………………………………………………… ..…22
Список использованной литературы …………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

инвестиции.docx

— 111.14 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Инвестиционное законодательство

 

Несколько иное понятие «инвестиций» в юридическом смысле. При этом, естественно, определяя сущность такого явления, следует обратиться к пониманию правоотношений собственности. Инвестициями здесь являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта / 3, с. 118/. В свою очередь, инвестиционной деятельностью здесь признается вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций.

Здесь становится важной процедура  государственного регулирования инвестиционных отношений посредством права. Предмет  исследования являются не экономические, а правовые отношения, возникающие в связи с осуществлением инвестиционной деятельности. В качестве основного способа регулирования инвестиционных экономических отношений и «превращения» их в предмет правового исследования право использует такой инструмент, как специальное инвестиционное законодательство. Инвестиционное право не является самостоятельной правовой отраслью, поскольку очевидно, что оно не имеет самостоятельного предмета и метода правового регулирования. Предметом регулирования здесь служат самые разные по своей природе отношения, зачастую противоположные по своему характеру, например, административные или гражданские. Кроме того, инвестиционная деятельность регламентируется как внутри страны, так и вовне, например, при регулировании иностранных инвестиций в национальную экономику.

Рассматривая далее природу  инвестиционного законодательства, следует отметить, что это крупный нормативный массив, объединяющий разные по своей отраслевой принадлежности нормы — коммерческого, гражданского, международного, финансового, банковского, экологического законодательства. Все сказанное позволяет определить инвестиционное законодательство как комплексную отрасль законодательства.

Во главе системы инвестиционного  законодательства стоит Конституция  РФ. Она определяет основные направления  государственной инвестиционной политики, принципы защиты инвестиций в национальной экономике. Далее следуют нормативные  акты, которые традиционно можно  разделить на две группы: специальное и общее законодательство. Общее законодательство достаточно обширно, оно включает в себя акты, в той или иной мере воздействующие на инвестиционную деятельность в нашей стране. К таким нормативным актам можно отнести Гражданский кодекс РФ, Закон «О Центральном банке РФ», Закон «О банках и банковской деятельности в РСФСР», Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и др. Однако центральное место в этой системе законодательства занимают специальные нормативные акты. Они определяют основные институты инвестиционной деятельности, закрепляют ее общие принципы, а также регулируют особенности отдельных видов инвестиционных отношений в самых различных областях /10, с. 49/.

С переходом России к открытой экономике началась интенсивная  нормотворческая работа, которая  должна обеспечивать правовой режим  осуществления в стране иностранных  инвестиций. Достаточно полная и комплексная  система регулирующих их правовых норм сформировалась далеко не сразу. Полным основополагающим актом, резко расширившим фронт этих инвестиций в стране, был Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». С этого момента российские предприятия и организации получили право самостоятельно привлекать иностранные инвестиции в различных формах, руководствуясь соответствующими нормами законодательства Российской Федерации и международными соглашениями. Но затем в нормотворческой деятельности в этой сфере наступила некоторая пауза, в течение которой в правовом вакууме было допущено немало ошибок и просчетов со стороны, как коммерческих структур, так и государственных органов. Негативные последствия этих ошибок ощущаются и сейчас при возникновении время от времени судебных исков к России, попыток ареста принадлежащего ей имущества и т.д. Более или менее правовая база для иностранных инвестиций была создана лишь во второй половине 90-х гг XX в. с принятием Гражданского, Налогового, Земельного и Таможенного кодексов РФ, Закона от 09 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и ряда других законов.

Инвестиционные контракты  с нерезидентами, как правило, заключаются  в валюте их стран, либо в международных  резервных валютах (доллар, евро, фунт стерлингов и др.), либо с оценкой  взаимных обязательств сторон в какой-то из этих валют и в рублях. В связи с этим непосредственное отношение к сфере иностранных инвестиций имеют и законодательные акты, регулирующие обращение валют в российской экономике, в частности Федеральный закон от 10 декабря 2003 г N 173 –ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».  Большое значение для регулирования отношений в инвестиционной сфере имело принятие закона от 29.04.2008  N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства». Принятие этого закона сделало «правила игры» для иностранных инвесторов более прозрачными и конкретными.

Некоторые особые формы иностранных  инвестиций, в том числе с освоением  иностранного капитала месторождений  полезных ископаемых на началах раздела  продукции, передача нерезидентами  российским коммерческим структурам различного имущества в лизинг, регламентируются рядом специальных законодательных  актов. В обеспечение правоприменительной практики в сфере иностранных инвестиций на протяжении всего периода с начала российских экономических реформ было издано также большое число подзаконных актов в виде постановлений Правительства РФ, Таможенной службы РФ,  Министерств РФ и т.д. /7, с. 54-55/.

При рассмотрении системы  национальных правовых норм, регулирующих взаимоотношения с нерезидентами, всегда возникают два вопроса: о  приоритетности этих норм и об их полноте. На первый их этих вопросов Закон № 160-ФЗ в ст. 10 отвечает, что в случае спора в суде наряду с применением федеральных законов применяются нормы международных договоров Российской Федерации, а сам спор может разрешаться не только в российском суде, но и в международном арбитраже. В данном случае нельзя говорить о том, что в случае правовой коллизии, то есть расхождении национальных норм и международных отношений, ратифицированных в Российской Федерации, приоритет принадлежит международным соглашениям. Но определенное преимущество нерезидентов, могущих использовать в споре нормы международных договоров, перед российскими предпринимательскими структурами здесь налицо.

Что же касается полноты  этих норм, то, в общем, правовые институты  возникают с некоторым отставанием  от практики. И в этом смысле любая  система права отличается некоторой  неполнотой. В то же время анализ показывает, что имеющаяся в России система правовых норм, регулирующих иностранные инвестиции, уже обладает достаточной полнотой и содержит ответы на все принципиальные вопросы, возникающие при их осуществлении. Но, естественно, поскольку непрерывно появляются новые формы осуществления  международной инвестиционной деятельности, сама эта система требует постоянного  развития и совершенствования.

 

  1. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности

 

Формы и методы государственного регулирования  инвестиционной деятельности отражены в статье 10 федерального закона «Об  инвестиционной деятельности в РСФСР». Регулирование инвестиционной деятельности в законе формулируется следующим  образом: проведение инвестиционной политики, направленной на социально-экономическое  и научно-техническое развитие РСФСР, обеспечивается государственными органами РСФСР, республик в составе РСФСР, местными Советами народных депутатов  в пределах их компетенции. Таким  образом, инвестиционная политика государства  должна быть направлена на улучшение  благосостояния общества, подъем производства, поддержание и развитие научной  деятельности, образование и медицинское  обслуживание населения.

Согласно закону, данный процесс  реализуется в форме:

- государственных инвестиционных программ (инвестирование государством средств в отрасли промышленности, науки, образования и т.д.);

- прямого управления государственными инвестициями;

- введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот. Для привлечения в экономику страны частных и иностранных инвестиций необходимо введение для них льготных ставок налогов и таможенных пошлин.

- предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств. Такие средства должны предоставляться не только государственным предприятиям, но и частным производителям товаров и услуг, а также сфере образования, малому и среднему бизнесу. Таким образом, можно привлечь частный капитал в экономику государства, создать здоровую конкуренцию на рынке товаров и услуг и, тем самым повысить их качество.

- проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;

Кроме этого, Указом Президента РФ от 17 сентября 1994г. N 1928 “О частных инвестициях в Российской Федерации” (с изм. от 20 января, 16 апреля 1996г.) предусматривается, что ежегодно Правительство РФ обязано предусматривать выделение капитальных вложений в размере 0,5% валового внутреннего продукта на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов, подготовленных с участием коммерческих структур, при условии размещения этих средств на конкурсных началах. Право на участие в таких конкурсах имеют коммерческие высокоэффективные инвестиционные проекты, связанные в первую очередь с развитием так называемых «точек роста» экономики, по которым инвестор вкладывает не менее 20% собственных средств (акционерный капитал, прибыль, амортизация), необходимых для реализации проекта. При этом срок окупаемости указанных проектов не должен превышать двух лет. Государственная поддержка реализации прошедших конкурсный отбор проектов может осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе либо на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, или путем предоставления государственных гарантий по возмещению части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора. Порядок предоставления государственной поддержки устанавливается Правительством РФ. Все проекты передаются на конкурс в Министерство экономики РФ, они должны иметь бизнес-план, а также заключения государственной экологической экспертизы, государственной вневедомственной или независимой экспертизы. Инвестор — победитель конкурса может выбрать одну из трех возможных форм государственной поддержки: 1) предоставление средств федерального бюджета на возвратной основе на срок не более 24 месяцев; 2) предоставление государственных инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые реализуются на рынке по истечении двух лет с начала получения прибыли от реализации проекта. Размер пакета акций, закрепляемых в собственности государства, а также год их реализации определяются в соответствии с бизнес-планом проекта; 3) предоставление государственных гарантий по возмещению за счет средств федерального бюджета части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора.

Для регулирования деятельности инвесторов на территории РФ государство  использует следующие методы:

- контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации; То есть согласно закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать нормы и стандарты, установленные законодательством РСФСР и республик в ее составе. А в том случае, если направление инвестиционной деятельности требует получение государственного сертификата на ее осуществление, то государство контролирует получение такого сертификата.

- антимонопольные меры, приватизацию  объектов государственной собственности,  в том числе объектов незавершенного  строительства. Таким образом,  для инвестирования того или  иного направления экономики  государство должно создавать  равные условия для всех участников  инвестиционной деятельности, не  допускать монополизации отдельных  участков экономики одним инвестором. В отдельных случаях должен  происходить конкурсный отбор  инвестора (объявляться тендер) на  инвестирование того или иного  сектора экономики.

- экспертизу инвестиционных  проектов. Т.е. оценку экономической  и иной целесообразности инвестиций  в данный проект, отрасль или  инвестиционную программу. 

Современная экономика России переживает ответственный этап в своем развитии, когда важным является развитие не столько отдельных направлений хозяйствования, сколько целых ее групп, отраслей. Это, безусловно, предполагает необходимость серьезных капиталовложений, причем практически во все основные области производства и торговли. Учитывая важность такой задачи, большое значение здесь имеет проведение единой государственной политики, направленной на организацию и привлечение в нашу страну инвестиций, координация в деятельности всех государственных и муниципальных служб в выработке и осуществлении единой общенациональной инвестиционной политики. Именно поэтому значительная часть инвестиционного законодательства представлена публичными правилами и нормами /6, с.15/.

Взаимодействие РФ, республик  в составе РФ, иных территориальных  образований в лице их государственных  органов и местных органов  власти в инвестиционной деятельности осуществляется разными способами. Во-первых, РФ совместно с республиканскими и муниципальными органами разрабатывают  и реализуют различные программы  по развитию экономики. Республики в  составе РФ на своей территории в  пределах своей компетенции устанавливают  порядок осуществления инвестиций и обеспечивают их защиту, разрабатывают  и утверждают государственными органами республик, местными органами власти в  пределах имеющихся у них полномочий планы социально-экономического развития соответствующих территорий, а также согласуют вопросы по созданию экономических и социальных объектов, использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды. Что касается местных органов власти, то они самостоятельно, без согласования с вышестоящими органами, определяют направления использования инвестиций, осуществляемых за счет местного бюджета и привлеченных кредитов, организуют реализацию инвестиционных проектов. Право принятия решений по инвестициям и условия инвестирования на территории РФ в объекты федеральной собственности, собственности других республик, а также совместной собственности РФ и других республик определяются на основании специальных межреспубликанских договоров.

Информация о работе Роль государства в регулировании современной инвестиционной политике