Структура и характеристика основных источников финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 07:16, курсовая работа

Краткое описание

Руководство организации должно четко представлять, за счет каких источников ресурсов оно будет осуществлять свою деятельность, и в какие сферы деятельности будет вкладывать свой капитал. Таким образом, тема моей курсовой работы является актуальной и важной, так как от того, каким капиталом располагает субъект хозяйствования, насколько оптимальна его структура и насколько целесообразно он трансформируется в основные и оборотные фонды, зависят финансовое благополучие организации и результаты её деятельности.

Содержание

Глава 1. Особенности источников финансирования предприятия
1.1.Понятие и сущность источника финансирования
1.2.Классификация источников финансирования предпринимательской деятельности
1.3.Основные способы формирования и наращивания источников финансирования
Глава 2. Управление источниками финансирования компании «ЛЕНТРАНС»
2.1. Характеристика деятельности ООО «ЛЕНТРАНС»
2.2. Анализ финансового состояния ООО «ЛЕНТРАНС»
2.3. Управление источниками финансирования в компании «ЛЕНТРАНС»
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Аюпова. курсовая.docx

— 102.30 Кб (Скачать файл)

На рисунке 1.1. обособлены три вида долгосрочного капитала: капитал собственников, заемный  капитал, спонтанные долгосрочные источники. Далее в курсовой работе, будет  рассмотрена сущность каждой из категорий.

Капитал собственников фирмы - это стоимостная оценка совокупных прав собственников фирмы на долю в ее имуществе (синоним собственный  капитал). В балансовой оценке численно равен величине чистых активов; в рыночной оценке (для листинговой компании) совпадает с понятием «рыночная капитализация». Как источник средств представлен разделом «Капитал и резервы» в пассиве баланса, а основными его компонентами являются уставный, добавочный и резервный капитал, а также нераспределенная прибыль.

«Собственные средства пополняются  за счет внутренних и внешних источников. Внутренние накопления образуются путем  распределения валовой, а затем  и чистой прибыли, а вновь выпушенные и реализованные акции привлекают средства извне»

Термином - уставный капитал, характеризуется совокупная номинальная  стоимость акций общества, приобретенных  его акционерами. Уставный капитал  организации рассматривается как  гарантия интересов кредиторов, а  потому в России для некоторых  организационно-правовых форм бизнеса  его величина ограничивается снизу; в частности, минимальный уставный капитал ОАО должен составлять не менее 1000-кратного МРОТ на дату его  регистрации, а ЗАО - не менее 100-кратного МРОТ.

Если по итогам очередного финансового года оказывается, что  стоимость чистых активов акционерного общества окажется меньше уставного  капитала, общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном  порядке уменьшение своего уставного  капитала. Если стоимость указанных  активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации (см. ст. 90 и 99 ГК РФ).

При учреждении акционерного общества все его акции должны быть размещены среди учредителей  и оплачены в течение срока, определенного  в уставе. Согласно российскому Федеральному закону «Об акционерных обществах» не менее 50% акций, распределенных при  учреждении общества, должно быть оплачено в течение 3 месяцев с момента  его государственной регистрации, а оставшиеся - в течение года, если иное не предусмотрено уставными  документами. Неоплаченная часть уставного  капитала отражается в активе баланса  по статье «Задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал».

Уставный капитал нередко  состоит из двух частей: долевого капитала в виде привилегированных акций  и долевого капитала в виде обыкновенных акций. Чаще всего привилегированные  акции составляют незначительную часть  уставного капитала и с течением времени либо погашаются фирмой, либо конвертируются в обыкновенные акции.

Добавочный капитал - это  условное название источника финансирования, представленного самостоятельной  статьей в пассиве баланса. За этим источником фактически стоят владельцы  обыкновенных акций.

Резервный капитал - это источник финансирования, представленный самостоятельной  статьей в пассиве баланса, отражающей сформированные за счет чистой прибыли  резервы фирмы. В балансе резервный  капитал представлен двумя основными  статьями: резервами, образованными  в соответствии с законодательством, и резервами, образованными в  соответствии с учредительными документами. Первые создаются в обязательном порядке, вторые - на усмотрение руководства  фирмы.

Прибыль - этот источник принципиально  отличается от рассмотренных. Дело в том, что все вышеприведенные источники входят в группу так называемых нераспределяемых фондов и резервов, т.е. их нельзя использовать для начисления дивидендов, тогда как прибыль потенциально доступна для подобной операции. В балансе прибыль может отражаться разными способами; в частности, в рекомендованном Минфином России формате баланса прибыль представлена лишь в части кумулятивной нераспределенной прибыли; прибыль отчетного периода можно видеть лишь в отчете о прибылях и убытках.

«Заемный капитал - это  средства сторонних лиц), предоставленные  предприятию на долгосрочной основе. Это хотя и долгосрочный, но временный источник финансирования»

«Заемные средства представляют собой чужой капитал, который  хозяйствующий субъект может  приобрести у его собственника на определенное время. Эти ресурсы  отличаются от собственного капитала тем, что поступают во временное  пользование, как правило, за определенную плату и подлежат возврату в конкретные сроки»

Условия их поступления и  возврата регламентируются соответствующим  договором, заключаемым между кредитором и заемщиком капитала. В договоре определяются его объем, форма предоставления, направления расходования средств, размер и способ установления материального  обеспечения, сроки возврата, цена заемных  средств и некоторые другие условия.

Краткосрочные источники  финансирования. Эти источники представлены в пассиве баланса в виде обязательств фирмы перед третьими лицами, которые  должны быть погашены в течение 12 мес. с момента составления отчетности. За этими источниками фактически стоят кредиторы, т.е. поставщики сырья, банки, государство, работники фирмы  и др.

 

 

1.3 Основные способы  формирования и наращивания источников  финансирования

Любая фирма проходит несколько стадий в своем развитии. Чаще всего она  начинается как частная непубличная  организация - несколько физических или юридических лиц создают фирму, вкладывая в ее уставный капитал собственные средства.

Если намерения собственников  серьезны, а выбранное направление  бизнеса перспективно, генерируемая фирмой прибыль не используется собственниками в целях потребления, а реинвестируется  в целях расширения масштабов  деятельности. Для реализации здоровых амбиций и обеспечения темпов наращения бизнеса одной прибыли, как правило, не хватает, а потому приходится изыскивать дополнительные источники финансирования. Поначалу таковыми являются банковские кредиты, однако их безмерное наращивание невозможно в принципе - происходит сдвиг в структуре источников в сторону повышения доли заёмного капитала, т.е. финансовый риск фирмы начинает возрастать, её резервный заемный потенциал снижаться, а потому привлечение очередной порции заемного финансирования становится либо слишком дорогим, либо вовсе невозможным.

Остается единственный вариант  наращивания капитала - дополнительные взносы фактических собственников  и расширение круга собственников. Это сопровождается организационно-правовыми  изменениями фирмы, последней стадией  которых становится ее трансформация  в публичную. Происходит это в результате первоначального публичного размещения акций фирмы на рынке капитала.

Наиболее распространенными  методами эмиссии являются:

-публичное предложение,  т.е. размещение акций через  брокеров или инвестиционные  институты, которые покупают весь  выпуск, а затем продают его  по фиксированной цене физическим  и юридическим лицам;

-тендерная продажа (один  или несколько инвестиционных  институтов покупают у заемщика  весь выпуск по фиксированной  цене, а затем устраивают торг (аукцион), по результатам которого  устанавливают оптимальную цену  акции);

-продажа непосредственно  инвесторам по подписке (осуществляется  самим эмитентом без привлечения  инвестиционного института);

-метод целевого размещения (реализуется при небольших выпусках  акций, сопровождается меньшими  расходами).

«В развитой рыночной экономике  основным способом долгосрочного привлечения  средств сторонних лиц является выпуск облигационных займов. Это рисковая операция как для эмитента, так и для потенциальных кредиторов. Поэтому условия и особенности эмиссии и обращения облигаций регулируются законодательством»

Следует заметить, что любое  масштабное наращение собственного и заемного капиталов, т.е. эмиссия  долевых и долговых ценных бумаг, обладает так называемым сигнальным эффектом, смысл которого заключается  в том, что заявление о проведении подобной акции является сигналом фактическим  и потенциальным инвесторам, а  также кредиторам фирмы обратить внимание на нее и постараться  понять ее подоплеку и возможные  последствия.

Этот эффект может быть как позитивным, так и негативным, что находит отражение в ценах  на обращающиеся и вновь эмитируемые  ценные бумаги. Вот почему любая  эмиссия тщательно готовится  и сопровождается соответствующей  рекламной и разъяснительной  компанией.

Долгосрочное финансирование имеет значимость с позиции стратегии  развития организации. Что касается повседневной её деятельности, то ее успешность в значительной степени определяется эффективностью управления краткосрочными активами и пассивами.

В теории финансового менеджмента  принято выделять стратегии финансирования оборотных активов в зависимости  от выбора источников покрытия варьирующей их части, т.е. относительной величины чистого оборотного капитала. Известны четыре модели поведения с условными названиями «идеальная», «агрессивная», «консервативная» и «компромиссная». Выбор той или иной модели стратегии финансирования сводится к формальному выделению соответствующей доли капитала, т.е. долгосрочных источников финансирования, которая рассматривается как источник покрытия оборотных активов. «Суть стратегии финансирования оборотных активов в соответствии с идеальной моделью состоит в том, что долгосрочный капитал используется исключительно как источник покрытия внеоборотных активов, т.е. численно совпадает с их величиной. Эта модель довольно рискованна, поскольку не подразумевает резерва ликвидности в виде превышения оборотных активов над краткосрочными обязательствами» 

Агрессивная модель означает, что долгосрочный капитал служит источником покрытия внеоборотных активов и системной части оборотных активов, т.е. того их минимума, который необходим для хозяйственной деятельности. Варьирующая часть оборотных активов в полном объеме покрывается краткосрочными пассивами.

Консервативная модель предполагает, что варьирующая часть оборотных  активов также покрывается долгосрочными  источниками финансирования. В этом случае краткосрочной кредиторской задолженности формально нет, отсутствует  и риск потери ликвидности. Чистый оборотный  капитал равен по величине оборотным  активам. Безусловно, данная модель носит  искусственный характер и на практике не применяется.

Компромиссная модель считается  наиболее реальной. Внеоборотные активы, системная часть оборотных активов и определенная доля (например, половина) варьирующей части оборотных активов финансируются за счет долгосрочных источников. Чистый оборотный капитал равен сумме системной части оборотных активов и половины их варьирующей части.

Безусловно, в отдельные  моменты времени организация  может иметь излишние оборотные  активы, что отрицательно сказывается  на прибыли; однако это рассматривается как плата за поддержание риска потери ликвидности на должном уровне.

Далее, необходимо сделать  несколько замечаний. Во-первых, предпочтительность той или иной модели следует считать  условной потому, что для каждой из них характерен тот или иной значимый вид риска.

Во-вторых, эти модели не следует рассматривать как непосредственное руководство к действию, поскольку  в реальной жизни строгое следование любой из описанных моделей попросту невозможно. Модели дают лишь общее  представление о стратегии управления оборотными активами и источниками  их покрытия, помогают понять суть того или иного подхода.

В-третьих, анализ ситуации и выявление модели, которая свойственна  организации или представляется желательной, имеют особое значение с позиции перспективного финансового  планирования.

В-четвертых, реализация модели чаще всего осуществляется не путем  варьирования долгосрочными источниками  финансирования, а управлением величиной  оборотных активов и краткосрочных  пассивов.

Безусловно, не исключается  варьирование величиной как собственного капитала (путем расчета суммы  прибыли, которая может быть выплачена  в виде дивидендов), так и долгосрочных пассивов (привлечение или погашение  долгосрочных кредитов).

Таким образом, в этом параграфе  курсовой работы была рассмотрена логика управления источниками финансирования в контексте текущей деятельности.

 

 

Глава 2. Управление источниками финансирования компании «ЛЕНТРАНС»

2.1 Характеристика  деятельности ООО «ЛЕНТРАНС»

Транспортная  компания ООО «ЛЕНТРАНС» работает на рынке грузовых железнодорожных  перевозок в России с 2003 года. За короткий период компания зарекомендовала  себя как надежный партнер в области  железнодорожного экспедирования.

Форма собственности: частная  собственность. Юридический адрес: Россия, Челябинск ул. Блюхера 15. Организационно – правовая форма: общество с ограниченной ответственностью.

Информация о работе Структура и характеристика основных источников финансирования