Анализ состояния и тенденции развития инновационной деятельности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 12:15, доклад

Краткое описание

В целях реализации комплексного подхода к использованию инструментов поддержки инновационной деятельности, расширению практики частно-государственного партнерства будет обеспечено содействие разработке региональных программ и стратегий инновационного развития с привлечением заинтересованных научных и образовательных организаций, предприятий, институтов развития.
Реализация региональной инновационной стратегии будет направлена на координацию усилий по созданию инновационной инфраструктуры, развитие инновационного предпринимательства, улучшение взаимодействия региональных администраций с существующими компонентами инновационной инфраструктуры: научно-исследовательскими и образовательными центрами, инновационной инфраструктурой, инфраструктурой финансирования инноваций, инновационными компаниями.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ состояния и тенденции развития инновационной деятельности в Российской Федерации.docx

— 330.19 Кб (Скачать файл)

Четвертое, вовлечение в  оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), созданные при финансовой поддержке государства. Для этого будет обеспечено: 

упрощение механизмов передачи прав на РИД, созданные при государственном  финансировании, включая существенное усиление прав физических лиц-создателей РИД, предусматривающее переход  прав на РИД в случае отсутствия коммерциализации от организации к  создателям; 

введение административной ответственности за невыполнение обязанностей по своевременному закреплению прав собственности на РИД по государственному контракту как со стороны государственных  органов, так и в отношении исполнителей по государственным контрактам;

обеспечение четкой регламентация  процедуры применения безвозмездной  лицензии для государственных нужд;

формирование плана коммерциализации интеллектуальной собственности, созданной  до введения IV части Гражданского кодекса  Российской Федерации.

Пятое, совершенствование налоговых условий для ведения инновационной деятельности, предусматривающее стимулирование расходов компаний на технологическую модернизацию;  снижение уровня налоговой нагрузки на малые и средние инновационно-активные предприятия, а также на новые высокотехнологичные предприятия.

Шестое, интенсификация усилий по улучшению инвестиционного климата. Среди важнейших мер, которые будут предприняты:

сокращение государственного участия в экономике, активизация  приватизационных процессов в сочетании  с привлечением стратегических инвесторов со значимыми технологическими компетенциями;

повышение прозрачности регулирования  в отношении иностранных инвестиций, формирование специального благоприятного режима для российских и иностранных  инвестиций в создание высокотехнологичных  компаний;

существенное упрощение  процедур предоставления земельных  участков для создания новых высокотехнологичных  предприятий и их подключения  к производственной инфраструктуре, сокращение нормативных сроков необходимых  согласований.

В целях стимулирования долгосрочного  венчурного финансирования и повышения  привлекательности инновационного бизнеса для частных инвестиций - освобождение от налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций  дохода от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке  ценных бумаг или включенных в  листинг биржевого сектора ММВБ «Рынок инноваций и инвестиций», при условии срока владения такими бумагами не менее 5 лет.

Седьмое, стимулирование притока квалифицированных специалистов, включая внесение изменений в законодательство, направленных на упрощение в их отношении миграционного режима. 

 

Целевые индикаторы реализации поставленных задач 

 

Наименование  индикатора

2010

2016

2020

Коэффициент изобретательской активности (число отечественных  патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10000 населения)

1,95 (2008)

3

4

Число созданных передовых  производственных технологий

854 (2008)

1500

2500

Интенсивность затрат на технологические  инновации (удельный вес затрат на технологические  инновации в общем объеме отгруженных  товаров, выполненных работ, услуг)

1,39 (2008)

2,0

2,5

Доля уникальных, высокоточных, измерительных, аналитических, технологических  приборов и оборудования, уникальных стендов и комплексов не старше 8 лет (с учетом их модернизации) в  общей стоимости машин и оборудования участников НИС, в %

45%

65%

85%


 

 

Стимулирование  инноваций на существующих предприятиях и поддержка создания новых инновационных  компаний 

 

Приоритетные направления  стимулирования и поддержки инновационной  деятельности включают:

прямое организационное  стимулирование крупных компаний государственного сектора, а также компаний, функционирующих в сфере естественных монополий, к формированию и реализации программ инновационного развития;

предоставление  на конкурсной основе малым, средним  и крупным компаниям грантов (субсидий) по приоритетным направлениям их инновационной деятельности;

поддержка развития внутрифирменной  науки, в том числе за счет обеспечения  доступа компаний к уникальному  исследовательскому оборудованию, к  услугам по испытанию и сертификации принципиально новой продукции;

совершенствование инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности предприятий;

усиление инновационной  направленности деятельности специализированных банков и финансовых институтов развития;

совершенствования системы  поддержки экспорта высокотехнологичной, новой продукции (услуг);

определение механизмов поддержки  импорта отдельных передовых  зарубежных технологий, которые характеризуются  высоким потенциалом для распространения  в экономике и способствуют переходу к новым технологическим укладам.

Крупные компании с государственным участием являются одним из важнейших структурных элементов российской экономики. Переход этих компаний к реализации активной инновационной политики позволит существенно расширить спрос на инновации, сформировать значимые прогрессивные технологические изменения в российской экономике.

Постепенно государство  будет сокращать степень своего прямого участия в экономике  за счет расширения процессов приватизации. Для повышения эффективности  управления компаниям с государственным  участием будет расширена практика предложения государством для избрания независимых членов советов директоров. В то же время в период сохранения участия государства в управлении деятельностью отдельных крупных  компаний будет обеспечена реализация последовательной политики государства, связанной с введением рекомендаций по разработке программ инновационного развития крупных компаний с государственным участием и контроля со стороны государства, как одного из собственников, за их реализацией.

Указанные программы будут  формироваться на среднесрочный  период (5-7 лет) с учетом государственных  приоритетов научно-технологического развития и должны содержать мероприятия, направленные на разработку и внедрение  новых технологий, продуктов и  услуг, соответствующих мировому уровню и значительное улучшение основных показателей эффективности производственного  процесса, включая:

значительное  повышение производительности труда (не менее 5% ежегодно) до достижения среднеотраслевых значений, характерных для аналогичных зарубежных компаний;

существенная (не менее 5 % ежегодно) экономия энергетических ресурсов как  в процессе производства, так и  при эксплуатации производимой продукции;

существенное  удешевление себестоимости выпускаемой продукции (услуг) без ухудшения пользовательских характеристик и снижения экологичности;

существенное улучшение  потребительских качеств производимой продукции.

В части определения ориентиров по расходам компаний на исследовательские  работы и модернизацию технологий для  обеспечения должного уровня конкурентоспособности  крупнейших отечественных компаний их объем финансирования НИОКР за счет собственных средств (в процентах к выручке, без учета бюджетных средств, используемых компаниями для проведения НИОКР) должен в целом соответствовать аналогичным расходам крупнейших зарубежных компаний, работающих в сходных отраслях с установлением определенного переходного периода (3-5 лет) для их достижения.

В результате разработки программ будет обеспечено формирование корпоративного видения в части создания новых (для отечественного рынка, для страны, для глобального рынка) технологий, продуктов, услуг на период до 10 лет. В рамках программ должна быть предусмотрена  реализация мер по выстраиванию эффективной  корпоративной инновационной системы, обеспечивающей, в том числе развитие внутрифирменной науки, разработку и внедрение новых технологий, освоение производства новых продуктов, а также по формированию долгосрочной корпоративной научно-технологической  политики, по совершенствованию внутрикорпоративных  механизмов планирования инновационной  деятельности и оценки достигнутых  результатов.

Ежегодная оценка хода реализации указанных программ будет осуществляться Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям.

Предоставление  на конкурсной основе грантов (субсидий) для софинансирования по приоритетным направлениям инновационной деятельности предприятий должно обеспечить разделение рисков при переходе предприятий к более интенсивному осуществлению технологических и организационных инноваций, создать дополнительные стимулы для реализации более длительных инновационных проектов и расширению взаимодействия компаний с научными и научно-образовательными организациями.

Основными направлениями  предоставления грантовой поддержки  технологических инноваций станут:

проведение НИОКР, разработка и проектирование новых образцов инновационной промышленной продукции, финансирование услуг по патентованию и сертификации выпускаемой продукции;

внедрение энергосберегающих  технологий, приобретение патентов и  лицензий,  программного обеспечения, приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями;

проведение технологического аудита, финансирование услуг технологического и инженерного консалтинга, инжиниринговых услуг.

Важнейшими институтами  обеспечения грантовой поддержки  инновационной деятельности предприятий должны стать Российский фонд технологического развития (далее - РФТР) и Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере (далее – Фонд содействия).

Через программы РФТР будет  осуществляться предоставление на конкурсной основе финансовой поддержки, а также - информационной и консультационной поддержки предприятиям и бизнес-ассоциациям, специализированным объектам инновационной  инфраструктуры на цели осуществления  прикладных НИОКР, технологических  и организационных инноваций, продвижения  высокотехнологической продукции  на внешние рынки, развития механизмов непрерывного образования.

При этом в рамках деятельности РФТР, будет обеспечено:

предоставление на грантовой  основе финансирования реализации программ НИОКР средних и крупных предприятий, в т.ч. программ стратегических исследований в рамках технологических платформ;

предоставление долгосрочных (3-5 лет) беспроцентных займов под  проектную документацию, создание серийного  производства и запуск первых продаж;

поддержка проектов отраслевых бизнес-ассоциаций, направленных на проведение бенчмаркинга и поддержку организационных  инноваций, связанных с совершенствованием механизмов управления инноваций и  технологического менеджмента на предприятиях, развития системы управления качеством, развития технологического менеджмента, поддержку высокотехнологического экспорта и других.

Таким образом, РФТР будет  совмещать предоставление финансовой поддержки инновационной деятельности предприятий, с формированием условий, необходимых для повышения эффективности  системы технологического менеджмента  на предприятиях, формирования корпоративных  центров исследовательских и  разработческих центров, корпоративных  венчурных фондов и других современных  институтов управления инновациями.

Также будет обеспечено расширение набора реализуемых программ поддержки  инновационных проектов и в целом  масштабов Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства  в научно-технической сфере (далее  – Фонд содействия). Кроме проведения НИОКР, Фонд содействия будет обеспечивать также софинансирование расходов малых  предприятий на цели патентования, создания промышленного образца, сертификации, обеспечения экспорта, закупки соответствующего оборудования. При этом произойдет замещение используемых Фондом механизмов конкурсного размещения средств, осуществляемых в соответствии с законодательством  о закупках для государственных  нужд, механизмами предоставления грантов (субсидий).

В целях налогового стимулирования компаний к финансированию исследований и разработок, приобретению современного оборудованиябудут реализованы следующие меры:

оптимизация механизма администрирования  расходов на НИОКР, учитываемых при  исчислении налога на прибыль организаций  с коэффициентом 1,5;

освобождение от налога на имущество энергоэффективного оборудования (по перечню и классам энергоэффективности);

освобождение от налога на прибыль организаций, оказывающих  услуги в сфере образования и  здравоохранения. 

 

Наряду со стимулированием  инновационной деятельности существующих компаний важное место в реализации данной стратегии отводитсяподдержке создания новых высокотехнологичных предприятий и их развития на ранних стадиях. Успешность мер в данном направлении принципиально зависит от общего улучшения условий для создания новых компаний, сокращения барьеров роста (от малого бизнеса к среднему),  содействия динамичному  расширению нового класса молодых, инновационно-ориентированных предпринимателей и возможностей населения для реализации изобретательского потенциала. 

Информация о работе Анализ состояния и тенденции развития инновационной деятельности в Российской Федерации