Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 12:15, доклад
В целях реализации комплексного подхода к использованию инструментов поддержки инновационной деятельности, расширению практики частно-государственного партнерства будет обеспечено содействие разработке региональных программ и стратегий инновационного развития с привлечением заинтересованных научных и образовательных организаций, предприятий, институтов развития.
Реализация региональной инновационной стратегии будет направлена на координацию усилий по созданию инновационной инфраструктуры, развитие инновационного предпринимательства, улучшение взаимодействия региональных администраций с существующими компонентами инновационной инфраструктуры: научно-исследовательскими и образовательными центрами, инновационной инфраструктурой, инфраструктурой финансирования инноваций, инновационными компаниями.
Для успешной реализации мер, направленных на поддержку и стимулирование инноваций в общественном секторе, инфраструктурных отраслях и социальной сфере, будет проведена работа по снятию регуляторных ограничений на распространение инноваций, включая:
принятие новых или
пересмотр технических
формирование правовых механизмов
передачи в частное управление клиник,
учреждений образования и культуры,
иных объектов социальной инфраструктуры,
при гарантированном
совершенствование и широкое распространение механизмов передачи в лизинг дорогостоящего оборудования для нужд медицины, образования, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры;
Важным направлением станет разработка программ институционального развития Российской академии образования, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, направленных на обеспечение использования потенциала фундаментальной и прикладной науки на цели модернизации системы образования, здравоохранения, развития сельского хозяйства.
При этом будет обеспечена максимально тесная интеграция институтов государственных академий с соответствующими «отраслевыми» вузами, активизировано сотрудничество с зарубежными научными центрами и заинтересованными организациями, работающими в сфере образования, медицины и сельского хозяйства.
Целевые индикаторы реализации поставленных задач
Наименование индикатора |
2010 |
2016 |
2020 |
Место Российской Федерации в рейтинге стран мира в области развития информационного общества (в соответствии с международными рейтингами) |
59 |
30 |
18 |
Уровень соответствия международным стандартам нормативно-правовой базы в РФ в области инновационной деятельности, в % |
30% |
80% |
100% |
Государственные закупки
В настоящее время
Приоритетными направлениями использования инновационного потенциала государственных закупок будут являться:
расширение способов и процедур размещения, учитывающих специфику инновационной продукции (включая многоэтапные конкурсы, процедуры конкурентных переговоров, предквалификацию и т.д.). На первом этапе такое расширение будет происходить в отношении конкретных закупок по решению Правительства Российской Федерации. По мере накопления и анализа опыта проведения таких закупок, минимизации коррупционных рисков, наиболее эффективные процедуры будут институционализированы в законодательстве и распространены на более широкий круг закупок;
повышение эффективности
конкурсных процедур при размещении
госзаказов на исполнение НИОКР, включая
совершенствование
разработка пилотных проектов
в органах государственной
При идентификации перспективных
потребностей будут широко использоваться
результаты научно-технологического прогноза
(в т.ч. по методологии Форсайт) для
данной сферы, а также «отраслевые»
документы стратегического
Важным фактором расширения спроса на инновации станет создание при поддержке государства информационной базы данных инновационных продуктов и технологий, включающей информацию о потребительских свойствах выпускаемой продукции, опыте ее эксплуатации потребителями. Данная информационная система будет создаваться на базе отраслевых ассоциаций бизнеса, экспертных структур, и в перспективе может быть использована для повышения инновационной направленности государственных закупок.
VI. Эффективная наука
Российский сектор исследований и разработок насчитывает более 3, 5 тыс. организаций (в 2008 году – 3666), в которых работает более 750 тыс. человек, примерно половина из которых – исследователи. Внутренние затраты на исследования и разработки в последние годы (до кризиса 2008 года) росли в абсолютном выражении , но при этом по отношению к ВВП составляют чуть более 1 % (в 2008 году – 1,04%). По объему затрат (по паритету покупательной способности) Россия близка к таким странам ЕС, как Италия, а по численности исследователей намного превышает крупнейшие страны Европы, любую из стран Европы.
Структура сектора относительно
стабильна: основная часть науки
по-прежнему сосредоточена в
По раду направлений не
снижается, а часто и повышается
средний возраст
Глобально конкурентоспособный
и динамично развивающийся
Стратегической задачей
в части развития науки является
возвращение России в число ведущих
мировых научных держав, способной
проводить прорывные
Эффективный сектор генерации
знаний должен обладать способностью
гибко реагировать на новые мировые
тенденции и потребности
Достижение глобальной конкурентоспособности
научного комплекса требует решения
целого ряда задач, включая повышение
качества кадрового потенциала, реструктуризацию
сети научных организаций, радикальное
повышение эффективности
Решение указанных задач
будет достигаться за счет реализации
мер по трем основным направлениям
повышения эффективности и
Первое - аудит качества действующих
организаций, и при необходимости
принятие решений об их реструктуризации
(ликвидации неэффективных структурных
подразделений, слиянии организаций,
изменении организационно-
Второе - повышения эффективности работающих организаций путем создания дополнительных стимулов к повышению результативности работы отдельных исследователей и исследовательских коллективов, формирования новых моделей карьерного роста и продвижения исследователей и руководителей, реализующих принципы позитивного отбора наиболее талантливых из них.
Третье - дальнейшей концентрации ресурсов на приоритетных направлениях и формирования сети научно-исследовательских центров, исследовательских университетов и центров превосходства, обладающих глобальной конкурентоспособностью и обеспеченных материально-техническими и информационными ресурсами для проведения исследований на уровне лучших мировых центров в соответствующей области.
Структурная модернизация сектора генерации знаний
Первоочередной мерой
в области совершенствования
сети организаций является проведение
комплексной оценки (аудита) потенциала
и результативности действующих
государственных научных
Первые подготовительные
шаги в этом направлении уже сделаны:
разработаны и утверждены общие
методические рекомендации по оценке
качества и результативности деятельности
ведомственных научных
Основными критериями оценки
качества и результативности фундаментальных
исследований должны быть международное
признание, публикационная и конференционная
активность сотрудников и коллективов.
Для прикладной науки важнейшим
критерием является востребованность
результатов проводимых исследований
российскими и зарубежными
Средства, затраченные на проведение сплошного аудита будут компенсированы сокращением затрат на содержание неэффективных организаций.
Регламент проведения оценки
организаций и принятия решений
по ее итогам должны предусматривать
возможность направления
По предварительным экспертным
оценкам санации или