Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 12:15, доклад
В целях реализации комплексного подхода к использованию инструментов поддержки инновационной деятельности, расширению практики частно-государственного партнерства будет обеспечено содействие разработке региональных программ и стратегий инновационного развития с привлечением заинтересованных научных и образовательных организаций, предприятий, институтов развития.
Реализация региональной инновационной стратегии будет направлена на координацию усилий по созданию инновационной инфраструктуры, развитие инновационного предпринимательства, улучшение взаимодействия региональных администраций с существующими компонентами инновационной инфраструктуры: научно-исследовательскими и образовательными центрами, инновационной инфраструктурой, инфраструктурой финансирования инноваций, инновационными компаниями.
3) Повышение «инновационности»
государства – максимально
4) Формирование
5) повышение открытости
национальной инновационной
Государство при реализации Стратегии будет исходить из следующих принципов:
- концентрация усилий
государства в сферах, характеризующихся
недостаточной
- тесное взаимодействие
государства, бизнеса и науки
как при определении
- прозрачность распределения бюджетных средств и оценки достигнутых результатов;
- ориентация при оценке
эффективности организаций
- стимулирование конкуренции,
преодоление монополизма в
Варианты инновационной стратегии
Сложившиеся тенденции технологического развития в российской экономике, имеющиеся риски и возможности роста позволяют выделить как минимум три возможных варианта стратегии инновационного развития страны.
1.Вариант инерционного
импортоориентированного
2. Вариант догоняющего
развития и локальной
Догоняющий путь развития хорошо известен на примере целого ряда новых индустриальных государств, начиная с Японии в послевоенные годы, Южной Кореи, а в более недавний период – стран Юго-Восточной Азии (Малайзия, Сингапур) и, наконец, безусловно, наиболее яркий пример из современной истории - Китай.
В его основе лежит максимальное
использование доступных на мировом
рынке технологий, которые закупаются,
либо, что чаще, привлекаются в страну
вместе с иностранным капиталом.
Эти импортируемые технологии не
являются самыми передовыми из тех, что
используются в мире. Самые передовые
технологии, как правило, используются
странами – производителями этих
технологий, поскольку позволяют
получать инновационную ренту. Производства,
основанные на новых технологиях, или
производства новых продуктов выводятся
в третьи страны (или продаются
технологии, лицензии, ноу-хау) только
после того, как продукция становится
распространенной, конкуренция возрастает,
и оптимизация бизнеса требует
переноса производства в страны с
меньшим уровнем издержек. Из этого
правила могут быть исключения (например,
уникальные технологии добычи полезных
ископаемых, которые целесообразно
применять сразу в других странах).
Кроме того, самые новые технологии
чаще всего требуют
Таким образом, для России
догоняющий путь развития означает массовое
заимствование рядовых для
Догоняющая стратегия имеет ряд преимуществ:
(1) поскольку используются уже готовые и, более того, хорошо отработанные технологии, то инновационные риски минимальны – можно достаточно уверенно прогнозировать технико-экономические характеристики нового продукта или технологии; приобретая готовые технологии, фирмы, как правило, могут получить и весь комплекс сопутствующих услуг – обслуживание, ремонт, обучение персонала;
(2) сроки реализации инновационных проектов гораздо короче, при этом в случае хорошей восприимчивости бизнеса к инновациям экономика получает существенные преимущества от быстрого массового распространения более прогрессивных технологий;
(3) изменение технологической
специализации может идти
(4) децентрализация принятия
решений о выборе технологии:
вообще говоря, не требуется государственной
политики по определению
Однако есть принципиальные риски при реализации догоняющей стратегии в российских условиях:
(1) необходимость жестко
конкурировать с другими
(2) современные технологии
настолько сложны, что зачастую
недостаточно приобрести
(3) сильная зависимость
от импорта техники и
3. Вариант достижения
лидерства в ведущих научно-
Потенциально Россия может
претендовать на лидирующие позиции
в производстве авиакосмической
техники, нанотехнологиях, композитных
материалах, атомной и водородной
энергетике, биомедицинских технологиях
жизнеобеспечения и защиты человека
и животных, отдельных направлениях
рационального
Этот вариант характеризуется резким увеличением спроса на новые научные и инженерные кадры и предполагает формирование целостной национальной инновационной системы и восстановление лидирующих позиций российской фундаментальной науки.
Этот путь, более привлекательный
как с экономических, так и
с политических позиций, одновременно
является существенно более затратным,
поскольку предполагает масштабное
государственное финансирование исследований
и разработок, прежде всего, фундаментального
характера, содействие скорейшей коммерциализации
создаваемых перспективных
(1) неопределенность и
риски инноваций, основанных
(2) в современном мире
обмен знаниями протекает
Для страны с крупной экономикой, достаточно диверсифицированной отраслевой структурой выбор варианта политики технологической модернизации не может быть универсальным для всех отраслей и секторов. Для России в современных условиях оптимальной является смешанная стратегия, с элементами стратегии лидерства в некоторых сегментах, в которых имеются (или могут быть быстро созданы) конкурентные преимущества, но с реализацией догоняющей стратегии в большинстве секторов экономики и промышленности, параллельно с восстановлением инженерного и конструкторского потенциала.
С учетом проблем посткризисного развития сейчас существует значительный риск того, что в России может начать реализовываться «инерционный» вариант политики – определенные тенденции в этом направлении уже складываются, в первую очередь в плане сокращения расходов на сферу исследований и разработок. Задача данной стратегии – вывести Россию на реализацию оптимальной стратегии.
Реализация смешанной
стратегии определяет основные акценты
в инновационной политике, изложенные
в данном документе. Прежде всего, это
акцент на приоритезации усилий государства
(как финансовых, так и организационных)
в поддержке отдельных
Этапы реализации стратегии
Реализация смешанной
стратегии инновационного развития,
нацеленной на достижение лидерства
в отдельных приоритетных секторах
при поддержании достаточного уровня
конкурентоспособности
1 этап (2011-2013). Повышение восприимчивости бизнеса и экономики в целом к инновациям.