Бизнес-планирование инновационной деятельности в условиях проведения НИОКР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть понятие финансирования инновационных проектов; изучение методов инновационного планирования деятельности предприятия, проводящего НИОКР, с использованием элементов бизнес-планирования, получение навыков работы с программой Project Expert.
Исходя из цели, в работе решались следующие задачи:
выявить источники финансирования;
изучение теоретических основ финансирования
рассмотреть методы финансирования инновационных проектов;
определить наиболее оптимальные вариант финансирования.

Содержание

Введение...............................................................................................................................3
1 Методика SWOT – анализа и ее использование в инновационном проектировании...................................................................................................................4
1.1Понятие SWOT - анализа...............................................................................................4
1.2 Классификация SWOT - факторов...............................................................................6
1.3 SWOT – анализ и прогназирование………………………………...........................12
1.4 Методика провидения SWOT – анализа…………………………….......................15
2 Бизнес план инновационной деятельности предприятия в условиях проведения НИОКР................................................................................................................................28
2.1 Исходные данные к курсовой работе........................................................................28
2.2 Маркетинговая стратегия............................................................................................30
2.3 Производственная стратегия......................................................................................35
2.4 Финансовая стратегия.................................................................................................36
2.5 Анализ полученных результатов................................................................................36
Заключение.........................................................................................................................38
Список использованной литературы...............................................................................39
Приложение А – Отчет...................……………………………………………………...40
Приложение Б – «Анализ чувствительности NPV к изменению ставки дисконта»..68
Приложение В - «Анализ чувствительности по NPV к изменению ставки цены».....69
Приложение Г - «Анализ чувствительности по NPV к изменению объема сбыта»...69
Приложение Д «Анализ чувствительности по NPV к изменению процентов по депозита и кредитам..........................................................................................................70
Приложение Е - График чувствительности IRR к изменению по кредитам и депозитам»..........................................................................................................................70
Приложение Ж - График безубыточности «Астра – Внутренний рынок»..................71
Приложение З - График безубыточности «Пион – Западный рынок».........................72

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 2.71 Мб (Скачать файл)

 

Рис.1. Матрица SWOT – анализа.

 

Сильные стороны  организации — то, в чем она преуспела или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.

Слабые стороны  фирмы — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

Рыночные возможности — это благоприятные обстоятельства, которые можно использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать данная организация предприятие.

Рыночные угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на компанию предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

При этом один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса.

Методология построения матрицы  первичного стратегического анализа  заключается в том, что сначала  весь мир делится на две части - внешнюю среду и внутреннюю (саму компанию), а затем события в каждой из этих частей - на благоприятные и неблагоприятные.

Шаг 1. Анализ внешней среды.

Этот этап предполагает анализ двух относительно самостоятельных  подсистем: макроокружения и непосредственного  окружения.

Макроокружение создаёт  общие условия среды нахождения организации.

Изучение экономической  компоненты макроокружения позволяет  понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Здесь важно обращать внимание на такие факторы как общий  уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.

Изучение политической составляющей должно концентрироваться на выяснении  того, какие программы пытаются провести в жизнь различные партийные структуры, какие группы лоббирования существуют в органах государственной власти, какое отношение у правительства существует к различным отраслям экономики и регионам страны, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов, какова степень общественного недовольства и насколько сильны оппозиционные политические структуры.

Изучение социальной компоненты направлено на то, чтобы уяснить  влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как: отношение людей к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и верования; разделяемые людьми ценности; демографические структуры общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей или готовность к перемене места жительства и т.п.

Анализ технологической  компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые  развитие науки и техники открывает  для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции.

Совокупность вышеперечисленных  элементов - это PEST-анализ, который рекомендуется  проводить перед составлением матрицы SWOT.

Анализ правового регулирования, предполагающий изучение законов и  других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает организации возможность определять для себя допустимы границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Здесь важно обращать внимание на действенность правовой системы, сложившиеся традиции в этой области и процессуальную сторону практической реализации законодательства.

Для того, чтобы организация  могла результативно изучать  состояние компонент макроокружения, должна быть создана специальная система отслеживания внешней среды. Она включает: анализ материалов, опубликованных в книгах, журналах и других информационных изданиях; участие в профессиональных конференциях; анализ опыта деятельности организации; изучение мнения сотрудников организации; проведении внутриорганизационных собраний и обсуждений.

Изучение непосредственного  окружения компании направлено на анализ состояния тех составляющих внешней  среды, с которыми организация находится  в непосредственном взаимодействии.

Анализ покупателей в первую очередь имеет задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Профиль покупателя может быть составлен по следующим характеристикам:

- географическое месторасположение  покупателя

- демографические характеристики (возраст, образование, сфера деятельности)

- социально-психологические  характеристики (положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки  и др.)

- отношение покупателя  к продукту (почему он покупает  данный продукт, является ли  он сам пользователем продукта, как оценивает продукт и др.)

Изучая покупателя, фирма  также уясняет для себя его  торговую силу (соотношение степени  зависимости покупателя от продавца и наоборот; объем закупок, осуществляемых покупателем; уровень информированности  покупателя; наличие замещающих продуктов; стоимость для покупателя перехода к другому продавцу; чувствительность покупателя к цене).

Анализ поставщиков включает изучение его конкурентной силы (уровень  специализированности поставщика, величина стоимости переключения для поставщика на других клиентов, концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами, важность для поставщика объема продаж), стоимости и гарантии качества поставляемого товара, временного графика поставок, пунктуальности и обязательности выполнения условий поставки товара.

Изучение конкурентов  направлено на то, чтобы выявить  их слабые и сильные стороны и  на базе этого строить свою стратегию  конкурентной борьбы.

Анализ рынка рабочей  силы направлен на то, чтобы выявить  его потенциальные возможности в обеспечении организации необходимыми для решения ею своих задач кадрами. При этом играют роль специальность и квалификация, уровень образования, возраст, пол и стоимость рабочей силы.

Полученные данные являются основой для определения возможностей и угроз фирмы.

Шаг 2. Анализ внутренней среды.

Внутренняя среда организации  – та часть общей среды, которая  находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и непосредственное воздействие на функционирование организации  и имеет несколько срезов.

Кадровый срез – взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.

Организационный срез –  коммуникационные процессы; организационные  структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархия подчинения.

Производственный  срез – изготовление продукта, снабжение  и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.

Маркетинговый срез – все те процессы, которые  связаны с реализацией продукции (стратегии продукта, ценообразования, продвижения продукта на рынке; выбор  рынков сбыта и систем распределения).

Финансовый  срез – процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств организации (поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.д.)

Изучение организационной  культуры – как сотрудники трудятся на своих рабочих местах, как они коммуницируют друг с другом, чему отдают предпочтение в разговорах, существуют ли в компании устойчивые заповеди, неписаные нормы поведения, ритуальные мероприятия и т.п., насколько об этом осведомлены сотрудники и насколько серьезно к этому относятся.

Полученные  данные – основа для определения  сильных и слабых сторон организации.

Шаг 3. Формулирование сильных и слабых сторон фирмы.

К сильным сторонам организации можно отнести:

более образованное и динамичное молодое руководство среднего звена;

активная роль маркетинга (большое внимание уделяется  маркетингу в регионе, лучшее знание заказчиков, лучшее обслуживание);

лучшая упаковка (по некоторым видам продукции);

более гибкая ценовая  политика;

вопросы снабжения  сырьем решаются более профессионально;

менее дорогое  сырье и материалы;

хорошая репутация  у покупателей;

высокое качество выпускаемых товаров.

Слабыми сторонами  организации могут быть:

старое оборудование, большие объемы отходов, необходимость  частых ремонтов и проверки технического состояния оборудования;

расположение  в центре города: тесные производственные помещения, отсутствие единого склада готовой продукции;

дополнительные  транспортные издержки (наличие удаленного склада сырья);

более низкая прибыльность из-за высоких издержек;

низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии.

После этого  из всего списка сильных и слабых сторон пренеобходимо выбрать наиболее важные (самые сильные и самые слабые стороны) и записать их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа. (рисунок 2). Чтобы не испытывать трудностей при дальнейшем анализе, рекомендуется ограничиться 5-10 сильных и таким же количеством слабых сторон.

Шаг 4. Формулирование рыночных возможностей и угроз.

Возможностями фирмы могут быть:

наличие неохваченных фирмами перспективных рынков или новых сегментов рынка;

наличие на рынке  поставщиков современного высокопроизводительного  оборудования;

наличие существующих дилерских сетей и/или поставщиков  сырья;

расширение  производственной линии;

необходимость получать лицензию на занятие данным видом деятельности.

К угрозам компании можно отнести:

возможность появления  новых конкурентов;

возрастающее  давление на цены у покупателей и  поставщиков;

растущее конкурентное давление;

ожидается выход  на рынок крупной иностранной компании-конкурента;

нестабильность  курса доллара;

банкротство.

Затем, как и в первом случае, необходимо выбрать из всего списка возможностей и угроз наиболее важные. Для этого каждую возможность (или угрозу) нужно оценить по двум параметрам: «Насколько высока вероятность того, что это случится?» и «Насколько это может повлиять на организацию предприятие?». Выбранные 5-10 возможностей и угроз, которые произойдут с большей долей вероятности и окажут заметное влияние на бизнес, следует занести в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа (рисунок 1).

Шаг 5. Сопоставление  сильных и слабых сторон с рыночными  возможностями и угрозами.

Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволит ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития бизнеса:

Как можно воспользоваться  открывающимися возможностями, используя  сильные стороныпредприятия?

Какие слабые стороны  предприятия могут в этом помешать?

За счет каких  сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?

Каких угроз, усугубленных слабыми сторонамипредприятия, нужно  больше всего опасаться?

Результатом проделанной  работы и является матрица SWOT.

До перехода к следующему шагу мы хотим дать некое обобщение.

Итак, правила  проведения SWOT – анализа:

Правило 1. Следует  тщательно определить сферу каждого SWOT-анализа. Компании часто проводят общий анализ, охватывающий весь их бизнес. Скорее всего, он будет слишком  обобщенным и бесполезным для  менеджеров, которых интересуют возможности  на конкретных рынках или сегментах. Фокусирование SWOT-анализа, например, на конкретном сегменте, обеспечивает выявление наиболее важных для него сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.

Информация о работе Бизнес-планирование инновационной деятельности в условиях проведения НИОКР