Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 08:17, реферат
Школы учат детей многому. И если человек одарённый, он получит образование и с успехом применит навыки на работе. Но бывает и так, что врождённые задатки у человека есть, а никто не способствует их развитию. В школе на таких детях ставят клеймо «неуспевающий», не удосужившись подумать: быть может, этого ребёнка нужно учить по-другому? Ясно одно, что традиционная система обучения не может дать полноценного образования всем её участникам. Поэтому приветствуются инновационные методы ведения педагогической деятельности.
Введение……………………………………….3
Инновации. Общие сведения………………4
Виды инноваций……………………………...6
Современные технологии…………………..10
Заключение…………………………………...13
Литература…………………………………….15
Содержание
Введение……………………………………….3
Инновации. Общие сведения………………4
Виды инноваций……………………………...6
Современные технологии…………………..10
Заключение…………………………………...13
Литература…………………………………….15
Введение
Школы учат детей многому. И если человек одарённый, он получит образование и с успехом применит навыки на работе. Но бывает и так, что врождённые задатки у человека есть, а никто не способствует их развитию. В школе на таких детях ставят клеймо «неуспевающий», не удосужившись подумать: быть может, этого ребёнка нужно учить по-другому? Ясно одно, что традиционная система обучения не может дать полноценного образования всем её участникам. Поэтому приветствуются инновационные методы ведения педагогической деятельности. Введение таких методов сопряжено с трудностями: переподготовки кадров, подготовки оборудования, привыкания учебного коллектива к новой методике. Часто коллеги, родители и учащиеся смотрят на учителя-новатора, как на чудака, который почему-то не хочет работать, как все. Особенно критично отношение к новатору на первых этапах деятельности, когда методика ещё сыра, необработанна, приносит больше неудобств, чем пользы. Но те настоящие педагоги, которые осмеливаются бросить вызов повседневности, добиваются порой ошеломляющих результатов, и их фамилии становятся известны целому миру.
В данной работе будет освещено такое понятие, как инновации, будут рассмотрены основные виды инноваций, представлены современные технологии обучения.
Инновации. Общие сведения
Инновации представляют собой разработки, основанные на принципе «сделать лучше». То есть, если мы используем какой-то педагогический метод, то по мере его использования накапливаем знания, которые подсказывают нам, как можно улучшить этот метод. Инновации в педагогике стали серьёзно изучаться в 50-е гг. XX в. В основном этот процесс происходил в США и Германии. Создавались специальные центры, выходили журналы.
При изучении инноваций нужно дать ответ на следующие вопросы:
Инновации могут осуществляться на разных уровнях. Это и содержание обучения и его форма. Также это вся работа школы, ведь работа школы может носить инновационный характер. Для обеспечения человечества инновациями нужно два благоприятных фактора:
Возможность ведения инновационной деятельности заложена на уровне государственных законов об образовании.
В школах наблюдаются следующие пути получения нового опыта:
Инновацию применить не так просто. Для начала её нужно обосновать теоретически, потом экспериментально внедрить на некоторых школах, после ввести ограниченно либо в большом объёме, а после этого инновация должна ещё прижиться. Для инновации нужны: оборудование, высокий уровень подготовки преподавателей, время, адаптация учеников к новым мероприятиям. Самыми трудными для внедрения являются технологии, связанные с общением между людьми. Также трудно внедрить новшества в обширный процесс, такой как, например, управление всей школой. Легче всего внедрять там, где применяется какая-либо частная методика, не затрагивающая всей системы.
Ещё важно помнить, что нужны эффективные способы образования, а не эффектные. Если кто-то постоянно внедряет новые технологии, ради внедрения, он поступает неверно. Новая технология внедряется в том случае, когда нельзя найти выход. Если старая технология работает хорошо, её нужно оставить, не пытаться заменить чем-то блестящим и шуршащим.
Виды инноваций
Инновации делятся на группы. Деление происходит исходя из специфики и места применения.
Инновации по организации. Такие инновации предполагают определённый вектор в работе группы (класса, учебной группы). Тут решаются вопросы, как будет организовано обучение в отдельном классе, и какие ученики войдут в этот класс. Например, создаются классы по охране зрения. В этих классах ученики получают меньшую зрительную нагрузку, на уроках проводятся физкультминутки для глаз, проводится обучение сохранению зрения. Или в класс набираются все ученики, которые имеют трудности в учёбе из-за своих психических, психологических или физических недостатков. Для таких учеников разрабатываются особые учебные программы, чтобы они смогли догнать по развитию своих сверстников.
Инновации по управлению. Направлены на изменение сложившегося уклада управления какой-либо структуры. Разрабатываются теории более быстрого и эффективного управления системой образования. Могут заменяться отдельные элементы системы или реформироваться вся система в целом.
Экономические инновации. Касаются совершенствования бухгалтерской деятельности, а также совершенствования оценки труда преподавателей. Здесь рассматриваются вопросы ведения финансовых дел учреждения, платного образования.
Пример следующий. Например, в 2001 г. в школах РФ были введены следующие платные услуги: курсы по отдельным предметам, дополнительные занятия по отдельным предметам, обучение по специальной программе либо специальному циклу предметов.
Методические инновации. Самый часто применяемый вид инноваций. Заключаются в модернизировании методики преподавания отдельных предметов. Весь предмет может начать преподаваться по-иному, либо будет введена частная методика, помогающая освоить какой-либо фрагмент учебной программы. Эти инновации связаны с организационными, потому что мало знать, что нужно изменить, нужно ещё сориентировать на эти изменения коллектив.
Социальные инновации. Инновации, связанные с повышением комфорта преподавательской деятельности, а также связанные с организацией внеклассной деятельности учащихся. Это и повышение зарплат учителям, и поощрение за инициативы, это и создание более комфортных и безопасных условий труда. Это и организация отдыха учеников, проведение экскурсий, создание профессиональных кружков, развитие физической культуры учащихся, прививание учащимся навыков этикета. Также к данным инновациям относится стимулирование преподавателей к повышению дополнительного образования и прохождению курсов переподготовки.
Юридические новшества. Инновации, связанные с введением законов на тему образование. Например, закон о централизованном тестировании, закон введения стандарта образования, закон переподготовки преподавателей.
Наилучшие результаты получаются при введении сразу нескольких видов новшеств.
По тому, как применяются инновации – на бумаге или на деле – их принято делить на теоретические и практические.
Практические инновации. Инновации применения новых методик, включения в образовательный процесс дополнительного оборудования.
Теоретические инновации. Связаны с разработкой концепций образования, выработкой новых принципов, анализом полученных в ходе педагогический экспериментов данных.
Инновацией не обязательно является технология, полученная в наши дни. Условие для того, чтобы технология считалась инновационной: технология, удовлетворяет насущные потребности общества. Пускай она была придумана за несколько десятилетий до этого. Если технология действенна и ранее не применялась, она инновационна. И вообще, можно считать как инновацию успешную технологию, которая ранее где-то применялась, ведь всё равно педагогика – такая сфера, где нельзя просто скопировать чужой опыт, всё равно в процессе применения вырисуются индивидуальные особенности.
Все инновации по степени новизны можно разделить на три группы.
Но не всякую инновацию можно считать за таковую. Не нужно становиться Дон Кихотом. Нужно внимательно подойти к тому, что вы собираетесь применять. Быть может, эта новая технология не улучшит, а затормозит образовательный процесс, сделает его более сумбурным, хаотическим.
Поэтому все инновации должные соответствовать следующим критериям:
Одни школы работают в традиционном режиме. Они стараются не потерять ничего из наработанного опыта и по уже известным технологиям дать детям качественное образование. Другие школы работают в режиме развития. Это авторские школы. В таких школах персонал начеку. Как только появляется новая эффективная методика, она тут же апробируется. Чаще школами развития являются авторские школы. Авторские школы представляют собой школы, где реализованы идеи одного автора или группы авторов. В такой школе весь учебный процесс отличается нестандартностью. В таких школах делается акцент на разные сферы деятельности. В одних школах во главу угла поставлен вопрос самоопределения учащихся. В других, сохранения здоровья в стопроцентном состоянии. Одни школы созданы, чтобы поддержать одарённых детей. Другие – чтобы дать детям-инвалидам возможность заниматься в комфортных условиях. В России очень мало авторских школ.
Если в общеобразовательной школе успешно применяются инновации, она получает статус экспериментальной площадки.
Современные технологии
Технология развивающего обучения
Эту технологию разработал Выготский. Впервые применил Званков. Заключается она в следующем. Учащемуся даются задания повышенной трудности, но такие, какие он всё же сможет, при имеющихся у него знаниях, решить. Решение таких сложных задач способствует развитию знаний учащегося, делает личность сильнее. Эта технология наиболее широко применяется в отечественных школах. На уроках даётся материал повышенной трудности, уроки идут форсированными темпами. Но есть у данной технологии и один недостаток. Существуют ученики, которые работают медленно. И это не означает, что у них замедленное развитие, просто у них такой склад мышления. Так вот этим ученикам трудно заниматься в условиях развивающего обучения.
Технология коллективного обучения
Автор Ривин. Заключается во взаимообучении учеников. Учитель выбирает тему урока, подбирает по ней материал, разбивает его на абзацы. Каждый ученик получает свой абзац. Какое-то время каждый прорабатывает свой отрывок. Даёт ему заглавие, составляет план. После проработки начинается обмен знаниями. Ученики работают в парах. Один в этой паре учитель, другой – ученик. За определённое время учитель должен рассказать ученику свой фрагмент, ответить на проясняющие вопросы ученика, задать контрольные вопросы. После этого учитель и ученик меняются ролями. Далее участники в парах меняются. В итоге происходит усвоение знаний коллективом. Данный метод имеет большое воспитательное значение, так как воспитывается чувство ответственности каждого ученика перед коллективом. Ученик старается как можно лучше понять написанное в книге, ведь знания, которые он усвоит, достанутся не только ему, а попадут в головы товарищей.
Когда ученик обсуждает одно и то же с разными людьми, растёт количество ассоциаций в его мозгу. Также, при коллективной технологии каждый учащийся работает в собственном темпе, что является несомненным плюсом.
Технология полного усвоения. Схожа по проведению с классно-урочной системой. Но отличается по результатам. При традиционной системе всем ученикам даются одинаковые задания, которые они должны выполнить. И потом, получается, что кто-то освоил материал лучше, кто-то – хуже, а кто-то вообще ушел с пустой головой. При применении технологии полного усвоения определяется эталон знаний, который должны освоить все. Для этого учитель ставит цели, которые, будучи выполненными, будут сигнализировать о том, что материал освоен полностью. После этого, в соответствие целям подбирается содержание. Содержание разбивается на смысловые блоки, каждый из которых занимает по объёму три урока. Учащимся изначально сообщается цель обучения данному материалу. Объясняется эталон, который они должны освоить. После прохождения учащимися смыслового блока, проводится проверочная работа. Оценивается она либо зачётом, либо незачётом. Для учеников, которые получили незачёт, должна быть разработана специальная коррекционная программа, в которой этот же материал подаётся по-разному, так, чтобы его можно было усвоить. После прохождения коррекционной программы отстающие ученики тестируются вновь. В помощь отстающим ученикам организуются группы поддержки учеников.