Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 14:57, контрольная работа
Достижения в области науки и технологий в последнее время все в большей степени определяют динамику экономического роста, уровень конкурентоспособности территорий в национальном и мировом масштабе, степень обеспечения национальной безопасности. Как свидетельствует мировой опыт, эффективность национальной, региональной и муниципальной экономики определяется степенью развития инновационных процессов, для которых в равной мере важными компонентами являются как получение новых знаний, так и передача их в производственные сектора и социальную сферу.
Особенную актуальность развитие и продвижение инноваций приобретает в условиях преодоления кризисных явлений и дальнейшего развития территорий и находящихся на ней предприятий и организаций.
Достижения в области
науки и технологий в последнее
время все в большей степени
определяют динамику экономического роста,
уровень конкурентоспособности
территорий в национальном и мировом
масштабе, степень обеспечения
Особенную актуальность развитие
и продвижение инноваций
Глава 1 Особенности инновационной деятельности в РФ
Специфика сложившейся в настоящее время ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные фундаментальные и технологические разработки, уникальная научно-производственная база. В то же время крайне слаба ориентация существующего инновационного потенциала на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности.
Кроме этого, инновационная
деятельность в России не имеет четкой
концепции развития. Основной правовой
базой на федеральном уровне, регулирующей
инновационный процесс, в настоящее
время является законодательство в
области интеллектуальной собственности.
При этом вопросы стимулирования
инновационной деятельности и поддержки
инновационного бизнеса имеют фрагментарный,
не до конца проработанный характер.
Подчас они слабо увязаны между
собой, отдельные нормы изложены
недостаточно четко, не стимулируют
использование достижений научно-технического
прогресса в развитии отечественного
производства, защиту отечественного
товаропроизводителя и
Инновационная1 сфера остается малопривлекательной для отечественного банковского капитала, иностранных инвесторов и частного капитала. Необходимо не только формирование прогрессивного технологического уклада, но и использование всего арсенала инструментов прямого и косвенного государственного регулирования для инвестирования инновационной деятельности.
Глава 2 Формирование государственной инновационной политики
“Переход России к инновационному
пути развития – это единственная
возможность сделать нашу страну
конкурентоспособной и войти
в мировое сообщество на равных”
- говорится в “Основах политики
Российской Федерации в области
развитии науки и технологий на период
до 2010 года и дальнейшую перспективу”.
Переход к инновационному развитию
страны определён в этом документе
как основная цель государственной
политики в области развития науки
и технологий. И как одно из важнейших
направлений государственной
Политика2, формируемая Министерством образования и науки Российской Федерации, нацелена на реализацию этих целей и задач. Основные задачи, которые призвана решать федеральная целевая научно – техническая программа: определение приоритетов в сфере науки и технологий и их реализация; развитие системы научных и технических приоритетов, механизмов создания и построения государственно-частного партнёрства; развитие инфраструктурной деятельности, т.е. построение инновационной инфраструктуры в России; а также содействие укреплению материально-технической базы научной деятельности ВУЗов, совершенствование нормативно-правовой базы науки и инновационной сферы, и др.
Управление программой3 осуществляется Научно-координационным советом под руководством Министра. По шести основным научно – техническим направлениям сформированы приоритеты:
В новой редакции программы следует отметить 3 основных блока, в рамках которых строится работа: генерации знаний, разработка технологий и коммерциализация технологий.
Первый блок – генерация знаний
В рамках этого блока реализуется
около 250 проблемно-ориентированных
поисковых исследований фундаментального
характера и прикладные разработки.
Осуществляется также поддержка
научно–организационного и
Второй блок – разработка технологий
Этот блок ориентирован на поддержку и развитие прикладных научных исследований и разработок. В рамках этого блока около 120 опытно–конструкторских, технологических и экспериментальных разработок впервые получили финансовую поддержку. Каждый проект получал в среднем около 10 млн. рублей. Это примерно на порядок больше того, что было до реализации последней редакции программы.
Третий блок программы – коммерциализация технологий
В первую очередь, здесь следует говорить о создании и развитии эффективных механизмов государственного и частного партнёрства. Хорошими примерами в этой связи могут стать реализуемые, начиная с 2003 года, важнейшие инновационные проекты государственного значения, которые были поддержаны ещё Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации и очень успешно продолжают развиваться при поддержке Федерального Агентства науки и инноваций, фактически при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.
Важнейший элемент – это финансовая инфраструктура. В первую очередь, это бюджетные и внебюджетные фонды, такие как: фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно – технической сфере; российский фонд технологического развития (РФТР).
РФТР - внебюджетный фонд, который формируется из тех отчислений, которые предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды НИОКР и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются за счёт 25% отчислений от тех средств, которые собирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку серьёзных научно – технических, инновационных проектов.
Глава 3 Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России 2007-2012»
25 октября 2006 года пресс-служба
кабинета министров сообщила, что
Федеральная целевая программа
«Исследования и разработки по
приоритетным направлениям
Основные разработчики Программы:Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по науке и инновациям.
Основная цель Программы - развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации в целях реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.
Основные задачи Программы:
- обеспечение ускоренного развития научно-технологического потенциала по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации в соответствии с перечнем критических технологий Российской Федерации; реализация приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации на основе крупных проектов коммерциализации технологий; консолидация и концентрация ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе путем стимулирования заказов частного бизнеса и инновационных компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
- обеспечение притока молодых специалистов в сферу исследований и разработок, развитие ведущих научных школ;
- развитие исследовательской
деятельности в высших учебных
заведениях; - содействие развитию
малых форм предприятий в
- развитие научной приборной
базы конкурентоспособных
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы:
- дополнительное производство
новой и усовершенствованной
высокотехнологичной продукции
в объеме 142 - 150 млрд рублей за
счет коммерциализации
- дополнительный экспорт высокотехнологичной продукции в объеме 39 - 44 млрд рублей; - привлечение внебюджетных средств в объеме 59 - 62 млрд рублей
- дополнительное увеличение
внутренних затрат на
- разработка 127 - 136 конкурентоспособных технологий, предназначенных для коммерциализации;
- внедрение 8 - 10 передовых коммерческих технологий;
- внедрение 5 - 8 критических
технологий, по которым Российская
Федерация имеет мировой
- создание 6 - 12 новых организаций, обладающих приборной научной базой мирового уровня;
- создание новых рабочих
мест для
- привлечение к выполнению исследований и разработок 20 - 23,5 тыс. молодых специалистов.
Срок и этапы реализации Программы - 2007 - 2012 годы:
I этап – 2007 - 2009 годы;
II этап – 2010 - 2012 годы.
Ожидаемые конечные результаты
реализации Программы и показатели
социально-экономической
- создание основы для
качественного изменения
- формирование научно-
- реализация отдельных
"прорывных" направлений
расширение круга инновационно-активных
компаний за счет демонстрационного эффекта
от реализации Программы;
- реализация потенциала российской науки, укрепление статуса Российской Федерации как мировой научной державы;
- обеспечение значимого
вклада в создание эффективной
инновационной системы;
- обеспечение стимулирующих
факторов для развития
- ежегодный прирост валового
внутреннего продукта в
- ежегодный прирост доли
внутренних затрат на
- ежегодный прирост доли
внебюджетных средств во
- ежегодный прирост доли
инновационно-активных
- ежегодный прирост доли
высокотехнологичной продукции
в объеме произведенной
- прирост доли исследователей
до 39 лет в общем числе