Дебиторская задолженность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 10:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы является построение модели управления запасами, минимизации текущей дебиторской задолженности и оценка потребности в денежных активах в программе IThink и ее наглядное представление.
В данном курсовой проекте поставлены следующие задачи:
- рассмотреть виды запасов;
- составить системно-динамическую модель;

Содержание

Введение
1 Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности, запасов и денежных активов
1.1 Сущность и виды дебиторской задолженности
1.2 Понятие, сущность запасов и денежных активов
2 Модели управления
2.1 Модель управления запасами
2.2 Модель управления дебиторской задолженностью
2.3 Модель управления денежными активами
3 Разработка системно – динамической модели управления запасами, дебиторской задолженностью и денежными активами
3.1 Описание модели
4 Задачи
4.1 Принятие решения заниматься выпуском
4.2 Принятие решения о создании нового предприятия
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

KП. Имитационное моделирование.docx

— 5.40 Мб (Скачать файл)

Столь подробное рассмотрение моделей управления товарно-материальными  запасами с помощью норм и нормативов способствует минимизации затрат по содержанию запасов, сокращения их излишков, а следовательно высвобождению  денежных средств и ускорению  оборачиваемости оборотных средств  фирмы, как указано в источнике [7].

 

2.2  Модель управления  дебиторской задолженностью

 

Под дебиторской задолженностью понимаются обязательства клиентов (дебиторов) перед предприятием по выплате  денег за предоставление товаров  или услуг.

На уровень дебиторской  задолженности влияют следующие  факторы:

    • оценка и классификация клиентов в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности, истории кредитных отношений и условий оплаты;
    • контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности;
    • анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации.

Управление дебиторской  задолженностью основано на двух подходах:

  1. Сравнении дополнительной прибыли, связанной со схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции;
  2. Сравнении и оптимизации величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.

Оценка реального состояния  дебиторской задолженности, т.е. оценка вероятности безнадежных долгов, - один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской  задолженности с различными сроками  возникновения. Финансовый менеджер должен использовать накопленную на предприятии  статистику, а также прибегнуть к  услугам экспертов-консультантов.

С целью максимизации притока  денежных средств предприятию следует использовать разнообразные модели договоров с гибкими условиями формы оплаты и ценообразования. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.

Предложение скидок оправдано  в трех основных ситуациях:

    1. Если снижение цены приводит к расширению продаж, а структура затрат такова, что реализация данной продукции отражается на увеличении общей прибыли, товар высокоэластичен и имеет достаточно высокую долю постоянных затрат;
    2. Система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату.
    3. Если система скидок интенсифицирует приток денежных средств в условиях дефицита на предприятии, возможно краткосрочное критическое снижение цен вплоть до отрицательного финансового результата от проведения конкретных сделок.

Во всех случаях можно  говорить о спонтанном финансировании, которое при инфляции ведет к  уменьшению текущей стоимости реализованной продукции, поэтому следует точно оценить возможность предоставления скидки по досрочной оплате.

Одним из важных моментов в  управлении оборотным капиталом  является определение оптимального соотношения между дебиторской  и кредиторской задолженностями. При этом необходимо оценивать не только условия своего кредитования покупателей, но и условия кредита поставщиков сырья и материалов с точки зрения уменьшения затрат или увеличения дополнительного дохода, получаемого предприятием. 

Управление дебиторской  задолженностью в западных фирмах прежде всего относится к компетенции финансового менеджмента. Тем не менее реализация стратегии в отношении дебиторской задолженности, которая в среднем составляет около 1/3 величины текущих активов, зависит от главного бухгалтера предприятия.

Для управления дебиторской  задолженностью необходимо следующее:

1. Определение условий  предоставления кредита при продаже  товаров, его срока и системы  скидок. Необходимо в кредитном  договоре указать размер штрафов  и пени при нарушении сроков  оплаты за кредит. Например: при задержки оплаты до 15 дней установить пеню в размере 5%, а задержке оплаты до 20 дней - 10%. 

2. Определение гарантий  предоставления кредита. Самый  простой способ продажи товаров  – это открытый счет, когда  в соответствии с заключенным  контрактом покупателю выставляется  счет. 

Более сложный, но более надежный способ, - получение письменного  обязательства клиента заплатить  деньги, т.е. получение векселя. Векселя разделяют на обычные, когда покупатель в письменной форме признает свою задолженность и обязуется заплатить определенную сумму к определенному сроку, и переводные, или коммерческие. Коммерческие векселя широко используются в международной торговле. При этом продавец выписывает покупателю (или его агенту) какую-то сумму к оплате к определенному сроку. Если производится немедленная оплата по предъявлению, то выписывается предъявительский переводной вексель, в других случаях – переводной вексель на срок, который акцептируется либо покупателем, либо его банком.

Существует также безотзывный  аккредитив, часто используемый в  США (основан на взаимоотношениях продавца, покупателя и их банков); условная продажа, широко распространенная в Европе (право  собственности остается за продавцом  до времени оплаты товара) и др. Покупателям, которые своевременно не рассчитываются за приобретенный в кредит товар или услуг необходимо в дальнейшем отказывать в предоставлении кредита.

3. Определение надежности  покупателя или вероятности оплаты  полученных им товаров. В этом  могут помочь широко распространенные  публикуемые рейтинги, анализ опубликованной  финансовой отчетности потенциального  покупателя, конструирование индексов  риска, анализ баланса. Необходимо  иметь широкий спектр потенциальных  покупателей, чтобы была возможность  исключать некредитоспособных клиентов.

4. Определение суммы кредита,  предоставляемого каждому конкретному  покупателю. В данном случае, как  правило, делаются расчеты, основанные  на вероятности оплаты покупателем  товара, возможности повторения  заказов, размера выгод и убытков,  получаемых от оплаты (неоплаты) товара.

5. Определение политики  сбора дебиторской задолженности.  Фирма за определенную плату  передает право на получение  денег по дебиторской задолженности  специализированной фирме. Последняя  может обеспечить сбор, страхование  и финансирование дебиторской  задолженности либо оказать помощь  по ее взысканию и страхованию  сомнительных долгов. Существует  возможность получения кредитной  страховки при необходимости  защиты от безнадежных долгов. Эти операции известны как  факторинг, а сами фирмы –  как факторинговые.

Все перечисленные меры взаимосвязаны. Фирма может предлагать более  выгодные условия продажи, если она  проводит жесткую политику отбора покупателей, или предоставлять кредит высокорисковым клиентам при наличии надежного механизма получения дебиторской задолженности, как указано в источнике [8]. 

 

2.3 Модель управления денежными  активами

 

Управление денежными  активами или остатком денежных средств, постоянно находится в распоряжении предприятия, составляет неотъемлемую часть функций общего использования  оборотного капитала. Размер остатка  денежных активов, которым оперирует  предприятие в процессе хозяйственной  деятельности, определяет уровень его  абсолютной платежеспособности, влияет на продолжительность операционного  цикла, а также характеризует  в определенной мере инвестиционный потенциал осуществления предприятием краткосрочных финансовых вложений за счет оборотного капитала, как указано в источнике [9].

Основной целью финансового  менеджмента в процессе управления денежными активами является обеспечение  постоянной платежеспособности предприятия. В этом получает свою реализацию функция  денежных активов как средства платежа, обеспечивающая реализацию целей формирования их операционного, страхового и компенсационного остатков. Приоритетность этой цели определяется тем, что ни большой размер оборотных  активов и собственного капитала, ни высокий уровень рентабельности хозяйственной деятельности не могут  застраховать предприятие от возбуждения  против него иска о банкротстве, если в предусмотренные сроки из-за нехватки денежных активов оно не может рассчитаться по своим неотложным финансовым обязательствам. Поэтому в практике финансового менеджмента управление денежным активами в составе оборотного капитала часто отождествляется с управлением платежеспособностью. Наряду с этой основной целью важной задачей в процессе управления денежными активами является обеспечение эффективного использования временно свободных денежных средств, а также сформированного инвестиционного их остатка.

С учетом основной цели использование  оборотного капитала в процессе осуществления  управления денежными активами формируется  соответствующая финансовая политика. В процессе ее формирования следует  учесть, что требования обеспечения  постоянной платежеспособности предприятия  определяют необходимость создания высокого актива денежных активов, т.е. преследует цели максимизации их среднего остатка в рамках финансовых возможностей предприятия. С другой стороны, следует  учесть, что денежные активы предприятия  в национальной валюте при их хранении в значительной степени подвержены потере реальной стоимости от инфляции; кроме того, денежные активы в национальной и иностранной валюте при хранении теряют свою стоимость во времени, что  определяет необходимость минимизации  их среднего остатка.

Модель управления денежными  активами состоит из следующих этапов. Первый этап позволяет оценить состояние  среднего остатка денежных активов  с позиций обеспечения платежеспособности предприятия, а также определение  эффективности их использования:

    • оценивается степень участия денежных активов в оборотном капитале и его динамика в предшествующем периоде;
    • проводится определение среднего периода оборотов для активов в рассматриваемом периоде, что позволяет охарактеризовать роль денежных активов в общей продолжительности операционного цикла;
    • определяется уровень абсолютной платежеспособности предприятия по отдельным месяцам предшествующего периода;
    • определяется уровень отвлечения свободного остатка денежных активов в краткосрочные финансовые вложения.

На следующем этапе  производятся расчеты необходимого размера отдельных видов этого  остатка в предшествующем периоде:

    • определяется потребность в операционном остатке денежных активов, которая характеризует минимально необходимую их сумму, необходимую для осуществления хозяйственной деятельности;
    • определяется потребность в страховом остатке на основе рассчитанной суммы их операционного остатка и коэффициента неравномерности поступления денежных средств на предприятие по отдельным месяцам предшествующего периода;
    • определяется потребность в компенсационном остатке денежных активов в размере определенном соглашением о банковском обслуживании;
    • определяется потребность, в инвестиционном остатке исходя из финансовых возможностей предприятия только после того, как полностью удовлетворить потребность в других видах остатков денежных активов.

Третий этап проводится только на тех предприятиях, которые ведут  внешнеэкономическую деятельность. Цель его заключается в выделении  из общей оптимизированной потребности  в денежных активах валютной их части, с тем, чтобы обеспечить формирование необходимого предприятию валютного  фонда. Следующий этап проводится с  целью обеспечения постоянной платежеспособности предприятия, а так же с целью  снижения средней потребности в  остатках денежных активов. Основным методом  регулирование средних остатков денежных активов является корректировка  потока предстоящих платежей:

    • изучается диапазон колебаний остатка в разрезе отдельных декад;
    • регулируются декадные сроки расходов денежных средств, что позволяет минимизировать остаток денежных активов в рамках каждого месяца и по кварталу в целом;
    • полученные результаты оптимизируются с учетом предусматриваемого размера страхового остатка этих активов;
    • сокращение расчетов наличными деньгами;
    • ускорение инкассации дебиторской задолженности:
    • открытие «кредитной линии» в банке;
    • ускорение инкассации полученных наличных денежных средств.

На следующем этапе  разрабатывается система мероприятий  по минимизации уровня потерь альтернативного  дохода процессе из хранения и противоинфляционной защиты.

На завершающем этапе  контролируется совокупный уровень  остатка денежных активов, обеспечивающих текущую платежеспособность предприятия. Система контроля за денежным активами должна быть интегрирована в общую систему контролинга использования капитала предприятия. Учитывая все вышеперечисленное следует следующие обобщенные методы управления оборотными средствами:

  1. Аналитический метод;
  2. Коэффициентный метод;
  3. Метод прямого счета.

Аналитический метод предполагает определение потребности в оборотных  средствах в размере их среднефактических остатков с учетом роста объемов производства. Чтобы не фиксировать недостатки прошлых периодов в организации оборотных средств, н6еобходимо проанализировать фактические остатки производственных запасов в целях выявления ненужных, излишних, неликвидных, а также все стадии незавершенного производства для выявления резервов сокращения длительности производственного цикла, изучить причины накопления готовой продукции на складе и определить действительную потребность в оборотных средствах. При этом необходимо учесть конкретные условия работы предприятия в предыдущем году (например, изменение цен), как указано в источнике [10].

Информация о работе Дебиторская задолженность