Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 19:19, контрольная работа
Для описания инновационных процессов на различных уровнях управления (предприятия, отрасли, страны) используется ряд терминов, близких по значению, но отличающихся по области применения. В частности следует различать понятия «новшество», «нововведение», «инновация».
Новшество – определяется как продукт интеллектуального труда, который в представленном виде в данном качестве еще не встречался.
Нововведение – своеобразный носитель новшества, средство его распространения, донесения до практики.
Инновация (инновационный продукт) – новшество, распространяемое в отраслях национальной экономики.
До конца 2010 года планируется создание холдингов: «БЕЛАВТОМАЗ», «Минский моторный завод», «БелОМО» «Оптической электроники», «Брестоблтранс».
В 2011 году намечается создание холдингов «Интеграл», «Белспецмонтаж», «Белжелезобетон», «Минскстрой», Холдинга автоматизированных систем управления, Регионального холдинга по промышленно-техническому монтажу оборудования и конструкций, Масложирового холдинга, Межотраслевого производственного холдинга по производству подвижного состава наземного городского пассажирского электротранспорта, техники специального и коммунального назначения, реализации комплексных транспортных проектов «под ключ» (управляющая компания – ОАО «Белкоммунмаш»).
Предполагается создание на базе холдингов межотраслевой финансово-промышленной организации с учетом результатов анализа деятельности созданных холдингов и рассмотрение вопросов с заинтересованными органами государственного управления, Национальным банком и Министерством архитектуры и строительства, а также создание в 2013–2014 годах холдинга на базе организаций консервной отрасли концерном «Белгоспищепром».
В целях стимулирования затрат на исследования и разработки за счет средств организаций необходимо внести изменения и дополнения в Налоговый кодекс Республики Беларусь, предусмотрев применение скидки по уменьшению суммы налога на прибыль в размере 50 процентов суммы прироста затрат организации на научные исследования и опытно-конструкторские и опытно-технологические работы.
Выработка мер по безусловному перечислению лицензионных платежей (роялти) организациями, использующими результаты научных исследований и разработки, а также объекты промышленной собственности, соответствующим научным организациям и обладателям исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.
Вторым направлением развития высокотехнологичных производств V и VI технологических укладов станет создание научно-технологического парка в области фотоники и электроники в г. Минске и научно-технологического парка «Полесье» в области биотехнологий в г. Пинске.
Третье направление – развитие малых инновационных предприятий, выпускающих высокотехнологичную продукцию. Для этого необходимо создание при государственной поддержке во всех областных центрах и крупных университетах научно-технологических парков в целях привлечения молодых ученых и студентов к инновационному предпринимательству, обеспечения поддержки малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в реализации инновационных проектов по созданию производств, основанных на высоких технологиях и выпускающих законченную высокотехнологичную продукцию. Целесообразно внести дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2009 г. № 123 «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 66, 1/10522), предусмотрев право университетам (научным организациям) создавать не только унитарные предприятия, но и хозяйственные общества с участием университетов (интеллектуальная собственность), государственных предприятий (производственные площади и оборудование) и организаций частного сектора (финансовые ресурсы).
В целях обеспечения малых инновационных предприятий финансированием будет осуществляться содействие созданию венчурных организаций (фондов), в том числе с участием государства. Необходимо совершенствование деятельности Белорусского инновационного фонда в направлении преимущественно финансирования венчурных проектов малых инновационных предприятий. Для развития венчурного финансирования в республике в 2011–2012 годах планируется создание фондовой биржи для котировки и продажи акций частных высокотехнологичных организаций.
Необходимо определить показатели облисполкомам и Минскому горисполкому по количеству малых инновационных предприятий, которые будут выпускать экспортоориентированную высокотехнологичную продукцию для оказания местными исполнительными и распорядительными органами содействия им в выделении оборудованных инженерными коммуникациями земельных участков для размещения производств.
В Республике Беларусь в 2009 году производством промышленной продукции занималось более 13 тыс. малых предприятий, которые также стремятся поставлять продукцию на экспорт. Например, из 4,6 тыс. малых предприятий г. Минска около 3,4 тыс. предприятий поставляли продукцию на экспорт. В 2011–2015 годах необходимо оказать содействие инновационному развитию малых предприятий страны для развития их инновационного потенциала и наращивания экспорта высокотехнологичной продукции. Для этого необходимо обеспечить передачу в установленном законодательством порядке научными организациями страны технологий, созданных за счет средств бюджета, малым предприятиям на условиях перечисления ими после получения выручки от продажи продукции роялти научным организациям. То есть следует создавать инновационные сети, в которых крупные организации будут взаимодействовать с инновационными (венчурными) малыми и средними предприятиями. Использование преимуществ крупного предприятия на экономии за счет масштабов производства и мобильности, гибкости, готовности к быстрым изменениям при относительно малой капиталоемкости инновационных малых предприятий позволяет сократить сроки исследований и разработок, освоение массового выпуска широкого набора модификаций нового товара и выход его на мировой рынок.
Четвертое направление – создание научно-исследовательских и научно-технических центров (лабораторий) частной формы собственности, в том числе в микро– и малых организациях, а также создаваемых иностранными высокотехнологичными компаниями. Данное направление будет развиваться с учетом зарубежного опыта. Так, в Республике Корея в 1981 году функционировало 53 частных исследовательских центра, в 2004 году – около 10 тыс. центров, в том числе более 9,2 тыс. небольших исследовательских центров малого и среднего бизнеса. В Израиле иностранные компании (Intel, Motorola, General Elektric, Texas Instruments, IBM, Fillips Medical, Hewlett Packard и другие) создали и финансируют более 110 центров, осуществляющих исследования и разработки, с численностью работающих более 35 тыс. человек. В 1983 году в Китае по инициативе руководства Академии наук КНР началась реформа научно-технической сферы. За 1983–1987 годы более 6 тыс. специалистов ушли из академических НИИ и создали 217 научно-технических фирм, из них 14 были подчинены АН КНР, 102 – академическим НИИ, 75 – создано совместно академическими НИИ и торгово-промышленными организациями государственной или коллективной собственности, 26 – академическими НИИ и иностранными фирмами. В 1988 году число таких фирм достигло 400, в них было занято около 10 тыс. бывших работников АН КНР. Электроника была главной сферой деятельности созданных АН КНР научно-технических фирм. Средний объем реализации на одного занятого в научно-технических фирмах превышал этот показатель для государственных НИИ и вузов в 5–10 раз. Поэтому в начале 1998 года руководством КНР созданы особо благоприятные условия для их развития. Работникам научно-технической сферы и руководителям всех уровней дали понять, что с деятельности фирм сняты всякие ограничения и любые попытки поставить административные преграды на пути их развития не должны иметь места. Это создало базу для стремительного развития в КНР таких фирм.
В настоящее время в условиях острой конкуренции на мировых рынках стоимость морально устаревших основных фондов, которые используются для выпуска убыточной продукции, может ничего не стоить, а интеллектуальная собственность, защищенная патентами, может оцениваться миллионами и миллиардами долларов.
В экономике, основанной на знаниях, создание объектов интеллектуальной собственности, проектов товаров, правил создания технологий, формирование идеологии спроса и предложения становится выгоднее, чем создание и производство товаров, наращивание производства для удовлетворения спроса. Республика Беларусь обладает высоким научным потенциалом. Так, например, по данным организации Tomson Scientific по совокупному цитированию в области нанокристаллов наша страна занимает 20-е, фотоники в целом – 16-е, в сфере фотонных кристаллов – 6-е место в мире. По оценкам специалистов в будущем развитие нанофотоники по масштабам долговременного технологического и социального воздействия может быть сравнимо с влиянием полупроводниковой электроники на технологический прогресс и повышение качества жизни. Важно создать условия для превращения результатов фундаментальных исследований в прикладные исследования, разработки и промышленную коммерциализацию.
В этих целях целесообразно стимулировать создание учеными частных исследовательских центров, переход ученых в исследовательский сектор предприятий, в том числе в частные исследовательские лаборатории для коммерциализации результатов исследований. При этом необходимо обеспечить разработку и принятие законодательного акта, предусматривающего их социальную защиту. Например, выплату им в течение 2–3 лет за счет бюджета гарантированной суммы дохода в размере должностного оклада на предыдущей работе.
Пятое направление – проведение аттестации действующих производств в части определения уровня их технологического развития (уклада), развитие независимого инновационно-технологического аудита. Оказание государственной поддержки организациям в зависимости от уровня технологического развития организации и показателей, предлагаемых к реализации инвестиционных (инновационных) проектов.
Шестое направление – осуществление перехода в 2012 году в организациях от показателя «объем промышленного производства» к показателю «добавленная стоимость». При формировании и отборе проектов по созданию высокотехнологичных предприятий и производств одним из основных экономических критериев является добавленная стоимость (фонд заработной платы, включая обязательные платежи, прибыль, амортизационные отчисления, налоги и сборы, кроме налога на добавленную стоимость и акцизов) в расчете на одно новое рабочее место (в среднем по экономике производительность труда на новом рабочем месте должна быть не менее 60 тыс. долларов США). Понятие «добавленная стоимость» пока не используется в бухгалтерском учете на уровне организаций и статистической отчетности организаций.
В 2011 году необходимо внести соответствующие дополнения в нормативные правовые акты для определения добавленной стоимости в бухгалтерском учете и статистической отчетности организаций.
Что необходимо Беларуси, чтобы не проиграть технологическую гонку?
Cогласно Глобальному рейтингу стран по показателям их инновационного развития, в 2008 году Беларусь занимала 69-е место, уступая Казахстану (68-я позиция), России (61-я), Украине (51-я). При составлении рейтинга учитываются такие показатели, как индексы знаний и экономики знаний, экономическая среда, инновационная система, образование, информационно-коммуникационные технологии. Так или иначе следует признать: наша страна пока не смогла осуществить перевод своей экономики на путь инновационного развития, обеспечив массовое распространение технологий 5-го технологического уклада.
В странах — технологических лидерах доля 5-го техноуклада достигла 50 % ВВП, тогда как в Беларуси в начале 1990-х годов она составляла около 10 %, в середине 1990-х, согласно оценке специалистов, снизилась до 3—5 % и лишь к настоящему времени превзошла уровень начала двадцатилетней давности. По оценкам ученых, уже после 2015 года в экономике стран-лидеров будет доминировать 6-й технологический уклад. Для него характерно развитие биотехнологий, основанных на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологий, систем искусственного интеллекта, глобальных информационных сетей, интегрированных высокоскоростных транспортных систем. Именно те страны, которые сумеют вырваться вперед в освоении нового техноуклада, и станут технологическими лидерами планеты на новом витке технико-экономического развития.
В свое время французский писатель Морис Дрюон вывел две аксиомы успеха: рекламируй себя и окажись в нужный момент в нужном месте. Очевидно, что лишь обновление технологической структуры национальной экономики на основе 6-го техноуклада позволит Беларуси совершить качественный рывок и добиться технологического лидерства по ряду направлений, а активная и целенаправленная работа по продвижению своей продукции на мировой рынок будет способствовать «снятию сливок» в конкретных рыночных нишах. Следует отметить: из 27 государственных научно-технических программ лидерами по объему финансирования на период 2006—2010 гг. были «Агрокомплекс – возрождение села», «Машиностроение», «Микроэлектроника». Но лишь последнюю программу есть основания считать значимой для развития перспективных отраслей промышленности…
Какой же задел имеет Беларусь для форсированного развития экономики на базе 6-го техноуклада? Мировой опыт свидетельствует: всякая модернизация начинается лишь тогда, когда есть подготовленные кадры, владеющие соответствующими технологиями. По формальным признакам Беларусь превосходит среднеевропейский уровень по удельному весу специалистов с высшим образованием, занятых в экономике (соответственно 40,7 % и 21,2 % для ЕС). Вместе с тем анализ динамики вузовской подготовки показывает: из года в год лидируют управленческие, экономические и юридические специальности – те, которые непосредственно не связаны с производственными технологиями.
Ежегодный
выпуск студентов вузов Беларуси за период
с 2002 года по 2008 учебный год возрос с 47,4
тыс. человек до 68,8 тыс. человек, или на
45 %. При этом в структуре выпуска специалистов
за этот же период доля выпускников управленческого,
экономического и юридического профиля
составляла в 2002 г. 42,2 % (20 тыс.), в 2008 г. —
45,9 % (31,6 тыс. человек).
Ключевой вопрос – подготовка специалистов
в области инновационной деятельности.
Согласно оценке Государственного комитета
по науке и технологиям, сделанной еще
в 2004 году, для успешного продвижения инновационных
проектов в Беларуси должно быть задействовано
около 7 тысяч специалистов в области управления
инновациями. В 2008 году после начала реализации
Госпрограммы инновационного развития
РБ на 2006—2010 гг. ГКНТ провел комплексное
исследование по определению перспективной потребности в специалистах
с высшим образованием в сфере инновационной
деятельности. Как оказалось, потребность
на период 2009—2015 гг. составила 2,53 тыс.
человек, в том числе 1,74 тыс. человек —
по специальности «инновационный менеджмент»,
0,79 тыс. человек – по специальности «маркетинг
в инновационной сфере». Таким образом,
в условиях «форсированного» перехода
на путь инновационного развития отраслей
национальной экономики Беларуси потребность
в специалистах по инновациям сократилась
более чем в 2,7 раза по сравнению с первоначальной
оценкой!
Экономические показатели научной деятельности
Внутренние затраты – затраты на выполнение научных исследований и
разработок собственными силами организаций, включая как текущие, так и капитальные затраты. Текущие затраты охватывают: оплату труда, отчисления на социальные нужды, затраты на приобретение специального оборудования, другие материальные затраты (стоимость приобретаемых со стороны сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, топлива, энергии, работ и услуг производственного характера и другие), прочие текущие затраты. Капитальные затраты включают: приобретение земельных участков, строительство или покупку зданий, приобретение оборудования, включаемого в состав основных средств, и прочие.
Внешние затраты – это стоимость научных исследований и разработок, выполненных сторонними организациями по договорам.
Объем выполненных работ включает объем выполненных научных
исследований и разработок, научно-технических услуг и прочих работ (с учетом стоимости работ, выполненных соисполнителями) без налога на добавленную стоимость, акцизов и других налогов и платежей из выручки.
Информация о работе Инновации: сущность, характерные особенности, классификация, функции