9.Поддержка в улучшении
экологической обстановки.
10.Поддержание определенных
диспропорций и неравновесных
состояний в экономике для
перераспределения ресурсов и
организация перераспределения
ресурсов в пользу инновационных
монополий.
11.Создание и развитие
инфраструктуры поддержки.
12.Проведение налоговой
политики господдержки в инновационной
сфере.
13.Проведение инвестиционной
политики господдержки в инновационной
сфере.
1. Планирование отраслевой,
функциональной, территориальной структуры
развития инновационной деятельности.
В соответствии с «Основами»
основными мерами государственного
стимулирования научной, научно-технической
и инновационной деятельности в
приоритетных направлениях развития науки,
технологий и техники в области
совершенствования структуры государственного
сектора науки и высоких технологий,
укрепления материально-технической
базы науки, повышения эффективности
использования государственного имущества
являются:
-проведение инвентаризации
научно-технического комплекса,
в том числе наукоградов, включая
изменение (в необходимых случаях)
организационно-правовой формы и
формы собственности научных
организаций;
-совершенствование академического
сектора науки за счет концентрации
ресурсов на решении фундаментальных
научных проблем, оптимизации
системы управления научной и
научно-технической деятельностью,
уточнения количества подведомственных
научных организаций и численности
сотрудников;
-придание государственным
научным центрам Российской Федерации
функций ведущих организаций
по важнейшим направлениям развития
технологий и техники;
-реализация излишнего
имущества и незавершенных строительством
объектов, высвобождаемых в процессе
реструктуризации научно-технического
комплекса, с использованием получаемых
средств для дополнительного финансирования
мероприятий по укреплению материально-технической
базы научных организаций;
-использование в установленном
порядке части основных фондов
научных организаций, высвобождаемых
в процессе реструктуризации
научно-технического комплекса,
для поддержки малого научного
и инновационного предпринимательства,
создания научных и технологических
парков, инновационно-технологических
центров и других объектов
инновационной деятельности;
-совершенствование действующей
системы аккредитации наручных
организаций, переход к их аттестации
и сертификации с учетом международных
стандартов качества:
-доведение целевого финансирования
развития приборной: базы, содержания
уникальных стендов и установок,
используемых при проведении
исследований и разработок по
приоритетным направлениям развития
науки, технологий и техники
до 5% от объема средств, выделяемых
из федерального бюджета на
фундаментальные исследования и
содействие научно-техническому
прогрессу;
-предоставление бюджетных
компенсаций государственным научным
организациям и государственным
высшим учебным заведениям по
уплате налогов на имущество
(уникальное научное оборудование,
стенды, установки и сооружения)
по перечню, утверждаемому Правительством
Российской Федерации;
-снижение таможенных пошлин
на ввозимое специализированное
научное оборудование, не имеющее
отечественных аналогов (в рамках
общей стратегии снижения таможенных
платежей на ввозимое технологическое
оборудование);
-увеличение бюджетных
ассигнований на научные исследования
и экспериментальные разработки
гражданского назначения в связи
с зачислением в федеральный бюджет доходов
от сдачи в аренду научными организациями
имущества, находящегося в федеральной
собственности;
- компенсация за счет
бюджетов всех уровней расходов
государственных научных организаций
- государственных унитарных предприятий
на арендную плату за землю
(в пределах земельных участков,
признанных по результатам инвентаризации
необходимыми для научной и
научно-технической деятельности).
Планирование отраслевой,
функциональной, территориальной структуры
развития инновационной деятельности
в среде малого предпринимательства
осуществляется через распределение
госбюджетных ресурсов на его господдержку
(определение объема и структуры
госзаказа).
2. Организация и ведение федерального
реестра по учету заявок на поддержку
инновационных проектов субъектов малого
предпринимательства, и их удовлетворения
по стадиям (поступление заявок и их кодификация,
проведение предварительной экспертизы
и принятые решения по господдержке, реализация
решений и выделенные стартовые ресурсы
из госбюджета, привлеченные финансовые
ресурсы из внебюджетных источников и
результаты их совокупных затрат, включая
анализ эффективности реализованного
проекта, а также выводы из проведенного
анализа для совершенствования планирования
господдержки в дальнейшем).
3. Реализация госзаказа
на господдержку инновационной
деятельности путем подготовки
и заключения взаимосвязанных
(по «вертикалям» и «горизонталям»
госуправления поддержкой малого
предпринимательства) договоров
(соглашений) и многосторонних государственных
контрактов на поддержку отобранных
инновационных проектов, предложенных
субъектами малого предпринимательства,
включая прямую финансовую поддержку
на долевых принципах в докоммерческих
фазах реализации инновационных
идей(завершение НИОКР, бизнес-планирование,коммерциализация
результатов НИОКР, помощь в получении
охранных документов на объекты интеллектуальной
собственности, поиск стратегических
партнеров и потенциальных инвесторов,
организация и сопровождение процессов
освоения инвестиций в стартовом периоде).
4. Совершенствование федеральной
контрактной системы по части
селективного управления господдержкой
в зависимости от соотношения
таких показателей эффективности
инновационного проекта, как «Доходность--риск--ликвидность»,
важности проекта с точки зрения реализации
приоритетов государственной политики
в соответствующей области, способов предоставления
бюджетных ассигнований (в виде грантов,
беспроцентных ссуд, льготных кредитов,
государственных гарантий) на разных фазах
его реализации, а также стоимости нового
бизнеса, который будет занят тиражированием
(эксплуатацией) результатов инновационного
проекта (производство товаров по новой
технологам, новые услуги по продвижении
товаров к потребителю, новые потребительские
ниши для товаров и услуг по результатам
распространения инновации).
5. Содействие развитию
МПИД и конверсии оборонных
предприятий, а также повышение
научно-технического уровня производства
-актуальное направление государственной
политики поддержки малого предпринимательства.
В условиях продолжающегося инвестиционного
кризиса оказалась крайне суженной материальная
основа для внедрения и распространения
достижении научно-технического прогресса.
МПИД могут содействовать расширению
применения уже известных прогрессивных
технологий и оборудования на предприятиях
гражданского сектора экономики. Государственная
политика должна предусматривать создание
льготного налогового режима для, малых
наукоемких компаний венчурного капитала,
обеспечение рисковым капиталом МПИД
на основе предоставления кредитов под
исследовательские проекты, отвечающие
федеральным требованиям и региональным
интересам. Деятельность МПИД должна быть
сосредоточена на технических разработках
и внедрении их в производство. Значительная
часть предусмотренных государственной
политикой финансовых средств поддержки
малого предпринимательства должна направляться
в регионы, осуществляющие конверсию и
крупную структурную перестройку и обладающие
достаточным научно-техническим потенциалом
и квалифицированными кадрами. Инвестиционная
и инновационная политика в этой области
должна быть направлена на определение
путем конкурсного отбора с учетом экономической
ситуации наиболее перспективных МПИД
в различных областях науки. Прошедшие
экспертизу перспективные проекты должны
на этапе разработки идеи получить государственную
помощь, а затем, на стадии освоения продукции,
привлекать капиталы коммерческих структур,
значительно уменьшая инвестиционный
риск вкладчиков.
6. Содействие кооперированию
как самих МПИД, так и их
кооперированию и сотрудничеству
с крупными и средними предприятиями.
Кооперирование МПИД необходимо
для совместного решения вопросов,
которое нельзя решить на уровне
отдельной фирмы, например, вопросов,
связанных с заметным улучшением
использования основных фондов.
Кооперированным МПИД легче отстаивать
собственные инвестиционные интересы
во взаимоотношениях со средними и крупными
предприятиями, с государственными органами
власти различного уровня. Государственная
поддержка такого кооперирования требует
дополнительных финансовые и прочих льгот
для МПИД, поддерживающих устойчивые хозяйственные
взаимосвязи. В рамках объединений (кооперирования)
МПИД в регионах может быть ускорено решение
проблем, связанных с возникновением новых
-малых фирм и их функционированием. Это:
юридическая регистрация, получение кредита,
закупка необходимого оборудования, подбор
кадров, консультирование, защита интересов
МПИД, координация производственных связей
с государственными и частными компаниями.
Развитию таких ассоциаций могут способствовать
предоставление федеральными и региональными
органами управления заказов крупным
и средним предприятиям с условием обязательства
их кооперирования с малыми фирмами, содействие
приобретению и сбыту продукции последних.
Развитию малого предпринимательства
в инновационной сфере может содействовать
интеграция МПИД в производственные структуры
более мощных экономических образований.
Крупное предприятие может оказывать
МПИД бухгалтерскую помощь, давать рекомендации
по стратегии сбыта, организовывать управленческие
консультации и обучение персонала. Стимулирование
кооперации МПИД со средними и крупными
можно осуществить на основе обязательств
крупных предприятий предоставлять малым
фирмам определенную долю заказов на выполнение
подрядных работ. Особую роль в решении
этой проблемы могут сыграть финансово-промышленные
группы в рамках формирования новой корпоративной
стратегии и тактики путем «имплантирования»
малых инновационных фирм в финансово-промышленные
группы за счет использования преимуществ
малых форм организации проектного дела
при технологическом трансферте (межотраслевом
переносе и территориальной диффузии
отечественных научно-технических достижений).
В качестве организационных форм такой
интеграции можно использовать лизинг,
франчайзинг, долгосрочные контракты
на поставки комплектующих под определенные
финансовые гарантии. Преимуществом такого
варианта промышленной организации будет
создание гарантированных рынков сбыта
для МПИД, особенно в тех случаях, когда
финансово-промышленные группы осуществляют
прорыв на экспортные рынки.
7. Поддержка МПИД в сфере
внешнеэкономической деятельности
должна быть направлена на
сокращение экспорта топливно-сырьевых
ресурсов, повышение в нем доли
конечной наукоемкой продукции, изделий
малых промыслов и услуг, расширение
рынка потребительских товаров
и услуг, а также на обеспечение
необходимого объема импорта лекарств
и сырья для их производства, детского
питания, детской одежды и обуви.
В других сферах государственной
поддержки внешнеэкономической
деятельности МПИД приоритетными являются:
- направление иностранных
кредитов и помощи прежде всего на
цели технической реконструкции и модернизации
МПИД;
- развитие транзитных
внешнеторговых перевозок;
- расширение экспорта
товаров и услуг:
- определение перечня
и размеров внешнеторговых преференций
по таможенным пошлинам;
- определение объемов
и сроков кредитных гарантий,
валютных фондов для импорта
необходимого МПИД сырья и
оборудования, гарантированной доли
технического содействия международных
организаций.
8. Формирование социальной
сферы МПИД. Особенности малого
предпринимательства в том, что
в рыночной экономике оно составляет
основу занятости населения. Однако
его социальная база в России
очень узка не только в результате
недостатка у населения финансовых
средств, организационных и технических
сложностей, недостаточной информированности,
но и в силу социально-психологической
неподготовленности людей к организации
собственного дела. Целей государственной
поддержки малого предпринимательства,
связанных с формированием широкого слоя
собственников, можно достигнуть через
механизм формирования социальной базы
малого предпринимательства. Формирование
социальной базы малого предпринимательства
должно охватывать социальнонезащищенные
слои населения, в том числе выпускников
школ и институтов, лиц с ограниченной
трудоспособностью, домохозяек, беженцев
и вынужденных переселенцев, а также предстателей
социальных групп, не имеющих должной
подготовки и квалификации. Меры государственной
поддержки малого предпринимательства
в этом направлении должны основываться
на проведении избирательной налоговой
политики в отношении предпринимали, использующих
труд перечисленных выше категорий населения;
предусматривать для них налоговые льготы
(снижение ставки отчислений от прибыли,
повышение минимального размера налогооблагаемой
прибыли, освобождение от налога средств,
направленных на создание специализированных
рабочих мест).
9. Поддержка МПИД в улучшении
экологической обстановки может
быть реализована в двух основных
приоритетных направлениях: переработка
отходов в товарную продукцию
на основе экологически чистых
технологий; повышение степени использования
добываемых природных ресурсов.
Стимулирование развития и поддержки
МПИД, действующих в этой области,
возможно за счет создания
региональных фондов экологической
поддержки, обеспечивающих льготное
кредитование и безвозвратное
субсидирование строительства новых
и реконструкции имеющихся фирм.
Эти фонды могут быть сформированы
посредством штрафных платежей
за экологические нарушения, добровольных
взносов предприятий, общественных
организаций, местных органов
власти. Необходимо также создание
в регионах экологических информационных
центров, предоставляющих сведения
об экологически неблагополучных
объектах и возможном изменении
их профиля, обеспечивающем улучшение
экологической ситуации.
10. Поддержание определенных
диспропорций и неравновесных
состояний в экономике для
перераспределения ресурсов и
организация перераспределения
ресурсов в пользу инновационных
монополий при смене технологических
укладов, а также в аспекте
управления технологическими сдвигами
между устаревшими и новыми
производствами, в качестве которых
очень часто выступают инновационные
монополии. Это возможно за
счет таких факторов, как цены,
тарифы, нормативы платежей за
ресурсы, хозяйственные приоритеты
(целевые субсидии, дотации, льготные
кредиты и т.д.)
11. Создание и развитие инфраструктуры
поддержки, включающей в себя и организационно-административные
структуры поддержки малого предпринимательства,
-- первоочередная и наиболее важная задача
государственной политики поддержки малого
предпринимательства из перечисленных
выше в условиях ограниченности госбюджетных
инвестиционных ресурсов. Создание инфраструктуры
поддержки малого предпринимательства
приобретает особое значение, когда речь
идет о матом предпринимательстве в инновационной
сфере. МПИД в большей мере, чем все остальные
субъекты, в том числе малого предпринимательства,
нуждаются в государственной финансовой
поддержке. И связано это именно с повышенной
ролью в их развитии инфраструктуры поддержки
малого предпринимательства. Малый инновационный
бизнес может эффективно функционировать
только в условиях хорошо налаженной инфраструктуры
поддержки, включающей в себя информационные,
консультационные, обучающие и другие
структуры. Соответственно, государственная
поддержка должна быть направлена именно
в сферу малого инновационного бизнеса,
поскольку МПИД располагают значительным
инновационным потенциалом и имеют реальные
возможности наращивания нетрадиционного
объема экспорта.
К основным элементам инфраструктуры
поддержки малого предпринимательства
в инновационной сфере относятся:
-информационное обеспечение
малого предпринимательства; .
-создание развитой сети
коммуникаций для малого предпринимательства,
консалтинговых фирм, центров менеджмента
и маркетинга:
-создание развитой сети
бизнес-инновационных центров, технопарковых
и инкубационных структур (так называемые
инкубаторы технологий);
- создание развитой сети
территориально-производственных зон;
- создание инфраструктуры
передачи технологий;
- создание центров по
оценке технологий;
- создание региональных
центров инновационного развития;
- создание развитой сети
венчурных фондов, фондов содействия
развитию малых и средних форм
предприятий в научно-технической
сфере, фондов технологического
развития.