Инновации в малом бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - доказать то, что инновационная деятельность даже малых предприятий играет не маловажную роль в экономике государства. Объект - инновационная деятельность малого бизнеса. Предмет- влияние инноваций на малый бизнес. Задачи - изучение инновационного менеджмента, определение роли инновационной сферы малого и венчурного бизнеса в экономике государства.

Содержание

Введение

Глава I. Сущность инновационного менеджмента

1.1 Понятие и классификация инноваций

1.2 Государственная политика по развитию инновационной деятельности в РФ

Глава II. Инновации в малом бизнесе

2.1 Роль инновационной сферы малого и венчурного бизнеса в экономике государства

2.2 Государственное регулирование инновационной деятельности сферы малого и венчурного бизнеса

Глава III Инновационный бизнес в Калужской области на примере ООО “НПФ Стелла”

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 86.17 Кб (Скачать файл)

 

11.1. Одним из важнейших  элементов такой инфраструктуры  поддержки должно стать информационное  обеспечение малого предпринимательства.  Информационная структура должна  содержать возможно более полные сведения о федеральном и региональном законодательстве, административных распоряжениях в сфере малого предпринимательства, условиях его развития в регионе, рынках сбыта продукции, конкурирующих предприятиях, возможностях снабжения сырьем, топливом, энергией, оборудованием, наличии производственных помещений, квалифицированных кадров. Должно быть обеспечено получение полной и точной информации о потенциальных инвесторах и инвестиционных проектах, информации обо всех сегментах финансового рынка. Необходимо создавать в регионах доступные для потенциальных инвесторов банки данных, информировать их о новых инвестиционных проектах, создавая конкурентную среду на рынке капиталов. Региональные информационно-аналитические центры могут использовать унифицированную систему информации, пригодную для всех регионов России.

 

11.2. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства должна включать в себя создание развитой сети коммуникаций для малого предпринимательства, консалтинговые фирмы, помогающие инвесторам выбирать объекты инвестирования и влияющие на инвестиционные потоки, центры менеджмента и маркетинга, осуществляющие обучение и подготовку предпринимательских кадров по всему комплексу необходимых в малом предпринимательстве дисциплин и специальностей (законодательно-правовые основы, различные виды учета, включая бухгалтерский, основы ведения хозяйства). Персонал МПИД должен иметь возможность пользоваться услугами учреждений инфраструктуры малого предпринимательства бесплатно либо на льготных условиях. Так, совместные действия министерств и ведомств в 1999 г. были направлены на создание Российского государственного университета инновационных технологий, сети специализированных центров по подготовке менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической сфере на основе образовательных учреждений регионов с высоким научно-техническим потенциалом, организацию конкурсного отбора образовательных программ по подготовке менеджеров для инновационной деятельности, разработку квалификационных требований для специалистов в области менеджмента инноваций и ряд других мероприятий.[5,с.147] .

 

11.3. Широкое распространение  в составе инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства в  инновационной сфере должны получить  бизнес-инновационные центры, инновационные  технологические центры, технологические  парки (технопарки) и инкубационные  структуры (инкубаторы технологи).В рамках межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере расширяется число инновационных технологических центров, ориентированных на промышленное производство конкурентоспособной наукоемкой продукции. В процессе реализации программы в различных регионах России создано 35 инновационно-технологических центров, в составе которых работает около 300 малых фирм, занимающихся разработкой, созданием и выпуском небольших партий конкурентоспособной наукоемкой продукции.В соответствии со своими задачами технопарки осуществляют экспертизу и отбор инновационных предложений, научно-технических программ и проектов, направленных на создание и внедрение новой техники и наукоемких технологий, оценку рисковости этих предложений, содействует в проведении научно-исследовательских работ и передаче их результатов в производство. Создание технопарков может быть реализовано как на региональном, так и на межрегиональном уровне в рамках межрегиональных экономических ассоциаций. Для решения этой проблемы нужна активная работа исполнительных и законодательных структур субъектов Российской Федерации, межрегиональных экономических ассоциаций. Для развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в инновационной сфере необходимы соответствующая кадровая база, высокоэффективные формы отбора и подготовки предпринимателей с применением кооперативных и административно-командных форм организации бизнеса. На территории России действуют более 70 технопарков. Наиболее известными российскими негосударственными организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в инновационной сфере, ведущими активную работу с МПИД являются « Морозовский проект» и Ассоциация «Технопарк»

 

«Морозовский проект» -- масштабная программа поддержки малого бизнеса в инновационной сфере, направленная на оказание образовательных, консультационных, информационных, организационно-правовых услуг предпринимателям через систему региональных учебно-деловых центров.[1,с.51]. С целью развития системы финансирования малого предпринимательства в инновационной сфере ежегодно в рамках «Морозовского проекта» проводится Всероссийский смотр венчурных инвестиционных проектов «Инвестпроект». В ближайшей перспективе предполагается осуществление двух новых программ: проведение конкурса венчурных инвестиционных проектов в области малого бизнеса «Венчур» и реализация программы «СтартИнвест», предоставляющей возможность МПИД на начальном этапе разработки венчурных инвестиционных проектов кратко изложить свои инновационные идеи в системе Интернет в целях привлечения внимания и поиска потенциальных венчурных инвесторов, в том числе зарубежных партнеров, для их реализации.

 

Основные цели Ассоциации «Технопарк» -- содействие определению и формированию приоритетных направлений инновационной деятельности и реализации перспективных научно-технических венчурных инвестиционных проектов. Основное направление работы -- научно-методическое и организационное обеспечение технопарков, инновационных центров и бизнес-инкубаторов. [1,с51].

 

11.4 Другим элементом инфраструктуры  поддержки малого предпринимательства  в инновационной сфере могут  стать территориально-производственные  зоны, формируемые на базе предприятий  оборонных отраслей промышленности  с целью размещения на временно  незагруженных и неиспользуемых  производственных площадях МПИД  с использованием такой формы  инвестирования, как селинг.

 

11.5 Для малого предпринимательства в инновационной сфере необходима налаженная инфраструктура передачи технологий, взаимодействия между разными секторами науки, наукой и производством, наличие развитой сети коммуникаций для малого предпринимательства. Такая структура не только не создана, но разрушены ее основы, существовавшие в дореформенный период. Компьютерные базы данных, содержащие информацию о публикациях, переведены в научных библиотеках, как правило, на коммерческую основу и доступны лишь ограниченному кругу пользователей. Серьезное значение в настоящее время имеет проблема создания базы данных об имеющихся разработках и спросе на них и оказание помощи в доступе к такой информации.

 

11.6. Значительную помощь  МПИД может оказать создание  центров по оценке технологий. К их задачам должна относиться  оценка перспективности новых  технологий и ноу-хау, анализ  сравнительного эффекта от их  внедрения, прогноз конкурентоспособности  в России и за рубежом. Центры  должны получать помощь в приобретении  методик по оценке технологий  и инновационных проектов в  подключении через информационную  сеть к базе данных, содержащей  сведения о внедренных в мире  технологиях аналогично типа. Другое  направление работы центров - оценка вредных экологических  эффектов от внедрения и распространения  технологий и созданной на  их основе техник. Сложная экологическая  обстановка в Российской Федерации  и недооценка вредных эффектов  от внедрения технологии требуют  привлечения к работе центров  по оценке технологий экспертов-экологов. Еще одно направление деятельности  центров - подготовка кадров по  теории и практике научно-технического  прогресса. До сих пор нет  специальных учреждений по подготовке  менеджеров высокотехнологичных  предприятий и специалистов по  маркетингу наукоемкой продукции  и разработок. Целесообразно создать  специальные курсы для управляющих  МПИД, работающих в инновационной  сфере.

 

11.7. Еще одним элементом  инфраструктуры поддержки МПИД  в области технического прогресса  должны стать региональные центры  инновационного развития. Деятельность  таких центров должна ориентироваться  на малые и средние предприятия,  не имеющие своих исследовательских  подразделений. Помощь этим предприятиям  может заключаться в распространении  инноваций, передаче эффектных  технологий из государственного  сектора в частный, оказание консультационной помощи. Результат деятельности таких центров - сохранение и преобразование региональной науки в интересах конкретных регионов и первоочередное развитие прикладных исследований.

 

11.8. Основным механизмом  привлечения финансовых рее в  малое предпринимательство в  инновационной сфере должны преимущественно  венчурные компании и фонды  (фонды содействия развитию малых  и средних форм предприятий  в научно-технической сфере, фонды  технологического развития), созданию  которых следует уделить в  ближайшей перспективе особое  внимание в рамках государственной  поддержки малого предпринимательства  в инновационной сфере. До создания  достаточно мощной и разветвленной  инфраструктуры венчурных компаний  и фондов в России функцию  привлечения финансовых ресурсов  в малое предпринимательство  в инновационной сфере могут  и должны взять на себя государственные  структуры, частные лица, коммерческие  банки, инвестиционные фонды.

 

12. Проведение государственной  налоговой политики поддержки  малого предпринимательства в  инновационной сфере. Бремя инфляционного налога, испытываемое всеми предприятиями, особенно сильно в посткризисный период отразилось на предприятиях с длительным производственным циклом, в том числе в наукоемком производстве, где материальные и временные затраты на НИОКР составляют весьма значительную долю в цикле, охватывающем разработку, внедрение, производство и доведение готовой продукции до потребителя, то есть на МПИД. Поэтому в современных условиях государство должно целенаправленно стимулировать инновационную активность в экономике введением разнообразных налоговых льгот и особых условий хозяйствования в первую очередь для инновационных монополий.

 

Наиболее действенное  влияние на стимулирование инновационной  активности оказали принятые в 1999 г. решения по совершенствованию налогового законодательства, в частности, снижение с 1.04.99 г. предельной ставки налога на прибыль  для предприятий и организаций  с 35% до 30%, а также освобождение от налогообложения прибыли, полученной от вновь созданного производства, организованного на базе новых (приобретенных  или сооруженных) производственных мощностей, на период его окупаемости, но не более трех лет, и средств, направленных научными организациями непосредственно на проведение НИОКР в порядке и по перечню, установленными Правительством РФ, что должно позволить предприятиям использовать прибыль, остающуюся в их распоряжении, на осуществление НИОКР, развитие инновационной деятельности. [4,с. 97].

 

Однако этого совершенно недостаточно для стимулирован инновационной активности в России, и совершенствование налогового законодательства по стимулированию инновационной активности МПИД должно предусматривать:

 

1. Упрощение налоговой  системы для МПИД. Введение особых  режимов налогообложения для  МПИД (единый налоговый платеж  в форме «вмененного налога»), как гарантии против административного  произвола на местном уровне.

 

2. Взаимодействие налогового  механизма с кредитно-банковской  политикой, процентными ставками, в рамках предоставления определенных  преимуществ финансовым, кредитным  учреждениям и предприятиям, использующим  долгосрочные ссуды при инвестировании  МПИД.

 

3. Выравнивание уровней  налогового бремени, возлагаемого  на различные категории налогоплательщиков  за счет сокращения числа налоговых  льгот (индивидуальных и отраслевых), не имеющих социальной направленности  и не связанных с научной  и инновационной, деятельностью,  и привлечение к уплате налогов  предприятий, работающих с огромными  неучтенными денежными оборотами.

 

4. Введение льгот или освобождение от налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налогам, взимаемым в дорожные фонды, если средства будут инвестироваться в российские МПИД. Выведение из-под налогообложения прибыли, инвестируемой в развитие реального производства, его модернизацию и в инновационную деятельность(НИОКР) и зачисляемой на инвестиционные счета;. 5. Отмену льгот по налогу на прибыль, если МПИД не использует полностью на цели накопления (инвестирования) амортизационные отчисления. Неиспользованная на инвестиционные цели амортизация должна включаться в налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль. Базой применения льгот должна быть не сумма прибыли, а сумма платежей в бюджет, что определит зависимость суммы льгот от объема платежей в бюджет.

 

6.Создание производителям  максимально благоприятного режима  налогообложения для освобождения  производства от неиспользуемого  оборудования, что будет способствовать  экономии МПИД на производственных  издержках и оживлению внутреннего  спроса.

 

Для этого требуется:

 

-разработка упрощенного  порядка консервации незагруженных  мощностей с освобождением таких  активов от налогообложения и  амортизационных начислений;

 

-стимулирование вывода  из состава имущества предприятия  неиспользуемых мощностей за  освобождения от налога на  добавленную стоимость безвозмездно  передаваемых неликвидных и не  участвующих в производственной  деятельности основных фондов  и товарно-материальных ценностей  (у принимающей стороны освобождение  от налога на прибыль);

 

-введение для излишних  и неиспользуемых видов производственной  техники режима «неликвидных  каникул» длительностью свыше  1--2 лет, предполагающего реализацию  неликвидов и неиспользуемого  оборудования при необходимости  по ценам ниже их учетной  стоимости, подкрепленного мерами  стимулирующей налоговой поддержки;

 

-внесение изменений в  порядок налогообложения при  реализации основных фондов ниже  балансовой стоимости, чтобы,  не подрывая налоговую дисциплину, дать возможность предприятиям  избавляться от неликвидов, реализовывать  неиспользуемое оборудование, устранять  искусственное завышение цен,  созданное вследствие применения  бартера и денежных суррогатов.

 

7. Включение средств, выделяемых  МПИД на пополнение оборотных  фондов, в расчет налоговой базы, как элемент издержек производства

 

8. Устранение налогообложения  «сверхнормативного» с затрат  на подготовку кадров для МПИД  и в первую очередь подготовку  менеджеров инноваций.

 

9. Освобождение от налогообложения  доходов и прибыли МПИД, экспортирующих  не менее 50% товаров, изготовленных  с использованием российской  интеллектуальной собственности  на период возврата инвестиций.

 

10. Освобождение в целях  стимулирования организации совместного  производства на определенный  период от всех видов налогов  (с последующим 50% налогообложением) при условии выпуска МПИД импортнозаменяющей  продукции и реализации ее  внутри России.

 

11. Подготовка и принятие  нормативных актов и налоговых  льгот по франчайзингу.

 

13. В соответствии с  «Основами» основными мерами  государственного стимулирования  научной, научно-технической и  инновационной деятельности в  приоритетных направлениях развития  науки, технологий и техники  в области финансов являются:

 

-финансирование инвестиций  за счет средств федерального  бюджета научных исследований  и экспериментальных разработок  на уровне, обеспечивающем реализацию  целей и задач «Основ»;

 

- направление ежегодного  прироста ассигнований по статье  федерального бюджета «Фундаментальные  исследования и содействие научно-техническому  прогрессу» на фундаментальные  исследования и обеспечение научного  сопровождения важнейших инновационных  проектов государственного значения;

 

-обеспечение эффективного  использования средств федерального  бюджета, выделяемых на финансирование  инвестиций для фундаментальных  исследований и содействие научно-техническому  прогрессу;

Информация о работе Инновации в малом бизнесе