Инновации как фактор экономического роста. Особенности инновационного развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть особенности инвестиционного развития нашей страны, оценить состояние инноваций на данный момент и дальнейшие перспективы их развития. Задачи исследования:
1. раскрыть понятие инноваций и обосновать необходимость в их развитии
2. провести анализ инновационной деятельности и направлений в Республике Беларусь
3. выявить основные проблемы, сдерживающие рост инноваций и предложить пути их разрешения
4. оценить дальнейшие перспективы развития инновационной деятельности

Содержание

Введение …………………………………………………………… ……… …...3
1 Сущность инновационного развития ………………………………..4
1.1. Понятие инноваций. Формирование теории инноваций………………….4
1.2. Управление инновациями……………………………………………...........6
2 Инновационное развитие Республики Беларусь……………………………..9
2.1. Региональная политика и ее место в системе национальных
приоритетов……………………………………………………………………...9
2.2. Финансирование инновационной деятельности………………………….11
2.3. Характеристика и анализ инновационного потенциала страны…………13
2.4. Первоочередные задачи по созданию национальной инновационной системы…………………………………………………………………………...17
2.4. Особенности налогообложения инновационной деятельности в Республике Беларусь…………………………………………………………….20
3 Инновационное развитие в условиях финансового кризиса………………. 22
3.1. Инновационная политика и ее роль в антикризисном регулировании экономики ……………………………………………………………………….22
3.2. Эффективность инновационной деятельности в период кризиса……….23
Заключение………………………………………………………………………25
Список литературы ……………………………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

пример.docx

— 73.77 Кб (Скачать файл)

2. Высокий уровень подготовки  кадров в сочетании с исполнительной  дисциплиной и творческим мышлением

3. Повышение эффективности  использования всех ресурсов, модернизация  народнохозяйственной структуры  и обновлением ассортимента продукции.

4. Включение в систему  управления подсистемы стратегического  планирования. При этом планы  страны должны подкрепляться  планами отдельных предприятий,  отраслей, совместными программами  торговой внешнеэкономической экспансии  производственных, коммерческих и  финансовых организаций. В свою  очередь экспорт товаров должен  подкрепляться позиционирование  на мировом рынке Беларуси  как активной участницы фондового  рынка, рынка интеллектуальных  услуг и технологий.

Стоит отметить, что нельзя освобождать государство от обязанности  предотвращать либо смягчать те или  иные последствия инновационного процесса, которые могут повлиять негативно  на положение различных социальных групп населения, привести к нерациональному  природопользованию, загрязнению среды  обитания человека, т.е. стоит придерживаться гуманистических принципов развития.

Повышение эффективности  инновационного потенциала требует  всемерного развития инфраструктуры НИС, подготовки персонала, формирования корпоративной  культуры в инновационной сфере, поддержки талантливых ученых и  специалистов, а также маркетингового продвижения инноваций в реальное производство.

Список литературы

1. Богдан Н.И. Открытая модель  инновационного процесса и трансформация  индикаторов инновационного развития. Белорусский экономический журнал, №4, Минск, БГЭУ, 2008

2. Богдан Н.И. Показатель инновационного  развития в экономике знаний: европейский опыт и задачи  Беларуси. Белорусский экономический  журнал №5, Минск, БГЭУ, 2007

3. Богдан Н.И. Роль образования  в национальной инновационной  системе. Научные труды Белорусского  государственного экономического  университета. Юбилейный сборник.  Минск, БГЭУ, 2008

4. Герасимчик Н.В. Инновационное  развитие Республики Беларусь  в условиях экономического роста.  Инновации – источник и индикатор  устойчивого роста в национальной  экономике: сборник научных статей. ЦИИР, Гомель, 2009

5. Глянцевич Ж.П. Инновации как  фактор устойчивого развития  экономики.

Инновации – источник и индикатор  устойчивого роста в национальной экономике: сборник научных статей. ЦИИР, Гомель, 2009

6. Дедков С. М., Мясникович М.  В. Источники и перспективы  устойчивого экономического роста  Беларуси. Минск, Право и экономика, 2007

7. Зубик Д.В. Управление инновациями.  Механизмы устойчивого развития  инновационных социально-экономических  систем: материалы международной  научно-практической конференции.  Минск, БГЭУ, 2008

8. Инновационный рейтинг Беларуси. Веды 16 лìпеня, Минск 2007

9. Кисель И.А. Особенности налогообложения  инновационной деятельности в  Республике Беларусь. Механизмы  устойчивого развития инновационных  социально-экономических систем: материалы  международной научно-практической  конференции. Минск, БГЭУ, 2008

10. «Наука и инновации» научно-практический  журнал № 10, Минск 2009

11. Матрунич А.А. Роль инновационной  политики в антикризисном регулировании.  Инновации – источник и индикатор  устойчивого роста в национальной  экономике: сборник научных статей. ЦИИР, Гомель, 2009

12. Монтик О.М. Влияние экономических  факторов на результативность, инновации  на предприятии. Вестник Белорусского  государственного экономического  университета №4, Минск, БГЭУ, 2009

13. Морозова Ю.Э. Эффективность  инновационной деятельности в  условиях финансового кризиса.  Инновации – источник и индикатор  устойчивого роста в национальной  экономике: сборник научных статей. ЦИИР, Гомель, 2009

14. Мясникович М.В.О роли государства  в обеспечении инновационного  процесса. Проблемы управления №1Минск, 2007

15. Мясникович М.В.. Республика Беларусь. Макроэкономическая динамика, инновационное  развитие, экономическая безопасность. Минск, Беларуская навука, 2009

16. Павлов К. Инвестиции и инновации  интенсивного и экстенсивного  типа: макроэкономический подход. Проблемы  теории и практики управления  №4, 2009 г.

17. Семашко В.И. Инновационное  развитие Республики Беларусь: состояние  и перспективы. Материалы международной  научно-практической конференции  «Подготовка научных кадров высшей  квалификации в условиях инновационного  развития общества. ГУ «Белиса», Минск, 2009

18. Свиридович В.А. Воздействие  инвестиционной политики на состояние  и возможности современной белорусской  экономики. Гуманитарные науки.  Выпуск 4, Минск, Право и экономика, 2008

19. Сорбиров Б.В. Инновационная  деятельность и ее стимулирование  в национальной экономике. Инновации  – источник и индикатор устойчивого  роста в национальной экономике:  сборник научных статей. ЦИИР, Гомель, 2009

20. Шимов Н.В. Национальная экономика  Беларуси: учебник. Минск, БГЭУ, 2006

Приложения

Приложение 1.

Оценка возможностей национальной экономики Республики Беларусь

Сильные стороны

Слабые стороны

Доктрина инновационного развития Беларуси.

Отсутствие цельной инновационной  инфраструктуры.

Государственная программа  инновационного развития на 2007-2010 годы.

Невысокая степень иновационной активности предприятий.

Относительно развитые научно-технический  и иновационный потенциалы.

Низкий спрос на инновации  предприятий реального производства.

Высокий образовательный  уровень занятого населения и  ИРЧП.

Недостаток специалистов по организации инновационной деятельности.

Наличие институциональной  структуры по проблемам инновационного развития республики - Госкомитета по науке и технологиям.

Недостаток инвестиций в  инновации.

Относительно высокое  финансирование государством НИОКР.

Недостаточное развитие венчурной  деятельности.

Многоотраслевой промышленный комплекс и развитая производственная инфраструктура.

Невысокий уровень разработки и освоения новшеств промышленными  предприятиями - 6-9%.

Многовекторные внешнеэкономические  связи и выгодное геополитическое  положение республики.

Внедрение только 2% изобретений  в реальное производство.

Открытость национальной экономики для международного сотрудничества в иновационной сфере.

Недостаточное развитие экономических  механизмов трансфера инноваций.

 

Высокий уровень налогооблажения  и сокращение финансовых средств  для инноваций.

 

Энергоёмкость ВВП республики в 1,5-2 раза выше других стран с аналогичными природными условиями.

 

Низкая доля ВВП, получаемая от использования инноваций.

Возможности

Угрозы

Ежегодный рост ВВП на 9-10% и доли ВВП от использования инноваций.

Экономическому и политическому  суверенитету, государственной независимости.

Технико-технологическая  и структурная модернизация производства (609 действующих производств, 100 новых  предприятий).

Риск технико-технологического, информационного и инновационного отставания от развитых стран.

Наращивание экспортного  потенциала на основе повышения конкурентоспособности  отечественной продукции.

Превышение импорта над  экспортом.

 

Старение технико-технологической  базы предприятий.

Энерго- и ресурсосбережение  за счет внутренних источников.

Низкая конкурентоспособность  продукции (по новизне, ценовому фактору, энергопотреблению, экологичности).

Комплексное развитие производительных сил регионов за счет развития АПК, малых и средних городов.

Сужение финансирования инноваций.

Финансирование инноваций  из Союзного бюджета России и Беларуси.

Проблема выхода на зарубежные рынки с инновационным продуктом.

Реализация интеграционного  эффекта от межгосударственной научно-технологической  и инновационной политики СНГ, Союзного государства Беларуси и России.

Снижение участия в  мировой торговле наукоемеой продукцией.


Приложение 2

Динамика инновационных  показателей в Республике Беларусь

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

январь- ноябрь 2009

Число организаций,выполнявших научные исследования и разработки, единиц

307

299

301

295

322

338

338

340

329

Списочная численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, человек

329

321

3071

2998

2875

3022

3054

3129

3147

из них имеют ученую степень доктора наук

2

9

78

78

79

78

75

74

72

кандидата наук

440

385

369

34

34

33

32

31

31

из них исследователи

197

191

1855

1770

1703

1826

1849

1899

1845

Затраты на научные исследования и разработки – всего, млрд. руб.

76

139

190

263

377

511

602

1039

1084


 

 

Инфраструктура инновационной  деятельности Республики Беларусь: состояние  и перспективы

  • Конференция: Проблемы и перспективы развития инновационно-креативной экономики  

Бостынец Н.Д. 
Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники 
 
 
 
Реалии современного развития мирового сообщества ставят перед Беларусью задачу перевода национальной экономики на путь инновационного развития.  
 
В настоящее время только инновационный путь развития экономики способен обеспечить повышение уровня наукоемкости продукции. Для Республики Беларусь, располагающей высоким техническим потенциалом, но не обладающей достаточной сырьевой базой, стратегия развития определяется эффективным использованием науки и, прежде всего, — высоких технологий.  
 
По мнению академика Г. Лыча для перехода на инновационный путь развития необходимо наличие нескольких факторов: во-первых, это — научно-интеллектуальный и технологический потенциал, достаточный для запуска и последующего развития инновационного процесса; во-вторых, постоянный рост количества участников инновационной деятельности; в-третьих, развитая система институтов, ориентированных на инновационное развитие, способных обеспечить эффективное взаимодействие всех участников инновационной деятельности; в-четвертых, это востребованность инноваций большинством хозяйствующих субъектов и физических лиц. 
 
Опыт развития мировой экономики аккумулирован в Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг., главной целью которой является перевод национальной экономики в режим интенсивного развития. Программой предусматривается создание национальной инновационной системы, которая должна обеспечить генерацию и использование новых знаний, новых технологий, товаров и услуг во всех сферах жизни белорусского общества. Сегодня инновационный путь развития отечественного производства — это создание в экономике условий, механизмов и подходов, обеспечивающих ускорение разработки и передачи в промышленность новых технологий и техники.[1].  
 
Внедрение инноваций, высокий уровень научно-технического развития является определяющим с точки зрения выполнения главной задачи — повышения качества и уровня жизни своих граждан. 
 
 «Инновационный путь развития — одна из приоритетный задач социально-экономического развития страны, которая определяет стратегическую цель государственной научно-технической и инновационной политики — создание благоприятный правовых, экономических и социальных условий для развития науки и постоянного повышения технологического уровня производства и конкурентоспособности продукции, уровня и качества жизни населения, укрепления национальной безопасности страны» — записано в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы. 
 
Реализация этого направления требует повышения роли научных исследований и разработок, превращения научно-инновационного потенциала в один из важнейших ресурсов устойчивого экономического роста. 
 
Высокие технологии становятся главным фактором повышения жизненного уровня людей в любой стране. Высокий уровень инноваций, степень их практического внедрения в производство являются основополагающими признаками постиндустриальной державы. В этой связи развитие высоких технологий и их практическое воплощение является одним из главных факторов, определяющих место Беларуси в системе современной глобальной конкуренции. 
 
Поэтому одним из перспективных путей становления Республики Беларусь как экономически развитого, сильного государства является расширение инфраструктуры инновационной деятельности. 
 
Инновационная инфраструктура — совокупность юридических лиц, ресурсов и средств, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности. В инновационную инфраструктуру включаются организации, фирмы, объединения, охватывающие весь цикл осуществления инновационной деятельности от генерации новых научно-технических идей и их отработки до выпуска и реализации наукоемкой продукции. Непосредственно к субъектам инновационной инфраструктуры, которые призваны координировать работу участников инновационной деятельности, относятся:

  • научно-технические (технологические) парки,

 

  • инновационные центры,

 

  • центры трансфера технологий,

 

  • бизнес — инкубаторы.

 

 
 Технопарк — это компактно расположенный  комплекс, который в общем виде может включать в себя научные  учреждения, вузы и предприятия промышленности, а также информационные, выставочные  комплексы, службы сервиса и предполагает создание комфортных жилищно-бытовых  условий. Функционирование технопарка основано на коммерциализации научно-технической  деятельности и ускорении продвижения  инноваций в сферу материального  производства. Наивысшим проявлением  интеграционной тенденции является технополис (научный парк, технологический  парк). Он представляет собой конгломерат  из нескольких сотен исследовательских  учреждений, промышленных фирм (преимущественно  малых), внедренческих организаций  и других, которых связывает заинтересованность в появлении новых идей и их скорейшей коммерциализации. Технополис — это структура, подобная технопарку, но включающая в себя небольшие города (населенные пункты), так называемые наукограды, развитие которых целенаправленно ориентировано на расположенные в них научные и научно-производственные комплексы. Объединение мелких фирм в совокупности создает сложную инфраструктуру, необходимую и достаточную для крупных инноваций. Центром технополиса, его стержневым звеном, обычно является крупный университет — генератор и носитель фундаментального знания, лежащего в основе инноваций.  
 
Бизнес-инкубатор — это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности малого бизнеса, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Это достигается путем предоставления малому бизнесу материальных (прежде всего научного оборудования и помещений), информационных, консультационных и других необходимых услуг. 
 
Инновационный центр представляет собой специализированный инкубатор, в котором субъектам малого предпринимательства дается возможность разрабатывать и использовать новые технологии и другие новшества научно-технического характера. 
 
Центр трансфера технологий — это коммерческая организация, целью которой является обеспечение передачи инноваций из сферы их разработки в сферу применения.[2]. 
 
В Республике Беларусь формирование инновационной инфраструктуры началось более 10 лет назад.  
 
В сентябре 2005 года подписан Декрет Президента Республики Беларусь №2 «О Парке высоких технологий».  
 
Согласно Положения о Парке высоких технологий направлениями деятельности Парка высоких технологий являются: разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения в промышленных и иных организациях республики; экспорт информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения; другие направления по согласованию с Президентом Республики Беларусь.  
 
В качестве резидентов Парка высоких технологий могут быть 
зарегистрированы юридические лица и индивидуальные предприниматели 
Республики Беларусь, осуществляющие или планирующие осуществлять один или несколько следующих видов деятельности: анализ, проектирование и программное обеспечение информационных систем; деятельность по обработке данных с применением программного обеспечения потребителя или собственного программного обеспечения; фундаментальные и прикладные исследования, экспериментальные разработки в области естественных и технических наук (выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или опытно-технологических работ, связанных с направлениями деятельности Парка высоких технологий) и реализация результатов таких исследований и разработок; другие виды деятельности. [4]. 
 
На сегодняшний день в Республике Беларусь создано и действует более 80 различных элементов инновационной инфраструктуры: Парк высоких технологий (в настоящее время резидентами Парка высоких технологий является 76 предприятий и 2 частных предпринимателя.[4]), 10 научно-технологических парков, 56 научно-производственных центров, 5 инновационных центров, 24 центра трансфера технологий, Белорусский инновационный фонд, 9 бизнес — инкубаторов 10 информационных и маркетинговых центров, 476 научно-технических библиотек (включая заводские), которые работают в сфере инновационной деятельности. Потребителями услуг, предоставляемых перечисленными элементами инновационной инфраструктуры, являются 318 инновационно — активных предприятий.  
 
За период до 2010 года планируется увеличить количество субъектов инфраструктуры инновационной деятельности: научно-технологических парков до 20, научно-производственных центров — до 71, инновационных центров — до 8, центров трансфера технологий — до 30, информационных и маркетинговых центров — до 30, бизнес-инкубаторов — до 10, венчурных организаций — до 3, научно-технических библиотек — до 490, инновационно-активных предприятий — до 581. [5]. 
 
  
 
В связи с этим предусматривается к 2010 году увеличить в 2,5 — 3 раза затраты на исследования и разработки, увеличить долю прогрессивных технологий; направить на  развитие материально-технической базы науки не менее 10% общего объема финансирования науки из средств республиканского бюджета.[6]. 
 
Рыночная ориентация инновационной инфраструктуры определяет ее способность обеспечивать выполнение всех своих функций в условиях современной рыночной экономики и возможности быстрой адаптации к постоянным динамическим изменениям. Конечной целью формирования инфраструктуры должно быть не просто создание конкретных хозяйствующих субъектов для более эффективного ведения ими научно-технической и инновационной деятельности, а обеспечение осуществления их совокупной деятельности в интересах общества, включая преодоление спада производства, его структурную перестройку и изменение номенклатуры выпускаемой продукции, усиление ее конкурентоспособности и привлекательности для внутреннего и внешнего рынков, создание новых рабочих мест и сохранение научно-технического потенциала.[3].  
 
В январе 2010 года на заседании Президиума Совета Министров Республики Беларусь была рассмотрена Концепция Государственной программы инновационного развития Беларуси на 2011-2015 годы. 
 
Основной целью госпрограммы инновационного развития на 2011-2015 годы является создание конкурентоспособной на мировом рынке, инновационной, наукоемкой, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной, социально ориентированной экономики, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие Беларуси и повышение качества жизни белорусского народа. Главным направлением преобразований производственного потенциала республики станет внедрение новых высоких технологий 5 и 6-го технологических укладов, обладающих наибольшей добавленной стоимостью и низкой энерго- и материалоемкостью, производство новейших экологобезопасных материалов и продуктов.  
 
Для модернизации экономики на основе технологических инноваций планируется осуществить более 500 проектов по созданию инновационных предприятий и прогрессивных производств. В результате реализации госпрограммы инновационного развития на 2011-2015 годы планируется к 2015 году довести долю новой продукции в общем объеме продукции промышленности до 25%. Доля инновационно активных предприятий в общем количестве промышленных предприятий должна составить 30,5%, доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства должна вырасти до 73,9%. 
 
До 2015 года количество научно-технических парков и центров трансфера технологий планируется увеличить на 60%, научно-производственных центров — на 30%, инновационных центров — более чем в 7 раз. Запланировано также создание трех многоцелевых технопарков — Парка передовых технологий в Национальной академии наук, а также технопарка «Полесье» и технопарка на базе НПО «Интеграл».  
 
Для ускорения процессов формирования научной инновационной системы планируется создание инвестиционной корпорации. Концепция новой программы инновационного развития предусматривает также создание республиканского центра технологического прогнозирования, центра инновационной информации, республиканского инновационного центра электронного бизнеса, совместного предприятия по вопросам инновационного консалтинга. Планируется формирование совместной инжиниринговой компании, а также венчурных организаций.  
 
Госкомитет по науке и технологиям также предлагает создать в стране экспортно-импортный банк.  
 
  
 
Для обеспечения конкурентоспособности на мировых рынках белорусских товаров, работ и услуг в предстоящем пятилетии необходимо обеспечить повышение технико-экономического уровня всей производимой в стране продукции. Стратегическим приоритетом в повышении конкурентоспособности экономики является вхождение Беларуси в число тридцати наиболее конкурентоспособных стран мира.

Информация о работе Инновации как фактор экономического роста. Особенности инновационного развития в Республике Беларусь