Инновационная деятельность в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является обоснование роли и значения инновационной деятельности корпорации «Sony». Исходя из поставленной цели, определенны следующие задачи:
- Раскрыть понятие, сущность инновации.
- Рассмотреть классификацию инноваций.
-Определить сущность и основные направления инновационной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-5
Глава 1. Теоретические аспекты инновационной деятельности
Сущность понятия «инновация» …………………………………….…5-9
1.2 Классификация инноваций …………………………………………….…9-11
1.3.Сущность и направления инновационной деятельности………... …...11-13
Глава 2. Инновационная деятельность в Японии
2.1. Инновационная система Японии ……………………………………....14-23
2.2. Инновационная деятельностть корпорации «Sony» …………….........24-27
Заключение ……………………………………………………………….….28-30
Список использованной литературы ………………………………………28-30

Вложенные файлы: 1 файл

инннов деят в японии.docx

— 71.68 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3-5

Глава 1. Теоретические аспекты  инновационной деятельности

    1. Сущность понятия «инновация» …………………………………….…5-9

1.2 Классификация инноваций  …………………………………………….…9-11

1.3.Сущность и направления  инновационной деятельности………... …...11-13

Глава 2. Инновационная деятельность в Японии

2.1. Инновационная система  Японии ……………………………………....14-23

2.2. Инновационная деятельностть  корпорации «Sony» …………….........24-27

Заключение ……………………………………………………………….….28-30

Список использованной литературы ………………………………………28-30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы заключается  в том, что развитие инновационной  деятельности является очень важным для  компаний, которые стремятся  к успеху. Для роста компаний на мировом рынке необходимо совершенствовать инновационную деятельность, это обеспечит им стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Инновационная деятельность предопределяет успех функционирования компании в долгосрочной перспективе.

Инновации  определяют будущее  развитие компании и предполагают подчас довольно значительные изменения в  производстве, маркетинге, управлении фирмы. Компании подходят к инновациям в самом широком смысле, используя  как новые технологии, так и  новые методы работы, осваивая новые  методы достижения конкурентоспособности  или находя лучшие способы конкурентной борьбы при использовании старых способов. Инновации могут проявляться  в новом дизайне продукта, в  новом процессе производства, в новом  подходе к маркетингу или в  новой методике повышения квалификации работников. В своем большинстве  они оказываются достаточно простыми и некардинальными, основанными  скорее на накоплении незначительных улучшений и достижений, чем на едином, крупном технологическом  прорыве

Целью курсовой работы является обоснование роли и значения инновационной  деятельности  корпорации «Sony». Исходя из поставленной цели, определенны следующие задачи:

- Раскрыть  понятие,  сущность  инновации.

- Рассмотреть классификацию  инноваций.

-Определить сущность  и основные направления инновационной  деятельности.

Объектом исследования курсовой работы является инновационная деятельность корпорации «Sony».

Предметом исследования являются пути совершенствования инновационной  деятельности.

По проблемам инноваций  сегодня имеется немало литературы. Данная тема рассматривалась такими авторами как: Морозов Ю.П., Швандар В.А., Уткин Э.А., Шумпетер Й. и многие другие.   Структура курсовой работы.  Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

В первой главе рассматриваются   основные аспекты инновационной деятельности: приводится характеристика основных компонентов инновационной деятельности, классификация инноваций.

Во второй главе проводится диагностика инновационной деятельности корпорации «Sony». Дается характеристика деятельности и производства компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты инновационной деятельности

 

    1. Сущность понятия «инновация»

 

           Понятие «инновация» впервые появилось в научных исследованиях культурологов еще в XIX в. И означало введение некоторых элементов одной культуры в другую.И только в начале ХХ столетия стали изучаться закономерности технических нововведений.

Основоположником теории инноваций считают Й. Шумпетера. Он в своей работе «Теория экономического развития», изданной в 1912 г., рассматривал инновацию (новые комбинации) как средство предпринимательства для получения прибыли.1 Автор предпринимателями называл «хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент».

Позднее, в 30-х годах Й. Шумпетер выделил пять типичных изменений в экономическом развитии:

- использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);

- внедрение продукции с новыми свойствами;

- использование нового сырья;

-изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

- появление новых рынков сбыта.

Значительный вклад в  исследование инноваций внес Н.Д. Кондратьев, который обосновал теорию больших  циклов продолжительностью 50-60 лет, разработал модели циклов конъюнктуры. Он доказал, что переход к новому циклу  связан с расширением запаса капитальных  благ, создающих условия массового  внедрения накопившихся изобретений. Н.Д. Кондратьев связывал переход к новому циклу с техническим прогрессом: «Перед началом повышательной волны каждого большого цикла, а иногда в самом ее начале –наблюдаются значительные изменения в условиях хозяйственной жизни общества. Эти изменения обычно выражаются в той или иной комбинации, в значительных технических изобретениях и открытиях, в глубоких изменениях техники производства и обмена».2 Главную роль в изменениях экономической жизни общества Н.Д. Кондратьев отводил научно-техническим новациям.В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.3

В исследованиях отечественных  экономистов термин «инновация»  стал широко применяться с переходом  экономики к рыночным отношениям. До этого в отечественной экономической  литературе проблематика нововведений широко освещалась в рамках исследований научно-технического прогресса (НТП), развития науки и техники.

Для того чтобы эффективно управлять инновациями необходимо четко понимать смысл и значение термина «инновация». В словарях С.И. Ожегова и В.И. Даля понятия  «инновация» нет. У С.И. Ожегова  есть термин «новация» - нечто новое, новшество, «новшество» - новый порядок, новый обычай, новый метод изобретения, новое явление. В словаре В.И. Даля – «новшество», употребляемое как введенье новизны, новых обычаев, порядков. В «Большой советской энциклопедии» понятие «инновация» также отсутствует.

В английских терминологических  словарях термин «инновация» является синонимом нововведения или новшества. В ряде изданных в последние годы в России энциклопедических словарях инновация также отождествляется  с нововведением, новшеством.На основе изучения в экономической литературе последних лет на предмет понятия «инновация» можно утверждать, что существует множество его определений. Многоаспектность понятия «инновация» представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Подходы к понятию  «инновация».

 

1.Авсянников Н.М. Инновационный  менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002.

Инновация – это такой общественный, технический, экономический процесс, которыйчерезпрактическое

 использование идей  и изобретений приводит к созданию  лучших по своим свойствам  изделий, технологий.

2.Инновационный менеджмент: Учебник. / Под ред. проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2005.

Инновация – это процесс  реализации новой идеи в любой  сфере жизнедеятельности человека, способствующей удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий экономический эффект.

3.Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2001.

Инновация (нововведение) –  это результат практического  или научно-технического освоения новшества.

4.Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; Под.ред. проф. С.Д. Ильенковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Инновация – использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности.

5.Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 5-е изд. – СПб.:Питер, 2005.

Инновация – получение  больших экономических результатов  за счет внедрения новшеств; суть прогрессивной  стратегии развития организации  государства в противовес бюрократическому типу развития.

6.Основы   инновационного

менеджмента. Теория и практика: Учебник / Л.С. Барютин идр.; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2004.

Инновация – нововведение в области техники, технологии, организации  труда и управления, основанные на использовании достижений науки  и передового опыта, а также использование  этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.


 

 

Таким образом, анализ приведенных определений термина «инновация» позволяет констатировать, что распространены три точки зрения. Первая – инновация отождествляется с нововведением, новшеством. Вторая точка зрения, инновация рассматривается как процесс создания новой продукции, технологии, новшество в сфере организации, экономики и управления производством. Третья – инновация как процесс внедрения в производство новых изделий, элементов, подходов, качественно отличных от предшествующего аналога.

 

1.2. Классификация инноваций

 

Существуют различные  виды классификации инноваций. В  зависимости от используемых критериев  различают:4

1) по видам работ– научные, технические (конструкторские и технологические), опытно-экспериментальные и производственные инновации; 

2) по конкретным результатам процесса нововведений (инноваций)– патенты, изобретения, новые или модифицированные изделия, прогрессивные технологические процессы, услуги, стандарты, новые методы управления и организации производства;  

3) по степени новизны– принципиально новые, новые, модификационные (модифицирующие) и псевдоинновации (псевдонововведения);  

4) по предметному (вещественному) содержанию– продуктовые, технологические, социально-экономические, экологические,информационные, организационные и управленческие инновации;  

5)по виду эффекта– научно-технические, экономические, социальные, экологические, информационные и политические инновации;

6) по охвату основных сфер деятельности– производственно-технологические, организационно-управленческие, социально-политические и финансово-экономические инновации.

В практике управления инновационным  процессом учитываются, прежде всего, наиболее важные критерии, отражающие существо инноваций (нововведений) и вытекающие непосредственно из определения понятия «инновация». К таким критериям относятся степень новизны и предметное содержание. Среди инноваций, выделяемых по предметному содержанию, наиболее важными являются продуктовые и технологические, но определяющими – продуктовые. Продуктовые новшества (инновации) являются определяющими как способы и средства удовлетворения общественных потребностей, прежде всего материальных. Значительную часть продуктовых новшеств (инноваций) составляют средства труда.5

Продуктовые новшества стали  определяющими по отношению к  другим и по той причине, что многие организационно-управленческие, социально-экономические  нововведения обусловлены появлением новых видов продукции и условиями  их потребления. Более того, само практическое осуществление таких инноваций  в основном зависит от уровня продуктовых  нововведений (инноваций) и темпов их распространения. Продуктовые новшества  в зависимости от области их применения подразделяются на продукцию производственного, потребительского и иного назначения (научное, оборонное, спортивное, экологическое). Все эти новшества (инновации) независимо от их назначения представляют собой  промышленную продукцию.

Инновация характеризуется  такими родственными терминами, как  инновационный процесс, инновационная  деятельность, инновационный потенциал  и потенциал инновации. Инновационный процессрассматривается как процесс прохождения новшеством цикла «исследование – производство – потребление». Инновационная деятельность– это различные виды работ по созданию новшеств, в состав которых входят исследования поисково-прикладного характера, проектно-конструкторские и технологические разработки, опытно-экспериментальные и производственно-эксплуатационные работы. Инновационный потенциал– это готовность и восприимчивость общества, народного хозяйства, отрасли, региона (республики), научно-производственного комплекса, предприятия к нововведениям (инновациям) с учетом научно-технических, производственных, трудовых, материально-ресурсных и иных возможностей.6

 

1.3.Сущность и  направления инновационной деятельности

 

Инновационная деятельность - это деятельность по разработке и  внедрению инноваций. Она включает в себя научно-исследовательские, опытно-конструкторские  работы, подготовку кадров, организацию  производства, проведение маркетинговых  исследований и организацию рынка  сбыта, посредническую и иную деятельность, направленную на создание или улучшение  товаров (работ, услуг). Целью инновационной  деятельности является повышение эффективности  производства, получение преимуществ  в конкурентной борьбе и как результат - получение дополнительной прибыли.

Новшества формируют рынок  новшеств (новаций), инвестиции рынок  капитала (инвестиций), нововведения (инновации) - рынок чистой конкуренции нововведений образуют сферу инновационной деятельности.7

Рынок новшеств (новаций). Основным товаром рынка является научный  и научно-технический результат  продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские  и аналогичные права, оформленные  в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими  законодательными и нормативными актами.

В мировой практике принято  различать научную (научно-исследовательскую), научно-техническую деятельность, а  также экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки. Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение и применение новых  знаний.8

Рынок новшеств формируют  научные организации, вузы, временные  научные коллективы, объединения  научных работников, научно-исследовательские  подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и  отделы, отечественные и зарубежные новаторы.

Информация о работе Инновационная деятельность в Японии