Инновационная деятельность и государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть тему исследования: Правовое регулирование инновационной деятельности.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением инновационной деятельности, урегулированные гражданским и предпринимательским законодательством Российской Федерации. Предметом исследования выступает правовое регулирование инновационной деятельности, влияние государства на него.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1. Теоретические аспекты правового регулирования инновационной деятельности………………………………………………………………………4
Инновации, инновационная деятельность………............................4
Правовое регулирование………………………………………........7
Глава 2. Источники правового регулирования инновационной деятельности……………………………………………………………..............10
Глава 3. Инновационная деятельность и государство………………………...17
Правовое регулирование инновационной деятельности в Тюменской области………….........................................................................23
Правовое регулирование инновационной деятельности в Омской области………………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

А-ль О-а курсовая работа_ ечаниями.docx-1.docx

— 74.82 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3

Глава 1. Теоретические аспекты правового регулирования инновационной деятельности………………………………………………………………………4

    1. Инновации, инновационная деятельность………............................4

    1. Правовое регулирование………………………………………........7

Глава 2. Источники правового регулирования инновационной деятельности……………………………………………………………..............10

Глава 3. Инновационная деятельность и государство………………………...17

    1. Правовое регулирование инновационной деятельности в Тюменской области………….........................................................................23
    2. Правовое регулирование инновационной деятельности в Омской области………………………………………………………………………..25

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованных источников…………………………………………..30

Приложение………………………………………………………….…………..32

 

Введение

Необходимость регулирования инновационных процессов вызвана в первую очередь их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Инновации в настоящее время представляют собой один из наиболее важных элементов рыночной экономики, способствующий развитию предпринимательской деятельности в целом. Опыт развитых стран показывает, что научная, научно-техническая и инновационная деятельность является решающим фактором экономического развития, способствующим стабилизации экономики и преодолению кризисных явлений.

Инновационная деятельность в России осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью анализа выявленных теоретических и практических проблем правового регулирования инновационной деятельности, потребностью в их научном осмыслении и законодательном разрешении.

Цель курсовой работы – раскрыть тему исследования: Правовое регулирование инновационной деятельности.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением инновационной деятельности, урегулированные гражданским и предпринимательским законодательством Российской Федерации. Предметом исследования выступает правовое регулирование инновационной деятельности, влияние государства на него.

Для достижения цели требуется выполнить следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие инновационной деятельности;
  2. Рассмотреть понятие «правовое регулирование»;
  3. Провести анализ нормативных актов правого регулирования инновационной деятельности.

 

Глава 1. Теоретические аспекты правового регулирования инновационной деятельности

1.1. Инновации, инновационная деятельность

Правовое обеспечение инновационной деятельности в современной России несовершенно. Единого законодательного акта, определяющего понятие, виды инноваций, порядок осуществления инновационной деятельности, пока нет [8].

Термин «инновация» происходит от латинского слова «inovatis» (in – в, novus – новый) и в переводе, означает «обновление, новинка, изменение».

В соответствии с Концепцией  инновационной политики Российской Федерации на 1998 — 2000 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 года №832, «инновация — это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности».

В кратком словаре менеджера инновация характеризуется как:

1) вложение средств в  экономику, обеспечивающее смену  поколений техники и технологии;

2) новая техника, технология, являющаяся результатом научно-технического  прогресса [1, с.37].

 В трактовке федерального закона от 23 августа 1996 года № 127 - ФЗ (ред. От 21 июля 2011 года) «О науке и научно-технической политике»  «инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях», а «инновационная деятельность - деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности».

В Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» определения инновационной деятельности не содержится, хотя указано, что «научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации». Реализация научно-технической продукции означает ее вовлечение в коммерческий оборот и, таким образом, получение предпринимательского дохода, то есть коммерциализацию инноваций.

Согласно ст. 2 Модельного закона «Об инновационной деятельности»: «Инновационная деятельность — деятельность, обеспечивающая создание и реализацию (введение в гражданский оборот) новаций (новшеств) и получение на их основе практического результата (нововведения) в виде новой продукции (товара, услуги), нового способа производства (технологии), а также реализованных на практике решений (мер) организационного, производственно-технического, социально-экономического и другого характера, оказывающие позитивное влияние на сферу производства, общественные отношения и сферу управления обществом».

Есть ещё одно определение «инновационной деятельности», правда, оно носит рекомендательный характер и в нём отсутствуют названия ряда продуктов интеллектуальной деятельности, введённых в действие позже появления письма, в котором содержится это определение. Официальное разъяснение понятия инновационной деятельности содержится в совместном письме, утвержденном Инновационным советом при Председателе Совета министров РСФСР 19 апреля 1991 г. №14-448 и Министерством финансов РСФСР 14 мая 1991 г. №16/135 «Об инновационных (внедренческих) сферах деятельности».

В соответствии с названным документом, которым надлежит руководствоваться при решении вопросов о предоставлении предусмотренных законом льгот по налогообложению прибыли малых внедренческих предприятий, инновационной (внедренческой) деятельностью считается деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке. К этой деятельности, в частности, отнесены следующие направления научно-технических и посреднических работ:

-- организация экспертиз, внедрение  и тиражирование изобретений, “ноу-хау”, научно-технических разработок, научных  произведений, открытий, промышленных  образцов, товарных знаков, коммерческих  обозначений и других произведений, на которые распространяются международно признанные права, относящиеся к интеллектуальной собственности в сфере науки и техники, а также создание опытных образцов, проведение опытных испытаний, создание и передача новых образцов техники, технологий и научно-технической документации, подготовка производства;

-- проведение научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских, маркетинговых  исследований с целью создания  образцов новой техники и технологий;

-- патентно-лицензионная деятельность.

Инновационная деятельность также выступает разновидностью общественных отношений, которые складываются в процессе создания и внедрения инноваций в жизнь общества. 
1.2. Правовое регулирование

Регулирование может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на человека), так и внутренним (саморегулирование).

Инновация является элементом системы производственных отношений, который призван конституировать управление в инновационной экономике. Методологически с точки зрения соотношения категорий «урегулирования» и «инноваций» необходимо исходить из того, что важнейшими формами реализации нововведений являются инновационное саморегулирование урегулирование. Одной из кардинальных задач системного подхода к анализу инновационных явлений и процессов является поиск ответа на вопрос о факторах системности, о тех механизмах, которые обеспечивают сохранение качественной специфики систем, их функционирования и развития. Социальные системы относятся к классу саморегулируемых, т.е. тех, которым присущи механизмы и факторы управления, и факторы регулирования. Они обеспечивают целостность системы, ее функционирование, совершенствование и развитие. Вместе со становлением общества в нем сложились и действуют различные механизмы управляющего и регулирующего воздействия на общественную систему.

Среди них: стихийный, сознательный, смешанный, коммуникативно-синергетический механизмы.

В случае действия стихийного механизма упорядочивающее, управляющее и регулирующее воздействие на систему отражается в усредненном результате столкновения, переплетения и перекрещивания различных, нередко противоречащих друг другу сил, и огромного количества случайных единичных актов. Это воздействие пробивает себе дорогу как общая тенденция. Оно автоматично по своей природе. Таков, например, рынок - главный регулятор товарного производства. Именно рыночная стихия, случайная комбинация многочисленных актов купли и продажи на рынке, за которыми как тенденция выступают экономические законы (закон стоимости, закон спроса и предложения и другие), управляют производством, регулируют общественное распределение труда, устанавливают в хозяйстве определенные пропорции, которые вновь нарушаются и вновь устанавливаются. Сохранение качественной специфики рыночной системы, определенного порядка, координации ее различных сфер, их воспроизведение посредством действия стихийных рыночных сил - такова основа механизма функционирования данной экономической системы.

Сознательные факторы управления и регулирования инновационных экономических отношений являются необходимой формой укрепления того или иного общества, его сохранения и совершенствования. Сознательное управление и регулирование призвано противостоять стихийным факторам управления и регулирования.

С одной стороны, экономическая система как открытая система имеет вещественный и энергетический обмен с внешней средой; не препятствует обмену мировым опытом, утверждению общих закономерностей развития производства, допускает обновление своих элементов, смену моделей. Однако, с другой стороны, как срез культурного слоя конкретной цивилизации экономическая система ориентирована, прежде всего, на воспроизводство данного типа цивилизации. С этих позиций она предстает замкнутой системой. Возможности использования модели, которая разработает в одной экономической системы, в других системах ограничены, так как это может разрушить этнические связи и целостность цивилизации.

Роль естественного ограничителя выполняют нравственные устои, господствующие ценности и традиции, поддерживающие стабильность данного общества и оберегающие его от утраты способности к самовоспроизводству (самодостаточности). Развитие общественного производства, открытость экономических систем для постоянного обмена с внешней средой способствуют обогащению оригинала новым материалом, что вызывает потребность во внутрисистемных изменениях. Результатом их может стать обновленная модель экономики, в том числе и модель инновационных экономических отношений, которые обеспечивают единство и целостность экономической системы и которые проявляются в ее развитии как некая закономерность.

Под саморегулированием (как процессом и всеобщей формой развития) понимается самостоятельное реагирование объекта регулирования на внешнее инновационные воздействия (возмущения), нарушающие его нормальное функционирование. Оно достигается с помощью обратной связи и осуществляется в форме самонастройки и самоорганизации.

Программа регулирования объектом строится так, чтобы дать системе, управляющей им, возможность приспосабливаться (адаптироваться) как к реальным условиям, так и к случайным отклонениям от ожидаемых показателей. Доказано, что чем меньше регламентирована программа и структура объекта регулирования, тем выше способность его приспособления к реальным условиям.

 

Глава 2. Источники правового регулирования инновационной деятельности

Подзаконными актами разнога уровня регулируются отдельные аспекты инновационной деятельности организаций. Например, Постановлением Госкомстата России от 3 августа 1998 г. № 80 (с изм. от 30 марта 2000 г.) утверждена форма федерального государственного статистического наблюдения за технологическими инновациями предприятия (организации) и инструкция по ее заполнению, Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 утверждена концепция инновационной политики РФ на 1998- 2000 годы. Велика роль актов Российского агентства по патентам и товарным знакам.

Информация о работе Инновационная деятельность и государство