Инновационная деятельность и ее государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:25, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть инновационную деятельность и ее государственное регулирование.
Данная цель раскрывается с помощью решения следующих основных задач:
1. Определить необходимость, сущность и виды инновационной деятельности.
2. Охарактеризовать инновационную политику государства в современных условиях.
3. Выявить направления, формы и методы совершенствования регулирования инновационной деятельност

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Необходимость, сущность и виды инновационной деятельности…………..5
2. Инновационная политика государства в современных условиях………….17
3. Направления, формы и методы совершенствования регулирования инновационной деятельности…………………………………………………...36
Заключение……………………………………………………………………….43
Список литературы………………………………………………………………45

Вложенные файлы: 1 файл

грэ.doc

— 522.50 Кб (Скачать файл)

Важно отметить, что центром эффективной инновационной политики в России являются местные инновации, возникающие в десятках частных инновационных инкубаторов или ускорителях по образу и подобию модели Idealab или Y-Сombinator. Принимая во внимание отсутствие развитого среднего класса, хай-тек-предпринимателей, непреодолимую бюрократию и скудость финансирования, эти частные инкубаторы — важнейший источник рождения высокотехнологическихстартапов. Инкубаторы могут специализироваться в области биологии, возобновляемых источников энергии, интернета и т.д. Инкубаторы дают финансирование на первые этапы стартапа и на доказательство правильности концепции. Но финансирование — это ещё не решение проблемы. Они собирают предпринимателей и профессионалов из нужных областей, чтобы генерировать инновации. Их советы, управление и творчество превращают изобретение в новые продукты и услуги.

Важно отметить, что в феврале 2011 года на II Форуме регионов России рассматривались разнообразные  аспекты и перспективы внедрения  прорывных технологий. В ходе дискуссий обсуждались как общие, так и частные проблемы инновационного роста, формирование условий для комплексной модернизации и механизмы инновационного развития регионов. Заместитель Министра экономического развития РФ Олег Фомичев в своем выступлении подробно остановился на проекте стратегии инновационного развития России до 2020 года, подготовленном Минэкономразвития России. Особая роль в документе отведена развитию инноваций в регионах.

Рассмотрим  инновационную деятельность Тульского региона.

В Тульской области  сосредоточена заметная доля неиспользуемого  научного потенциала России - ученых и  научных кадров оборонной промышленности, материально-технической базы остановленных  НИИ и КБИ, вузовской науки.

Экономические возможности Тульской области достаточно обширны, и это касается не только развития основных традиционных отраслей, но и отраслей, связанных с разработкой и производством в инновационной сфере. В таблице 3 представлены результаты анализа экономики Тульской области в разрезе факторов формирования ее инновационной системы.

Таблица 3

Анализ инновационной  сферы Тульской области

Экономика Тульской области диверсифицирована: в ней  представлены различные сферы промышленности и услуг. При этом акцент делается на военно-промышленный комплекс, сельское хозяйство и химию.

В настоящий  момент сложились предпосылки для  более активного развития не только перерабатывающей промышленности, но и транспортно-складского комплекса, туризма и сферы услуг. Многие из этих новых отраслей и сфер требуют инновационной продукции, что служит хорошим стимулом для местных инновационных компаний.

Уже в настоящее  время в регионе сформировалась группа инновационных компаний, успешно  функционирующих как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Данные компании используют потенциал региона, его трудовые и прочие ресурсы с целью создания и продвижения на рынки инновационной продукции, позволяющей ее потребителям решать комплексные производственные и инфраструктурные задачи. Таблица 4 содержит описание инновационной составляющей некоторых из данных компаний.

Таблица 4

Инновационные предприятия Тульской области

 

Из данных таблицы  видно, что инновационная активность региональных компаний Тульской области  распространяется на различные отрасли  и виды деятельности. Здесь речь идет и о производстве оборудования и систем для энергетики, металлургии и строительной отрасли, и о разработке и внедрении технологий для населения и оборонного комплекса.

Все это свидетельствует  о начале диверсификации инновационного сектора экономики региона, что должно служить стимулом для реализации новых инновационных программ на этой территории.

С точки зрения целевой направленности сферы инноваций  Тульской области, она во многом складывается из экспортных поставок, в первую очередь  посредством экспорта военной продукции. Это является положительным фактором, за счет которого обеспечивается стабильный приток экспортной выручки, но, с другой стороны, ставит инновационную сферу в зависимость от международной политической ситуации и госзаказов, что не дает возможности самостоятельного планирования и развития данной сферы внутри региона.

Выход из ситуации видится в использовании внутренних возможностей инновационной сферы. В первую очередь следует реализовать  потенциал близости региона к  основным потребительским рынкам, как например, Москва. Это даст стимул для развития прочих инновационных сфер и позволит экономике региона уменьшить свою зависимость от военно-промышленного комплекса.

В сфере науки  и научного обслуживания Тульской области  в настоящее время действует более 40 научных организаций, 53 малых предприятия, 12 учреждений высшей школы и их филиалов. В данных компаниях и организациях занято более 15 тыс. чел., при этом непосредственно научными разработками и исследованиями занято порядка 10 тыс. чел., из них более 40% – собственно профессиональные исследовательские кадры. В регионе действует несколько негосударственных организаций и фондов, поддерживающих инновационную активность региональных компаний.

В первую очередь  стоит отметить деятельность НП «Тульская региональная лига научно-технического и инновационного предпринимательства» («Тула-Интех»), созданного по инициативе ряда тульских компаний научно-технической сферы для защиты общих интересов субъектов инновационного бизнеса региона. В настоящее время в лигу входят 22 малых инновационных предприятия. При содействии лиги, которая также является региональным представительством Государственного Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ведется поиск, отбор, подготовка к представлению в Фонд проектов и их сопровождение в процессе реализации. В результате уже профинансировано 50 проектов НИОКР около двадцати компаний на общую сумму 53 млн. руб. Определенная активность в части создания инфраструктуры инновационной деятельности проявляется также Тульским государственным университетом и Тульским государственным педагогическим университетом.

Инновационная инфраструктура региона, несмотря на деятельность в данной сфере указанных выше организаций, несколько недостаточна, что является проблемой не только Тулы, но и многих других регионов России. Инновационная инфраструктура региона в настоящем ее виде не решает стратегических задач развития и не позволяет местным компаниям реализовывать потенциальные конкурентные преимущества.

Региональная  инновационная инфраструктура –  комплекс различных систем и видов  поддержки инновационного развития региона. Здесь присутствуют не только структуры поддержки инновационного бизнеса и финансирования научных  разработок, но целый ряд сопутствующих инфраструктурных составляющих, среди которых выделим непременное наличие в регионе технологических парков и технико-внедренческих зон, стимулирующих экономическую деятельность инновационно-активных компаний.

Технопарки  – это инновационные центры, главная задача которых – развитие новых технологий в наукоемкой отрасли экономики. В технопарках в рамках одного проекта совмещены разные функциональные зоны: офисные помещения, исследовательские лаборатории, производственные, складские и выставочные площади, жилые и развлекательные объекты недвижимости. Инфраструктура технопарка позволяет работать всей технологической цепочке – от теоретических исследований до выпуска нового продукта в сфере высоких технологий. Здесь находятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские институты, высшие учебные заведения, коммерческие организации, инновационная деятельность которых поддерживается и экономически стимулируется государством.

Для реализации регионального потенциала в первую очередь рекомендуется создание и функционирование технопарков в рамках крупных научных и учебных заведений. Это позволит использовать технопарк не только как объект недвижимости, но будет способствовать обмену знаниями между представителями фундаментальной науки и коммерческими компаниями. В Туле в настоящее время уже функционирует технологический парк на базе Тульского государственного университета, однако эта структура не до конца развита и не может служить основой для инновационного развития местных компаний. Здесь требуется постоянное и активное участие региональных представителей власти, оказывающих поддержку развитию технопарка. Также данный технопарк должен привлекать к своей деятельности крупные промышленные компании региона, заинтересованные в инновационной продукции, разработках и научных кадрах.

Еще одним важным элементом инновационной инфраструктуры региона служит законодательство по поддержке и формированию местной  инновационной системы. Очевидно, что  региональная законодательная база инновационной деятельности недостаточна и не может в полной мере формировать конкурентоспособность местных инновационных компаний. Требуется стратегический подход к формированию государственной поддержки, опирающийся на долгосрочные планы социально-экономического развития территории, эффективное регулирование поддержки малого и среднего бизнеса, стимулирование и непосредственное участие в формировании инновационной инфраструктуры региона программы защиты интеллектуальной собственности и региональные программы стимулирования фундаментальной науки и образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Направления,  формы и методы совершенствования  регулирования инновационной деятельности

 

Развитие и  укрепление инновационной составляющей экономического развития России является одной из приоритетных и долгосрочных задач, стоящих перед государством. Однако, несмотря на богатый опыт внедрения и проведения экономики инновационного типа в других странах, в Российской Федерации необходимо решать вопрос о стимулировании инновационного развития экономики как отдельно взятых регионов, так и всей страны. Заимствование зарубежного опыта должно происходить не путем переноса отдельно взятых элементов целостного экономического механизма, который не приведет к ожидаемому результату, а комплексно.

Для того чтобы  инновационная политика стала эффективной, она должна решить проблему государственных научно-технологических комплексов (НИОКР). Необходимо, чтобы вся прикладная наука была приватизирована, поскольку только частная индустрия способна создавать реальные инновации, эффективно перенося идеи на рынок. Китай начал эту работу с середины 1980-х годов в качестве части более обширной программы, включающей децентрализацию бюрократии и передачу принятия решений на местный уровень. Это пробудило сильный интерес к взаимодействию экономики и власти, что стало основой для инновационной политики. Это продвигало интеграцию государственных научных учреждений и предприятий, базирующихся в хайтечных промышленных зонах. Эти зоны содействовали созданию стартапов и получили выгоду от государственных инвестиций в инфраструктуру и систему поддержки. В результате произошёл коренной переход на открытую инновационную систему, которая привлекала огромные количества прямых иностранных инвестиций.

Большим шагом  вперёд в развитии и осуществлении  правильной для России стратегии было бы создание привлекательного климата для прямых иностранных инвестиций. Например, вступлению в ВТО способствовала бы реализация заботы инвесторов о защите интеллектуальной собственности. Реформа в патентных законах сделала бы более прозрачным механизм передачи интеллектуальной собственности от государственных учреждений в частные руки. А совершенствование технических регламентов, налогового режима и либерализация трудового законодательства создали бы более привлекательные условия для инноваций. Соблюдение верховенства закона противостояло бы неопределённости, которая господствует в политике инноваций.

Вопросы правового  регулирования инвестиционной деятельности в России представляются весьма актуальными, в том числе в связи с  тем, что инвестиции играют важную роль в развитии народного хозяйства России. Выводыавторамогутбытьиспользованывправотворческойдеятельности.

Известно, что  сегодня "инновационная политика" формируется на уровне субъектов  Российской Федерации, поскольку часть  субъектов приняли нормативные правовые документы, регулирующие данный вид деятельности, а на федеральном уровне единого, консолидирующего закона "Об инновационной деятельности" нет. Сложившаяся правовая ситуация вносит дестабилизацию в развитие нового направления в сфере экономики - коммерциализации научных достижений.

В российской правовой науке только в предпринимательском  праве (М.Ф. Волынкина, О.А. Городов и  ряд других ученых) уделялось пристальное  внимание вопросу правового регулирования  инновационной деятельности, затрагивающему инновационную сферу, и, естественно, как без учета тех преобразований, которые произошли за последнее время, так и публично-правового регулятивного воздействия со стороны государства на инновационную сферу. Все это и предопределяет необходимость проведения комплексного исследования правовой сущности инновационной деятельности и разработки механизма именно публично-правового регулирования инновационной деятельности.

Учитывая значительное технологическое отставание России, увеличившееся за последние 10 лет, накопившиеся негативные последствия прошедших десятилетий и непродуманных реформ, инерционность, неизбежно присущую столь крупной стране, переход на инновационный путь развития неизбежно потребует разработки и реализации продуманной и комплексной стратегии активного государственного вмешательства в экономику.

Как правило, избрание стратегии активного государственного вмешательства предполагает существенные изменения не только во внешней и внутренней политике, хозяйственной деятельности, но прежде всего в законодательстве. Это означает, что принятие Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий должно стать лишь первым шагом на пути, за которым должны последовать реорганизация всего существующего хозяйственного механизма, создание законодательной базы - правового обеспечения, нацеленного на максимально быстрое технологическое обновление как экономики, так и социальной сферы. Инновационная деятельность в нашей стране еще не имеет должного правового регулирования. В отношении научной и научно-технической деятельности подобные нормы существуют и закреплены в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Что касается инновационной деятельности, подобного основополагающего законодательного документа на федеральном уровне до сих пор не существует, несмотря на то, что во многих регионах такие законы приняты. В настоящее время существует более 400 нормативных актов государственной власти субъектов Российской Федерации, в той или иной мере использующих понятия "инновационная деятельность", "инновационная политика". Это доказывает необходимость принятия федерального консолидирующего закона об инновационной деятельности.

Информация о работе Инновационная деятельность и ее государственное регулирование