Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 14:13, реферат
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса.
Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова innovation. Буквальный перевод с английского означает «введение новаций». Русское словосочетание «нововведение» в буквальном смысле «введение нового» означает процесс использования инновации.
Введение
1. Понятия «инновация» и «инновационная политика»
1.1 Сущность термина «инновация»
1.2 Виды инновационной деятельности
1.3 Инновационный процесс
1.4 Инновационная политика предприятия
1.5 Формы реализации инновационной политики предприятия
2. Инновационная деятельность на ООО «Рестан»
2.1 Разработка инновационного проекта и его характеристика
2.2 Оценка и выбор инновационного проекта фирмой
Заключение
Приложение
Список литературы 3
Содержание
Введение 1. Понятия «инновация» и « 1.1 Сущность термина «инновация» 1.2 Виды инновационной 1.3 Инновационный процесс 1.4 Инновационная политика 1.5 Формы реализации 2. Инновационная деятельность на ООО «Рестан» 2.1 Разработка инновационного 2.2 Оценка и выбор инновационного проекта фирмой Заключение Приложение Список литературы |
3 5 7 7 9 14 19 21 25 27 28 |
Введение
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса.
Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова innovation. Буквальный перевод с английского означает «введение новаций». Русское словосочетание «нововведение» в буквальном смысле «введение нового» означает процесс использования инновации.
Поэтому участники рыночных отношений, прежде всего те из них, которые занимаются производством, для обеспечения своей текущей и перспективной конкурентоспособности обязаны самостоятельно и целенаправленно формировать и осуществлять научно-техническую политику.
Научно-техническая политика предприятия подчинена достижению его главной цели: максимально полное удовлетворение требований потребителей количеству и качеству выпускаемой продукции при минимально возможных затратах на ее разработку и производство с одновременным обеспечением ее безопасности как в изготовлении, так и в потреблении.
Под инновацией обычно подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом. Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам, как в производственной, так и в организационной, финансовой, научно исследовательской, учебной и других сферах, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающих условия для такой экономии. Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации.
Процесс инновационного управления необходимо рассматривать с позиций конкретного предприятия, осуществляющего хозяйственную деятельность во взаимодействии с поставщиками исходного сырья и материалов, конкурентами, торговыми и сбытовыми посредниками, потребителями и т.п. в конкретных экономических, политических, правовых, социальных, демографических, экологических и пр. условиях.
Переход на инновационное развитие национальной экономики является основной задачей социально-экономического развития. Успех на этом пути в значительной степени зависит от наличия инновационного механизма, соединяющего развитие научной идеи, прикладную разработку на ее основе и внедрение результата в массовое производство. Поэтому актуальность темы работы и её значимость связаны с необходимостью проведения эффективной инновационной политики в организациях с целью достижения более высоких результатов, в частности повышения конкурентоспособности национальной продукции на внешних рынках.
Объектом данной работы являются инновации и инновационная политика в промышленности, предметом – влияние инновационной политики на продукцию в промышленных организациях;
Целью данной работы является рассмотрение сущности инноваций, инновационной политики и инновационной деятельности в промышленной организации на примере деятельности ООО «Рестан».
Чтобы достичь цель нужно решить следующие задачи:
1) изучить сущность инноваций и инновационной политики, особенности инновационного процесса и виды инновационной деятельности в промышленной организации;
2) выявить формы реализации инновационной политики в промышленной организации;
3) изучить инновационную деятельность на ООО «Рестан».
1. Понятия «инновация» и «
1.1 Сущность термина «инновация»
В русском языке термин «инновация» означает буквальное прочтение английского слова innovation или немецкого Innovatiotionen, перевод которого обычно приводится как нововведение. Например, В. Даль в «Толковом словаре» определял нововведение как введение новизны.
Термин «инновация» в экономике был впервые предложен австрийским экономистом Й. Шумпетером, который определил его как коммерциализацию всех новых комбинаций, основанных на изменении в развитии:
1) использование новой
техники, технологических процессов
или нового рыночного
2) внедрение продукции с новыми свойствами;
3) использование нового сырья;
4) изменения в организации
производства и его
5) появление новых рынков сбыта.
В проекте закона РФ от 07.05.97 «Об инновационной деятельности и инновационной политике в Российской Федерации» приведено следующее определение: «Инновация (нововведение) - использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса или его результатов. Инновации могут относиться к сферам производства, экономическим, правовым, социальным отношениям, областям науки, культуры, образования, другим сферам деятельности общества». В более позднем проекте закона, доработанного в 1998 г., определение изменяется: «Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке (инновация - продукт), нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (инновация - процесс)».
Интересное, на наш взгляд, определение «инновации» приводит П. Друкер: «Инновация - это разработка и внедрение нового, ранее не существовавшего, с помощью которого старые, известные элементы придадут новые очертания экономике данного бизнеса». Далее П. Друкер поясняет: «Инновация - это не изобретение и не открытие. Хотя и то и другое может иногда потребоваться. Но она фокусируется не на знаниях, а на эффективности, а в бизнесе - на экономической эффективности. Ее сущность скорее концептуального характера, чем технического или научного». Из приведенных выше определений можно заключить, что понятие «инновация» охватывает практически все сферы деятельности общества и может иметь как технологическую, так и организационную или процессную составляющие.
Всё многообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков (рис. 1.1.).
Инновации, с одной стороны, являются средством реализации стратегических альтернатив развития предприятия, и, с другой – средством повышения конкурентоспособности продукции и экономических показателей предприятия.
Таким образом, инновация может быть результатом внедрения новой технологии, использования нового приложения, разработки новых рынков или применения новых организационных форм. В большинстве случаев это комбинация множества факторов, которые вводятся как одновременно, так и последовательно. Поэтому инновация - не изолированное событие, а скорее цепь последовательных превращений, состоящая из серии событий.
1.2 Виды инновационной
Анализ современной инновационной проблематики позволяет выделить три основных вида инновационной деятельности.
1. Инновация продукции
как процесс обновления
2. Инновация технологии
как процесс обновления
3. Социальные инновации
как общий процесс
1.3 Инновационный процесс
Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса (ИП).
Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой внутриорганизационный ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствовании потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель, (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество – технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте. [2; с. 390]
Простой инновационный процесс переходит в две фазы: 1) создание новшества и его распределение; 2) диффузия нововведения. Первая фаза последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. В первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями.
Диффузия инновации — процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным между членами социальной системы во времени, нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего действующего субъекта. Иными словами, диффузия — это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает число, как производителей, так и потребителей. [2; с. 391]
Таким образом, распространение инновации — это информационный процесс форма и скорость которого зависят от мощностей коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п.
На предприятиях, чтобы сократить фазы разработки и внедрения в производство, продлить стадию эксплуатации и предотвратить фазу спада, разрабатывается и реализуется инновационная стратегия и инновационная политика.
1.4 Инновационная политика предприятия.
Инновационная деятельность предприятия проявляется, прежде всего, в выработке и реализации инновационной стратегии и инновационной политики.
Инновационная стратегия – это система целей долговременного развития предприятия и мер по их достижению на основе инноваций. Она может быть агрессивной и оборонительной [3, c. 178]. Под агрессивностью понимается степень перемен, обеспечиваемых инновациями, скорость их внедрения и частота сменяемости. Под оборонительной стратегией понимается внедрение инноваций по необходимости, в порядке следования за лидером. Наибольшее повышение конкурентоспособности продукции и предприятия обеспечивает агрессивная стратегия.
Инновационная стратегия предприятия реализуется инновационной политикой. Инновационная политика предприятия представляет собой определение целей инновационной стратегии и создание механизма поддержки приоритетных программ и проектов предприятия.
При разработке инновационной политики могут использоваться два подхода [3, c. 179]:
1. Целью инноваций является
получение значительной
2. Целью внедрения является
завоевание (закрепление) небольшого
сегмента рынка с минимальной
прибылью с последующим
При разработке инновационной политики затрагиваются следующие области деятельности:
– исследования и разработки (поисковые, фундаментальные, прикладные исследования, опытное производство и распространение инноваций);
– повышение качества и сертификация продукции;
– обновление производственной базы (техническое перевооружение);
– создание, поддержание и развитие научно-технологического потенциала предприятия;
– освоение рынка инноваций (разработка мероприятий, связанных с маркетинговой политикой).
При формировании инновационной политики инновация рассматривается с двух позиций:
1. Наличие новых значимых технических решений, способных обеспечить рыночный успех;
2. Наличие специфических потребительских свойств (внешний вид, форма и т. д.), способных обеспечить успех при отсутствии значимых технологических решений.
Целью инновационной политики является создание условий для обеспечения эффективной деятельности предприятия на основе повышения его конкурентоспособности и конкурентоспособности продукции.
Для обеспечения высокой эффективности инновационной политики при её проведении должны соблюдаться следующие принципы:
Информация о работе Инновационная деятельность на ООО «Рестан»