Инновационная инфраструктура и ее развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Важно отметить главную особенность любой инфраструктуры, а именно: инфраструктура - это специализированная подсистема, оказывающая услуги всем субъектам производственных или социальных процессов.
В этой связи, применительно к рассматриваемым в данной работе проблемам будем называть инновационной инфраструктурой совокупность всех подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам (активам) и (или) оказывающих те или иные услуги участникам инновационной деятельности.
В настоящее время развитие инновационной инфраструктуры является важной составляющей для разработки и продвижения инноваций в экономике, поэтому данная проблема является актуальной.

Содержание

Введение
1. Теоретическая часть. Инновационная инфраструктура. Её развитие в РФ
1.1 Российская национальная инновационная система
1.2 Понятие и классификация инновационной инфраструктуры
1.3 Основные виды инновационной инфраструктуры
2. Практическая часть. Разработка инновации
2.1 Обоснование необходимости изменений. Обобщенная характеристика предприятия ООО»Агат»
2.2 Формы и источники финансирования,которые использовались при разработке и внедрении инновации
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 64.87 Кб (Скачать файл)

Уже сейчас в МИЭТ созданы совместные с зарубежными фирмами учебно-научные  центры - такие, например, как Центр  подготовки специалистов в области  обработки информации совместно  с Texas Instruments, Центр подготовки специалистов в области разработки ПО САПР БИС совместно с фирмой «Моторола», Центр приборно-технологического моделирования полупроводниковых структуру совместно с фирмой ISE AG (Швейцария).

В настоящее время внимание к  технопаркам вновь усилилось  в связи с разработкой законопроекта  «Об особых экономических зонах (ОЭЗ) в Российской Федерации». Предполагается, что технопарки могут стать одними из центральных элементов в 5-7 зонах. Несмотря на то, что на государственном  уровне вопрос об ОЭЗ до конца не решен, ряд регионов выступил с самостоятельными инициативами по созданию внедренческих  площадок, зон и т.п. Так, в Нижегородской  области планируется создать  особую внедренческую зону на базе существующих технопарков; объявлено  о создании технико-внедренческой  зоны на базе новосибирского Академгородка. Планируется, что резиденты технико-внедренческого центра в Новосибирске получат ряд  льгот: упрощенную процедуру регистрации  экспортно-импортных операций, освобождение от уплаты таможенных пошлин на ввозимые и экспортируемые товары, отмену лицензирования, ограничение числа проверок со стороны  инспектирующих организаций. Получение  статуса резидента, сопровождаемое предоставлением всех этих льгот, будет  представлять особую процедуру, механизм которой пока не до конца понятен. Итогом успешной работы зоны будет  считаться создание в течение 2-3 лет до 500 новых малых и средних  фирм с объемом производства 2-4 млрд. дол. в год. При учете прошлого опыта подобных инициатив данные расчеты представляются завышенными.

Инновационно-технологические центры.

Первый инновационно-технологический центр был официально открыт 18 марта 1996 г. Он был создан на базе АООТ «Светлана» (одного из ведущих предприятий электронного приборостроения бывшего СССР). В рамках Соглашения между Миннауки России и администрации Санкт-Петербурга АООТ «Светлана» передало Региональному фонду научно-техническому развития Санкт-Петербурга, в собственность производственный корпус общей площадью 7 тыс. кв. м под ИТЦ. Проект данного ИТЦ рассматривался как модель для последующего тиражирования. Идея состояла в том, что ИТЦ будут открываться на базе промышленных предприятий с тем, чтобы обеспечивать связь малого бизнеса и промышленности. Действительно, модель данного ИТЦ легла в дальнейшем в основу «Межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России», начатой в 1997 г. объединенными усилиями Миннауки России, Минобразования России, РФТР и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Было определено, что ИТЦ - это конгломераты из множества малых предприятий, размещенных под одной крышей. Для их формирования были выделены существенные финансовые ресурсы, которые инвестировались преимущественно в ремонт и оборудование помещений, где должны были размещаться малые предприятия.

Главная особенность ИТЦ состоит  в том, что он по сути своей является структурой поддержки сформировавшихся малых инновационных предприятий, уже прошедших наиболее трудный  этап создания, становления и выживания  в начальный период своей деятельности, когда гибнет до 90% малых инновационных фирм. В этом концептуальное отличие ИТЦ от технопарка. Поэтому в идеале технопарки должны были создаваться при вузах и выполнять задачу инкубирования малых фирм, а ИТЦ были призваны обеспечивать более устойчивые связи малого бизнеса с промышленностью, а потому создаваться при предприятиях или научно-производственных комплексах.

Однако на практике около 45% ИТЦ  было создано при вузах, нередко - на базе уже действовавших технопарков, так что два эти вида инфраструктуры в значительной степени переплелись  и оказались в какой-то мере дублирующими. В некоторых случаях сформировались конгломераты, объединяющие сразу несколько  видов инфраструктуры, как в уже  упоминавшемся выше комплексе МИЭТ. Научный парк МГУ, наоборот, трансформировался из одной формы в другую и стал ИТЦ, а название «Научный парк МГУ» превратилось в имя собственное.

На сегодняшний день в России действует 52 ИТЦ, в которых работают более 1000 малых фирм. Этого явно недостаточно для российских масштабов, поскольку, например, на территории Германии действует  свыше 300 структур, аналогичных по своим  функциям отечественным ИТЦ.

ИТЦ оказывают комплекс услуг находящимся  в них малым предприятиям: помимо сдачи помещений в аренду, они  предоставляют техническое, информационное и консультационное обеспечение, а  также формальные и неформальные гарантии при поиске малыми предприятиями  средств для своего развития

 

 

 

Таблица 4

Перечень услуг, предоставляемых  инновационно-технологическими центрами (перечислены в порядке уменьшения частоты их оказания)

 

1

Предоставление производственных и  офисных помещений в льготную аренду

2

Информационные услуги малым предприятиям

3

Консультационные услуги в области  бизнес-планирования

4

Содействие выполнению НИОКР и  реализации их результатов

5

Подготовка и переподготовка кадров для научно-технологического предпринимательства

6

Организация семинаров, выставок, конференций  и других мероприятий

7

Оценка и правовая защита интеллектуальной собственности

8

Разработка и реализация программ приоритетного развития регионов

9

Помощь в поиске инвестиций и получении  кредитов

10

Содействие внешнеэкономической  деятельности

11

Предоставление стипендий студентам, работающим на малых фирмах

12

Создание центров коллективного  пользования оборудованием

13

Создание новых предприятий по конкретным направлениям деятельности


 

 

Анализ деятельности ИТЦ, проведенный  в 2001 г. по заказу Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической  сфере, показал, что источники финансирования ИТЦ существенно различаются  и варьируются от 100%-ной государственной  поддержки до существования практически  исключительно за счет собираемой арендной платы. Так, арендные платежи являются единственным источником финансирования для Научного парка МГУ (наряду с  небольшими поступлениями от консультационных услуг), ИТЦ Центра фотохимии РАН, Инновационного делового центра «Новые технологии».

Усредненные данные по ИТЦ дают следующую  картину структуры источников финансирования: 15-55% - арендные платежи, 15-50% - поступления  из бюджетных источников, 10-40% - плата  за оказание консалтинговых, информационных и иных услуг.

В последние годы процесс создания ИТЦ замедлился, поскольку государство  стало меньше вкладывать средств  на эти цели, а региональные власти считают развитие инновационной  деятельности в качестве приоритета пока больше на уровне деклараций.

Распределение ИТЦ по объемам  занимаемых ими площадей, %

Оценка деятельности ИТЦ проводилась  по таким показателям, как объем  дополнительно привлеченного финансирования, количество созданных и защищенных объектов интеллектуальной собственности, количество сделок по трансферу технологий, число созданных рабочих мест. Такие данные предоставило менее  четверти от общего числа обследованных ИТЦ, что сделало невозможным сопоставления и обобщения. Однако сам факт непредставления такой информации является показательным и свидетельствует о том, что руководство ИТЦ далеко не всегда осведомлено о работе находящихся в них малых фирм. Не исключено также, что малые предприятия не привлекают ИТЦ к решению вопросов, связанных с распределением прав на ИС и трансфером технологий, и не информируют ИТЦ о таких сделках. Таким образом, пока ИТЦ рассматриваются малыми предприятиями преимущественно как источник выгодной аренды и налаженной инфраструктуры, а не как посредник и консультант в процессе коммерциализации и расширения производства.

В настоящее время число малых  предприятий, находящихся в ИТЦ  и технопарках, практически не меняется. С одной стороны, новых малых  фирм образуется все меньше и, таким  образом, просто не создается достаточного количества инновационных предприятий, чтобы обеспечить приток новых фирм в ИТЦ. Спрос на высокотехнологичные  продукты остается внутри страны низким, и, следовательно, нет потенциала «притока». Промышленные предприятия, заинтересованные в осуществлении инновационной  деятельности, предпочитают покупать новые технологии за рубежом, где  продается не только новый продукт, но и обеспечивается его послепродажное обслуживание. Большинство отечественных  малых фирм предложить аналогичные  сервисные услуги не в состоянии.

С другой стороны, рост малых предприятий  в составе ИТЦ и технопарков  и превращение их в средние  предприятия также идет очень  медленно. Малые предприятия довольствуются относительно комфортными условиями, созданными для них в технопарках  и ИТЦ, и не стремятся к росту  и выходу из состава последних. Более  того, в стремлении стимулировать  выход из структуры «засидевшиеся» там фирмы, ряд ИТЦ установил  для таких средних фирм более  высокие ставки арендной платы, однако, как правило, фирмы соглашаются  платить больше, но оставаться на прежнем  месте, поскольку инфраструктура и  сервисные службы находятся в  ИТЦ на высоком уровне. Такая ситуация характерна для успешных ИТЦ и  технопарков. В менее успешных структурах 100%-ной загрузки площадей нередко нет, и потому фирмы к выходу там не подталкивают.

Развитие инновационно-технологических центров подошло в 2001 г. к определенному рубежу: поскольку стало очевидным, что не все фирмы, вошедшие в их состав, оказались эффективными, наряду с проблемой привлечения в ИТЦ малых фирм возникла проблема выведения из состава ИТЦ неэффективно действующих предприятий. Однако успешные малые фирмы в составе ИТЦ практически компенсировали начальные затраты государства на создание инфраструктуры и на финансирование через государственные фонды. Кроме того, малые фирмы в ИТЦ имели в среднем более высокие экономические показатели, чем по малому инновационному бизнесу в целом. Объем товаров и услуг, реализованный малыми предприятиями, входящими в состав ИТЦ, в расчете на одно предприятие, более чем в три раза превысил аналогичный показатель для малых предприятий, не входящих в состав ИТЦ, а налоги, выплаченные развивающимися фирмами, в течение трех лет компенсировали государственные вложения в создание инфраструктуры.

 

2. Практическая часть. Разработка  инновации

2.1 Обоснование необходимости изменений. Обобщенная характеристика предприятия ООО»Агат»

После проведения руководством ресторана  «Агат» анализа отрасли, макроокружения и внутренней среды выяснились слабые стороны этой организации. Основная проблема- низкое качество обслуживания.

Выявленные проблемы управления на предприятии позволяют сделать  вывод, что предприятие на данном этапе развития нуждается в более  совершенных методах управления, требуется глубокий анализ показателей  работы персонала, анализ прибыльности товарных групп и т.п. Имеющихся  средств на предприятии недостаточно, для того, чтобы решить такие задачи, существует необходимость в использовании  управленческих инноваций.

Для управления в подразделениях общественного  питания (бар «Агат на Ленина»  и «Агат на Карла Маркса») на предприятии ООО «Агат» необходимо воспользоваться информационной системой. Все виды информации, необходимой для управления, представляют собой информационную систему. Система управления и система информации на любом уровне управления образует единство. Управление без информации невозможно. Однако по назначению и структуре они различны. Например, система управления может иметь разную структуру в зависимости от масштабов производства, состава функций управления, специфики отрасли и.т.д. Информационная система по структуре всегда одинакова. Она определяется тем, что при любых объектах производства, при любой технике управления будет происходить сбор, хранение, обновление, переработка и передача информации. Целью информационного обеспечения управления является своевременное представление органам управления необходимой и достаточной информации для принятия решений, обеспечивающих высокоэффективную деятельность предприятия. Информационная система должна соответствовать отраслевой специфике. Для торговли и общепита разработаны и представлены на рынке три информационные системы - «Tilipad», «Rkeeper» и «Ресторатор». Сравнительная характеристика этих информационных систем приведена в таблице 5.

Таблица 5

Сравнительная характеристика информационных систем управления, использующихся в  сфере торговли и общественного  питания

Критерии

сравнения

«Tilipad»

«Rkeeper»

«Ресторатор»

Цена установки на 1 рабочее место

15000

20000

10000

Оперативность получения информации

высокая

средняя

высокая

Сложность внедрения

высокая

средняя

средняя

Сложность обучения персонала

высокая

высокая

средняя

Критерии

сравнения

высокая

средняя

высокая


 

 
           

В результате анализа всех характеристик  информационных систем была выбрана  система «Ресторатор» как наиболее приемлемая по цене и позволяющая  решить все основные управленческие задачи. Также положительным моментом в пользу выбранной системы были положительные отзыва предприятий, которые уже внедрили эту систему.

Система «Ресторатор» охватывает все  аспекты управления предприятием в  едином информационном пространстве, от момента получения заказа гостя  до регистрации полученного платежа со списанием израсходованных продуктов. Кроме того, накапливаемая и обрабатываемая в Системе информация обеспечивает возможность всестороннего анализа работы подразделений предприятия в целом, по отдельным зонам и точкам, по ответственным должностным лицам. Вся информация постоянно находиться в актуальном состоянии, что позволяет немедленно реагировать на любые нештатные ситуации.

Программный продукт Системы «Ресторатор» подразделяется на модули, каждый из которых  автоматизирует реализацию одной или  нескольких взаимосвязанных функций  по бизнес-процессам предприятия.

Для управления бизнесом предоставляется  возможность в реальном времени  получать и анализировать разнообразную  обработанную информацию о работе предприятия. На этой основе осуществляется оценка его операционной деятельности, финансовое и операционное планирование, выработка  стратегических решений.

Для эффективного управления областью ответственности необходимо оперативно получать полную и достоверную информацию о работе соответствующих элементов  предприятия. Программный продукт  Система «Ресторатор» решает эту  задачу на основе формируемой автоматически  Базы данных и Конструктора отчетов, осуществляющих их обработку в требуемом  виде. Широкий набор функций Системы  обеспечивает возможность полного  контроля над операционной деятельностью  подразделений предприятия. Кроме  того, обеспечивается формирование ассортиментного  перечня предлагаемых товаров и  услуг, отслеживание и реализация ценовой  и закупочной политики, реализация ряда маркетинговых исследований, полное ведение складского учета, перемещение  и списание всех видов продуктов, товаров.

Информация о работе Инновационная инфраструктура и ее развитие