Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 12:39, реферат
Инновационная политика является важной составной частью государственной социально-экономической политики. Её основная цель - создание экономических, правовых и организационных условий, обеспечивающих рост конкурентоспособности отечественной продукции, эффективное использование научно-технических результатов исследований, решение других задач социально-экономического развития. Целенаправленная инновационная деятельность, начиная с 1998 года, осуществляется на основе пакета мероприятий, разработанных в рамках "Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы" с участием автора работы, одобренной Правительством РФ, и Плана действий Правительства РФ по реализации этой концепции.
Результатом этого выбора должно стать ограничение числа перспективных
направлений развития отечественного научного и технологического потенциала, на основе которых должна проводиться периодическая' корректировка приоритетов государственной инновационной политики.
Предусматривается активизация инновационной деятельности в следующих областях:
- формирование, утверждение
Правительством Российской
благоприятной организационно-экономической среды для инвесторов, выгодной для вложения их средств в инновационную деятельность;
- развитие конверсии в условиях становления рыночных отношений -
стимулирование реализации двойных технологий, экономически и стратегически взаимовыгодная их передача из оборонного комплекса в гражданский сектор, обеспечивающая российским предпринимателям конкурентные преимущества на внутреннем и мировом рынках;
развитие маркетинга и косвенного стимулирования инноваций -стимулирование инновационной деятельности организаций и предприятий, осваивающих отечественные научно-технические, главным образом импортозамещающие разработки, выявление и закрепление экологических ниш для новой продукции, предоставление различных льгот по налогообложению, а также другие виды эффективной косвенной государственной поддержки;
совершенствование организационной деятельности в регионах страны с высокой концентрацией научно-технического и промышленного потенциала -поддержка в разработке и реализации инновационных программ и проектов развития производств, совершенствование прогрессивных структур (развитие деятельности технополисов, технопарков, наукоградов и других структур).
Реализация этих и ряда других не менее важных мер потребует мобилизации
ресурсов на технологическое обновление, расширение производственной мощности инновационного комплекса страны и развитие в нем конкурентоспособных промышленных производств.
Для разработки рациональной
инновационной политики целесообразно
дифференцировать и условно выделить
группы отраслей (производств), отличающиеся
по уровню развития, а также степени
конкурентоспособности
В первой группе отраслей (прежде всего нефтяная, газовая, добыча и переработка драгоценных камней и металлов, лесная), где имеются реальные возможности последовательного развития с использованием собственной финансовой базы, необходимо создать и поддерживать условия для ее эффективного функционирования без прямого финансового участия государства. Инновационно: политика в этой группе отраслей будет ориентирована на самостоятельное финансирование и развитие.
Дпя второй группы отраслей и производств (самолетостроение, ракетно- космические производства, атомная промышленность, вооружения и военная техника, отчасти энергетическое машиностроение и электротехника, тяжелое станкостроение, биотехнологии, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность) характерно то обстоятельство, что их продукция способна выйти на внешние рынки, но будет сталкиваться с особо острой конкуренцией. Иностранные инвестиции чаще, чем в иных случаях, будут обусловливаться политическими условиями, отражающими интересы зарубежных конкурентов. Реализация инновационной политики в рамках этой группы отраслей может потребовать крупных прямых государственных инвестиций и субсидий, которые будут дополняться и со временем заменяться иными мерами: созданием условий для формирования внутреннего и внешнего спроса, в том числе путем государственной поддержки при организации сбыта продукции на внешних рынках; в форме политической поддержки, предоставления государственных гарантий, а в ряде случаев - связанных международных кредитов для закупки отечественной высокотехнологичной продукции.
Для третьей группы отраслей (автомобильная промышленность, транспортное, дорожное, сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность) при проведении инновационной политики должны быть применены меры, направленные на стимулирование внутреннего и внешнего спроса на их продукцию. Для увеличения спроса на потребительские товары отечественных производителей могут быть использованы различные меры целевой государственной поддержки: кредитование населения (с целью покупки жилья и товаров длительного пользования отечественного производства); законодательная регламентация использования бюджетных средств на приобретение товаров для непроизводственной сферы; содействие предприятиям в формировании собственной сбытовой сети; поощрение лизинга и др.
В течение ближайших лет приоритетными должны быть высокоэффективные, окупаемые в короткие сроки инновационные проекты, в которых государство может участвовать на долевых началах с частными инвесторами, беря на себя и часть рисков. Главный критерий при этом - степень интенсивного усиления технологического и экономического эффекта в отраслях. Такое направление в инновационной политике позволит выделить и поддерживать те структурные изменения, которые выявляются непосредственно самим рынком.
Долгосрочной
Таким образом, в качестве основных направлений государственной
инновационной политики на период до 2005 года целесообразно рассматривать:
- формирование и мониторинг инновационной политики;
разработку и совершенствование институционального, а также законодательно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов их стимулирования, обеспечивающих защиту интеллектуальной собственности, создание условий для экономически наиболее целесообразной инновационной деятельности;
- создание комплексной системы государственной, региональной и другой поддержки инновационной деятельности, направленной на развитие предпринимательства и эффективного производства, повышение конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов
% государственного управления, коммерческих структур, финансово-кредитных
учреждений, но и общественных организаций федерального, регионального и муниципального уровней;
развитие инфраструктуры инновационного
процесса, включая совершенствование
систем: информационного обеспечения,
экспертизы, финансово-экономического
обеспечения, сертификации и продвижения
разработок, подготовки и переподготовки
кадров, а также систему производственно-
Слабая мотивация
развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки (главным образом на начальном этапе деятельности);
совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов4 и программ (на основе Федерального закона "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" от 6 мая 1999 года). Реализация небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации и усилить приток в них частных инвестиций;
внедрение критических технологий, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики и "расшить" узкие места в экономике страны, отдельных ее регионов. Ключевой задачей в этом плане является выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособность продукции, что в конечном итоге обеспечит переход к новому технологическому укладу;
- использование технологий
двойного назначения. Такие технологии
будут применяться как для
производства вооружений и
Особенности инновационной политики в отраслях промышленности можно свести к следующим положениям.
В топливно-сырьевом комплексе инновационная политика будет ориентирована на разработку и внедрение современных методов поиска, разведки и мониторинга запасов, стратегических и дефицитных видов минерального сырья,
повышение уровня их извлечения из недр и переработки, а также создание высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки.
В нефтегазовом комплексе инновационная политика будет реализована в следующих направлениях: повышения эффективности выполнения геологоразведочных работ; увеличения объема извлечения нефти (на месторождениях с трудно извлекаемыми запасами и с остаточными запасами нефти в обводненных зонах); строительства скважин в шельфовой зоне и в мерзлых породах; углубления переработки газа и конденсата с получением моторного топлива и целевых химических продуктов, а также создания высоконадежных экологически безопасных и низкоэнергоемких систем транспортировки.
В нефтеперерабатывающей промышленности, инновационные работы будут выполняться по следующим направлениям: увеличение глубины переработки
нефти, увеличение производства моторных и реактивных топлив за счет развития процессов глубокой переработки нефти; создание катализаторов нового поколения; разработка и использование высокооктановых и кислородосодержащих добавок, а также повышение экологической безопасности и уменьшение энергоемкости.
В угольной промышленности инновационная политика будет реализована в части: улучшения потребительских свойств угольной продукции на основе создания принципиально новых систем глубокой переработки; обогащения и брикетирования углей; решения проблем приготовления, транспортирования, хранения и сжигания водоугольной суспензии; повышения эффективности открытого способа разработки угольных месторождений на базе применения бестранспортной технологии с использованием взрывоэкскавационного перемещения вскрышных пород и новых модификаций драглайнов, а также повышения эффективности и безопасности подземных работ на базе автоматизированных комплексов и специализированных микропроцессорных контрольных сетей.
В электроэнергетике
В транспортном комплексе инновационная политика будет сосредоточена на следующих направлениях: техническое обновление и дальнейшее развитие парка транспортных средств, модернизация инфраструктуры; достижения эффективности применения прогрессивных технологий и повышении технического уровня всех видов транспорта. Это касается обновления железнодорожного подвижного состава, морских, речных и воздушных судов, автотранспортных средств, перегрузочных комплексов, дорожных машин и оборудования, навигационных систем.
В металлургическом комплексе ориентиром инновационной политики явится создание сквозных технологических циклов производства, обеспечивающих максимальное ресурсо- и энергосбережение на всех стадиях производства, расширение сортамента и повышение качества металлопродукции.
В химической и нефтехимической промышленности технологическими ориентирами инновационной политики являются внедрение материало- и энергосберегающих технологий производства широкого спектра синтетических и композиционных материалов, в том числе новых поколений средств и технологий производства экологически чистых удобрений и ресурсосберегающих малотоннажных химических производств на базе автоматизированных блочно-модульных систем.
В машиностроительном комплексе инновационная политика будет направлена на обеспечение: технологического перевооружения общемашиностроительньгх производств за счет автоматизации процессов проектирования и изготовления машиностроительной продукции; применения прогрессивных методов высокоточной обработки конструкционных материалов и повышения качества поверхностей деталей и металлоконструкций; механизации и автоматизации сборочных процессов; развития современных методов контроля и диагностики деталей и узлов в процессе изготовления и эксплуатации.