Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 23:48, курсовая работа
Цель работы - исследование теоретических и практических аспектов организации инновационной деятельности на предприятии.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретически понятия инноваций и инновационной деятельности;
2. Проанализировать методы оценки эффективности организации инновационной деятельности на предприятии;
3. Дать общую характеристику деятельности изучаемого предприятия;
4. Проанализировать организацию инновационной деятельности в «ИП Батурина НН»;
5. Разработать методы усовершенствования организации инновационной деятельности в «ИП Батурина НН».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………6
1.1 Общая характеристика инноваций и инновационной деятельности….6
1.2 Формы и механизмы организации инновационной деятельности …..12
1.3 Оценка эффективности организации инновационной деятельности на предприятии……………………………………………………………...................16
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В «ИП БАТУРИНА НН»………………………………….18
2.1 Общая характеристика деятельности фирмы «ИП Батурина НН»…...18
2.2 Анализ внешней среды предприятия…………………………………...22
2.3 Анализ инновационной деятельности в «ИП Батурина НН»…………26
3 МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В «ИП БАТУРИНА НН»………32
3.1 Рекомендации руководству фирмы по совершенствованию инновационной деятельности……………………………………………………..32
3.2 «Создание интернет сайта» как способ улучшения организации инновационной деятельности в «ИП Батурина НН»…………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………....………………………...........39
ПРИЛОЖЕНИЯ……..……………………………………………..............41
Также при анализе
внешней среды предприятия
Чтобы проанализировать макроокружение «ИП Батурина НН», нужно рассмотреть экономические, политические, социальные и проч. компоненты. Для оценки экономического компонента нужно исследовать общее положение дел в строительной отрасли за первое полугодие 2011г. Объем выполненных работ в сфере строительства России снизился в I полугодии 2011г. по сравнению с аналогичным периодом 2010г. на 17,9%. Правительство страны ранее прогнозировало ввод в 2011 году в эксплуатацию 63 миллионов квадратных метров жилья и постепенное повышение объёмов строительства до 145 миллионов квадратных метров в 2020 году. С начала 2011 года было сдано только 12,4 миллионов квадратных метров жилья (714,1 тысячи квартир). За аналогичный период 2010 года было построено больше на 6,7%. В экономике сохраняются инфляционные процессы. Уровень инфляции в строительстве за первое полугодие 2011г. составил - 2,75%. По данным статистического обследования потребительских цен, цены на товары и платные услуги населению на потребительском рынке за первое полугодие 2011 года увеличились на 0.2%, против 0.6% за аналогичный период прошлого года. Продовольственные товары подешевели на 0.2%, непродовольственные товары и платные услуги населению подорожали на 0.1% и 0.9%.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что на данном этапе времени экономическая составляющая макроокружения не совсем благоприятно влияет на деятельность фирмы «ИП Батурина НН». Происходит незначительный спад строительства как в регионе, так и по стране в целом, уменьшаются объёмы ремонтных работ, а соответственно и спрос на продукцию фирмы. При условии изменения данной ситуации к лучшему, существую большие перспективы развития «ИП Батурина НН».
Политическая и правовая компоненты макроокружения не оказывают значительного влияния на фирму на данном этапе, вследствие относительно стабильной политической обстановке в стране и в регионе, а также в силу принятия законодательством ряда поправок и изменений в Конституцию РФ и законодательные акты, которые корректно регламентируют деятельность юридических и физических лиц.
2.3 Анализ инновационной деятельности в «ИП Батурина НН»
Инновационная направленность, растущая необходимость технологического обновления на фирме «ИП Батурина НН» особо подчеркивают важность четкого соответствия принципов организации и структурно-организационных взаимосвязей в инновационной деятельности фирмы. Речь идет о поиске оптимальных путей привнесения инновационных импульсов в деятельность фирмы. Понятно, что по мере расширения инновационных преобразований требуется научно обоснованное формирование функционально-элементной базы инновационного развития.
Организация инноваций включает три принципиальных аспекта:
- субъект инновационной деятельности, являющийся объединением людей, совместно реализующих разработку, внедрение и производство новшеств (в данном случае - это наша фирма «ИП Батурина НН»;
- совокупность процессов и действий организации, направленных на выполнение необходимых функций в инновационной деятельности (разработка нового продукта, уникального в своём роде: продуктовая инновация);
- структуры, обеспечивающие внутреннюю упорядоченность системы и совершенствование взаимосвязей между ее элементами и подсистемами [11, c. 79].
В данной работе речь пойдёт о продуктовой инновации, так как специалисты фирмы «ИП Батурина НН» разработали технологически новый продукт: SILTAN CM 14 (полиуретановый клей для крепления плит из пенополистирола).
Продуктовые инновации
охватывают внедрение технологически
новых или усовершенствованных
продуктов. Технологически новый продукт
(радикальная продуктовая
Специалисты технологического отдела фирмы «ИП Батурина НН» разработали и внедрили новый продукт: однокомпонентный полиуретановый клей для крепления плит из пенополистирола при отделке фасадов - SILTAN CM 14.
SILTAN CM 14 - готовый к использованию полиуретановый клей для пенополистирола. Применяется с удобным пистолетом, таким образом закрепление панелей проходит быстро, эффективно и аккуратно. Быстро схватывается, влагостоек, переносит низкие температуры. Можно выполнять армирование уже через 2 часа после крепления пенополистирола. Более быстрая теплоизоляция, меньше усилий, больше времени для других работ.
Основные свойства SILTAN CM 14: имеет высокую адгезию к минеральным основаниям и пенополистиролу; обладает хорошими теплоизоляционными свойствами; экономичен и и прост в применении; водостойкий; не содержит фреонов.
Область применения SILTAN CM 14: клей SILTAN CM 14 предназначен для крепления плит из формованного и экструдированного пенополистирола на минеральных основаниях при устройстве систем наружной теплоизоляции фасадов;
Технические характеристики SILTAN CM 14:
Состав SILTAN CM 14 |
полиуретановые олигомеры и горючий газ (смесь пропана и бутана) |
Относительная влажность окружающего воздуха: |
до 90% |
Открытое время (время пленкообразования на поверхности): |
ок. 10 минут |
Время отверждения: |
ок. 2 часов |
Температура применения: |
от - 10 до +400С |
Адгезия к бетону: |
не менее 0,3 МПа |
Адгезия к пенополистиролу: |
не менее 0,1 МПа |
Температура эксплуатации: |
от –50 до +700C |
Расход клея |
ок. 6,0 м2/баллон |
Преимущества инновации:
- более широкий диапазон температур применения;
- лучшая эффективность (1баллон = 6 м2);
- отсутствие этапа приготовления клея -снижение трудовых затрат;
- более легкое применение(важно при монтаже фасадов многоэтажных зданий);
- нет переноски тяжестей и чистота при работе;
- экономия времени - в течение одного дня, монтаж теплоизоляциии и устройство армирующего слоя.
Особенности при выполнении работ: голубой цвет пены - контроль применения оригинального материала.
Чтобы снизить риск инновационной деятельности, технологическим отделом фирмы «ИП Батурина НН» был проведён анализ эффективности данного инновационного проекта. Прогноз прибыльности инновации был произведён с учётом определённых критериев для оценки инновационной деятельности на три года с 2011 по 2013г.
Таблица 4 - Предполагаемая прибыль, млн. руб.
Год |
Без использования инновации |
С использованием инновации |
Прибыль от использования инновации |
2011 |
44.1 |
45,8 |
1,7 |
2012 |
55,1 |
59,1 |
4,1 |
2013 |
68,9 |
76,32 |
7,4 |
Анализ эффективности данного проекта основывался на сопоставлении величины начально взятой инвестиции в 5 млн.руб. с учётом на 3 года с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений (при прогнозируемых годовых доходах в 1,7 млн. руб., 4,1 млн. руб., и 7,4 млн.руб. и коэффициенте r=18%).
Общая накопленная величина дисконтированных доходов (PV) и чистый приведенный эффект (NPV) рассчитывались по формулам:
и
.
Так как чистая приведённая стоимость =3,84 оказалась >0, то данный инвестиционный проект посчитали выгодным. Что касается сроков окупаемости проекта, то по данным тех.отдела он должен будет окупиться в течение восьми месяцев (ориентировочные сроки: март-апрель 2012г.).
После данных расчетов были сделаны выводы, что предложенный инновационный проект является выгодным и рентабельным как со стороны инновационной политики, так и финансовой эффективности вложенных средств.
После проведённого анализа внешней и внутренней среды организации, а также анализа эффективности данного инновационного проекта, была составлена (по результатам оценок) обобщённая матрица SWOT-анализа (оценка инновационной позиции фирмы с учётом сильных и слабых сторон инновационного потенциала, а также возможностей и угроз) (Приложение В).
Данный SWOT-анализ позволил сделать следующие выводы:
1. Главная угроза для фирмы - разорение фирмы.
2. Основные возможности - появление новых поставщиков и повышение спроса на товар.
3. Основные сильные стороны - приемлемый уровень цен и высокое качество продукции.
4. Основная слабая сторона - недостаток финансирования.
Сопоставив сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами (по данным SWOT-анализа), можно сделать окончательные выводы по оценке инновационного потенциала фирмы:
«Сильные стороны и возможности» - низкие цены на товар и высокое качество приведут к повышению спроса на него, устойчивая позиция лидера в отрасли и дальнейшие инновационные разработки дают всевозможные льготы, возникают новые возможности для реализации инноваций.
«Слабые стороны и возможности» - недостаточная известность и узкий ассортимент продукции могут привести к снижению спроса на данный товар, и, как следствие, к отсутствию прибыли.
«Сильные стороны и угрозы» - высокий уровень цен и низкое качество продукции могут повлиять на требования покупателей к цене, отсутствию спроса на данный товар и, как следствие, к разорению фирмы.
«Слабые стороны и угрозы» - недостаточная известность и отсутствие финансирования могут привести к разорению фирмы.
Подводя итоги, можно сделать выводы, что развитие фирмы на протяжении 8 лет проделало большой путь, начиная с розничной торговли на рынках города и до оптово-розничной деятельности среди лидеров в данной сфере. Фирме удалось добиться определённого признания на оптовом рынке, закрепиться на нём и наладить прочные и долгосрочные контакты с поставщиками. Розничное направление также сформировало определённый круг постоянных клиентов. Создание технологически нового продукта обусловило взаимодействие фирмы с фирмами-партнёрами из других городов.
Всё это в совокупности даёт «ИП Батурина НН» перспективы выхода на общероссийский рынок.
3 МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В «ИП БАТУРИНА НН»
3.1 Рекомендации
руководству фирмы по
Главная предпосылка, актуальность инновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения. Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на инновационной идее, как осознание того, что производимый продукт уже в ближайшем будущем окажется устаревшим [2].
Для определения путей совершенствования организации инновационной деятельности на фирме «ИП Батурина НН» необходимо чётко знать, чего требуют инновации:
Нововведение должно создаваться и быть воспринятым обществом. Только в этом случае оно принесет успех.
Принципы, которые должны учитывать технологи фирмы «ИП Батурина НН» при создании эффективного инновационного продукта:
В будущем фирма «ИП Батурина НН» должна учитывать принципы, использование которых отрицательно сказываются при создании инновационного продукта: