Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 23:48, курсовая работа
Цель работы - исследование теоретических и практических аспектов организации инновационной деятельности на предприятии.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретически понятия инноваций и инновационной деятельности;
2. Проанализировать методы оценки эффективности организации инновационной деятельности на предприятии;
3. Дать общую характеристику деятельности изучаемого предприятия;
4. Проанализировать организацию инновационной деятельности в «ИП Батурина НН»;
5. Разработать методы усовершенствования организации инновационной деятельности в «ИП Батурина НН».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………6
1.1 Общая характеристика инноваций и инновационной деятельности….6
1.2 Формы и механизмы организации инновационной деятельности …..12
1.3 Оценка эффективности организации инновационной деятельности на предприятии……………………………………………………………...................16
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В «ИП БАТУРИНА НН»………………………………….18
2.1 Общая характеристика деятельности фирмы «ИП Батурина НН»…...18
2.2 Анализ внешней среды предприятия…………………………………...22
2.3 Анализ инновационной деятельности в «ИП Батурина НН»…………26
3 МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В «ИП БАТУРИНА НН»………32
3.1 Рекомендации руководству фирмы по совершенствованию инновационной деятельности……………………………………………………..32
3.2 «Создание интернет сайта» как способ улучшения организации инновационной деятельности в «ИП Батурина НН»…………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………....………………………...........39
ПРИЛОЖЕНИЯ……..……………………………………………..............41
- сложность конструкции инновационного продукта - возникают проблемы при эксплуатации (при создании клея SILTAN CM 14 данный принцип был учтён: баллон прост и удобен в использовании, что повышает его конкурентоспособность);
- неверно спланированный этап создания инновационного продукта.
Инновация - изменения в экономике, промышленности, обществе, в поведении покупателей, производителей, работников. Поэтому она всегда должна ориентироваться на рынок, руководствоваться его потребностями.
Для осуществления фирмой инновационной деятельности, она должна иметь такие структуру и настрой, которые способствовали бы созданию атмосферы предпринимательства и восприятия нового как благоприятной возможности. При этом необходимо учесть ряд важных моментов.
Основной организационный принцип для инновации заключается в создании команды из лучших работников, освобожденных от текущей работы. На фирме «ИП Батурина НН» в 2010г. был создан технологический отдел, куда входят высококвалифицированные специалисты данной области. Начальником отдела был назначен Кучер С.В., который персонально отвечал и контролировал процесс создания и внедрения на рынок инновации. Также он отвечает за своевременное выявление и замену устаревающей продукции, техники, технологии, за всесторонний анализ производственно-хозяйственной деятельности (рентгенограмму бизнеса фирмы), за разработку инновационных мероприятий.
Таким образом, для совершенствования инновационной деятельности на фирме «ИП Батурина НН» необходимы следующие этапы:
- внедрение системы непрерывных улучшений;
- совершенствование системы стимулирования и мотивации с целью поощрения инноваций (нововведений);
- создание интернет сайта фирмы;
- преодоление сопротивления сотрудников инновациям (нововведениям);
- модификация системы сбора внутренней и внешней маркетинговой информации;
- совершенствование стратегическ
При этом целесообразно проводить сравнительный анализ прибыльности каждого из направлений инновационной деятельности, т. е. необходимо определить вероятный прирост прибыли по каждому направлению инновационной деятельности и выбрать то, которое обеспечит наибольшие показатели. Проведение данной работы для нашей фирмы особенно актуально, так как «ИП Батурина НН» в период кризиса на общероссийском рынке может быть ограничена в финансах, которые должны быть направлены на проведение совершенствования инновационной деятельности.
3.2 «Создание интернет сайта» как способ улучшения организации инновационной деятельности в «ИП Батурина НН»
Создание интернет сайта
1. Увеличение спроса на продукцию фирмы;
2. Увеличение количества новых оптовых и розничных покупателей;
3. Привлечение новых поставщиков;
4. Повышение
5. Рост доходов фирмы.
К созданию web- сайта была привлечена компания «Web-master» (г. Магнитогорск).
Обязательные условия фирмы «ИП Батурина»:
- Размещение на web страницах полного каталога продукции фирмы, с указанием цен, основных свойств товара, и рекомендаций по применению;
- Видео презентация по эксплуатации технологической инновации фирмы - клея SILTAN CM 14;
- Красивый, строгий дизайн сайта;
- Удобство навигации (система гиперссылок);
- Предоставление сметы на создание сайта (Приложение Г);
- Возможность бесплатного размещения сайта на одном из серверов г. Магнитогорска (бесплатный хостинг).
- Интерактивность (указание
адресов электронной почты,
На данный момент проект создания сайта фирмы находится на доработке из-за возникших проблем с техническим оснащением и с бесплатным хостингом. В настоящее время в Интернете существует большое количество бесплатных служб, предоставляющих всем желающим возможность поместить сайт на своём Web - сервере и не требующих денежной оплаты за его поддержку. Такие бесплатные службы существуют за счёт средств, получаемых от рекламодателей. Они размещают рекламу на страницах пользователей и получают деньги от рекламодателя. Поэтому предоставление бесплатного места на сервер обычно требует от пользователя определённых условий (размещение рекламы на страницах сайта) [14, с. 47]. С такой проблемой столкнулась фирма «ИП Батурина НН» при заказе сайта «Web-master». Главная страница, а также страница с видео-презентацией инновационного продукта фирмы были перегружены рекламными баннерами транспортной компании. Это привело к возмущению со стороны руководства фирмы «ИП Батурина», и предложению закрыть сайт на доработку. Новое открытие сайта запланировано на январь 2012г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На современном этапе становления рыночной экономики в России, в условиях широкомасштабной конверсии военно-промышленного комплекса и структурной перестройки экономики страны в целом, важнейшее значение приобретает создание и эффективное использование инновационной деятельности в организациях различных организационно-правовых форм и форм собственности.
Несмотря на сложное экономическое положение многих коммерческих организаций, в современных условиях проявляется тенденция к усилению их инновационной активности, особенно в области продуктовых и технологических инноваций. Это требует соответствующих финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов, а также специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации менеджеров в области экономики, организации и управления инновационными процессами.
Инновационная деятельность должна создать необходимые условия для расширения, ускорения и повышения эффективности создания и реализации различных инноваций: продуктовых, технологических, экономических, социальных и др., направленных на разработку и внедрение конкурентоспособной продукций и технологии на уровне мировых стандартов. Это позволит в ближайшей перспективе создать высокорентабельные промышленные производства, в том числе ориентированные на экспорт, и многочисленные коммерческие организации в сфере услуг (торговые фирмы, предприятия массового питания, транспортные организации, предприятия связи, банки, страховые общества и т.д.) [10, c. 3].
Актуальность избранной нами темы подтверждается тем, что созданный на данной фирме технологически новый продукт, действительно востребован на рынке потребительских услуг. А разработанные нами рекомендации по улучшению организации инновационного процесса были переняты некоторыми фирмами нашего города.
В первой части данной работы были рассмотрены основные понятия инновационной деятельности: определение, свойства и классификацию инноваций, а также общее содержание и структуру инновационной деятельности. В данной части работы большое значение уделялось организации и оценке эффективности организации инновационной деятельности на предприятии.
Вторая часть работы полностью посвящена анализу организации инновационной деятельности фирмы «ИП Батурина НН». Здесь дана краткая характеристика деятельности фирмы. В результате исследования был проведён полный мониторинг по разработке инновации и организации инновационной деятельности, были сделаны выводы.
В третьей части исследования были предложены некоторые практические рекомендации по оптимизации функционирования инновационного процесса в «ИП Батурина НН», в частности:
- создание интернет сайта фирмы;
- непрерывное ведение инновационной деятельности;
- создание мотивации с целью поощрения инноваций;
- модификация системы
стратегического менеджмента
Таким образом, в работе были выполнены поставленные задачи: были изучены теоретически понятия инноваций и инновационной деятельности; проанализированы методы оценки эффективности организации инновационной деятельности на предприятии; была дана общая характеристика деятельности изучаемого предприятия; проанализирована организация инновационной деятельности в «ИП Батурина НН»; были разработаны методы усовершенствования организации инновационной деятельности в «ИП Батурина НН». Цель работы была достигнута: были исследованы теоретические и практические аспекты организации инновационной деятельности на предприятии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамешин А.Е., Воронина Т.П., Молчанова О.П., Тихонова Е.А., Шленов Ю.В. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/ под ред. Д-ра экон. Наук, проф. О.П. Молчановой. - М.: Вита-Пресс, 2001. - 272 с.
2. Бармашова Л. В. Совершенствование инновационной
деятельности предприятия. - http://barmashova.ru/inovazii/
_deatelnosti_predpr4iatia/
3. Виды инноваций и организационные
структуры инновационного менеджмента.
- http://www.market-pages.ru/
4. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия: Учебник для вузов / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 670 с.
5. Гринев В.Ф. Инновационный менеджмент: учебное пособие. - 2-е изд., стереотип. - К.: МАУП, 2001. - 152 с.
6. Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А. Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие. - Пенза: Изд-во Пенз. Гос. Ун-та, 2003. - 189 с.
7. Егорова М.М., Логинова Е.Ю., Швайко Е.Г. Маркетинг. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008. - 160с.
8. Завлин П.Н. Основы инновационного менеджмента (теория и практика): Учеб. Пособие/ под. ред. проф. д.э.н. П.Н. Завлина, проф. д.э.н. А.К. Казанцева, проф. д.э.н. Л.Э. Миндели - М.: «Экономика», 2000.
9. Казанцев А.К. Основы инновационного менеджмента (теория и практика): Учебник, / под ред. проф. д.э.н. А.К. Казанцева, проф. д.э.н. Л.Э. Миндели. - изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: «Экономика», 2004. - 518 с.
10. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 446 с.
11. Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой — М.: ИНФРА-М, 2001. - 238 с.
12. Организация инновационной деятельности
на предприятии. - http://www.kylbakov.ru/
13. Оценка эффективности инновационной
деятельности. - http://www.dist-cons.ru /modules/innova/section7.html#
14. Печников В.Н. Создание Web-сайтов без посторонней помощи. - М.: Технический бестселлер, 2006. - 464с.
15. Полукаров В.Л. Основы менеджмента - М.: Кнорус, 2008. - 240 с.
16. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007.- 304с.
17. Титов В.И. Экономика предприятия: учебник. - М.: Эксмо, 2008. - 416с.
18. Экономический словарь. - http://abc.informbureau.com/
html
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИННОВАЦИИ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ОБОБЩЁННАЯ МАТРИЦА SWOT-
Внутренняя среда фирмы |
Внешняя среда фирмы | ||||||
Сила (S)/слабость (W) |
Возможности (О)
|
Угрозы (Т) | |||||
Появление новых поставщиков сырья |
Повышение спроса на товар |
Льготы ИП, осуществл. иннов. деятел. |
Повыш. таможен тарифов и налогов |
Усиление требований покупателя к цене |
Разорение фирмы | ||
Сильные стороны. Высокораз. сбытовая сеть фирмы |
4
|
5 |
1 |
5 |
4 |
1 | |
Приемлем. уровень цен |
2 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Высокое качество продукции |
2 |
5 |
1 |
3 |
4 |
5 | |
Позиция технологич. лидера в отрасли |
2 |
4 |
5 |
4 |
2 |
5 | |
Слабые стороны Недостаточ. известность |
2 |
5 |
3 |
1 |
3 |
5 | |
Узкий ассорт. продукции |
4 |
3 |
2 |
3 |
1 |
5 | |
Недостаток финансир. |
5 |
2 |
1 |
1 |
2 |
5 |