Иновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 08:01, реферат

Краткое описание

Инновации – это новшества, доведённые до стадии коммерческого использования и предложения на рынке в виде нового продукта. Подлинная новизна продукта всегда связана с ростом экономического эффекта от его использования.
Новизна может быть "относительной", "абсолютной" и "частной".

Вложенные файлы: 1 файл

Внутрифирменное планирование иновационной деятельности_ОГУ_Москва.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Технология управления  инновационным процессом

 

     Инновационный проект - как частный случай широко распространенного на практике инвестиционного проекта представляет собой комплекс мероприятий, направленных на реализацию инновации. Разработке инновационного проекта предшествуют:

  • сбор и систематизация информации о технических новинках и тенденциях на рынках, пожеланиях покупателей;
  • анализ возможностей предприятия по разработке и освоению потенциальных продуктов, оценка риска;
  • отбор изученных идей.

     Первым  этапом создания инновационного проекта являются научно-исследовательские работы (НИР). Предпосылкой эффективности НИР служат правильно выбранные направления научных исследований, соответствие этих направлений специализации научных подразделений, занимающихся такими исследованиями. Содержание НИР и стадии их проведения целиком зависят от особенностей решаемой задачи. Но в любом случае НИР включает как фундаментальные, так и прикладные исследования. Фундаментальные исследования финансирует, в основном, государство, а прикладные разработки - частные фирмы.

     Основные  стадии проведения НИР следующие:

  • разработка технического здания (ТЗ), в котором определяют цели и задачи работы, обосновывают технологию получения новой продукции с использованием литературных данных и собственных экспертных знаний предприятия-разработчика. Это обоснование важно для правильного выбора направления исследований и решения инженерных задач по производству новой продукции. ТЗ - обязательный документ для начала НИР. Он согласуется с заказчиком;
  • теоретические исследования, а также эксперимент, который может быть поставлен в лабораторных условиях и/или смоделирован численно с использованием математических моделей;
  • выдача рекомендаций для проведения опытно-конструкторских работ (ОКР).

     НИР выполняют в научно-исследовательских  подразделениях предприятия и/или  научно-исследовательских институтах, инжиниринговых компаниях, высших учебных  заведениях, некоммерческих организациях. Со сторонними исполнителями для  выполнения этих работ предприятия заключают договора. Оптимальная постановка НИР предполагает поиск решения инновационной задачи среди множества вариантов. Обеспечить это можно проведением альтернативных исследований разными исполнителями. В результате выполнения НИР определяют количественные показатели разрабатываемой инновационной технологии, которые служат базой для выработки технического задания на опытно-конструкторские работы.

     Вторым  этапом разработки инновационного проекта является проведение ОКР, основные стадии которых следующие: [7, с. 277]

  • разработка конструкторской документации;
  • проектирование и создание опытной установки, производство опытной партии продукции;
  • разработка технологического регламента и определение технико-экономических показателей разрабатываемой технологии.

     ОКР - наиболее капиталоемкие разработки, финансирование которых примерно на 95 % осуществляется частными компаниями.

     НИОКР являются центральными звеном инновационного процесса. От того, насколько успешно  научно-технические подразделения  проводят эти работы, в решающей степени зависит успех инновации. Однако, как показывает практика, частное финансирование составляет лишь очень небольшую часть затрат, необходимых для фундаментальных и долгосрочных прикладных исследований, что вызывает необходимость их поддержки со стороны государства.

     Государство стимулирует развитие инновационных  процессов путем предоставления кредита на льготных условиях через  специальные правительственные  инвестиционные фонды, протекционистской  политики по отношению к перспективным  восходящим отраслям, поддержки некоммерческих исследовательских институтов и кооперирование компаний в целях научных исследований с освобождением их от уплаты налогов.

     На  рисунке приведена схема государственной  поддержки инновационной деятельности.

Рис. 1. Схема государственной поддержки инновационной деятельности 

     Третий  этап разработки инновационного проекта - подготовка производства и выход на мощность, т.е. постановка продукции на производство, что включает мероприятия по организации выпуска нового изделия или освоенного другими предприятиями.

     Подготовка  производства включает в себя пуск и проверку технологического оборудования, запуск в производство установочной серии, проведение квалификационных испытаний изделий установочной серии, доработка и корректировка технологической и другой документации. Установочная серия или первая промышленная партия изделий выпускается в целях проверки способности данного производства обеспечить промышленный выпуск продукции, соответствующей требованиям научно-технической документации и потребителей. Образцы установочной партии, прошедшие приемо-сдаточные и квалификационные испытания, могут быть представлены на рынке новшеств (участие в рекламной компании, демонстрация на выставках, в торговых центрах и т.п.). После завершения работ по подготовке производства происходит выход на мощность.

     Все вышеназванные этапы инновационного проекта называются предпроизводственными, на них формируют изделие, его качество, технический уровень, прогрессивность.

     Четвертый этап инновационного проекта - производство созданной продукции в соответствии с портфелем заказов.

     Пятый этап - эксплуатация (для изделий длительного пользования) или потребление (для сырья, топлива и т.п.) заказчиком.

     Взаимоотношения между производителем и потребителем определяет договор на поставку.

     Предприятия, которые наряду с традиционной осуществляют и инновационную деятельность, имеют  возможность выбрать наиболее подходящую форму реализации инновационных проектов.

2.3. Поиск инноваций

 

     Создавать принципиально новые продукты становится все сложнее. Поэтому самые прибыльные компании сосредоточились на небольших  улучшениях бизнес-процессов. То, что компании вкладывают огромные деньги в исследования и поиск новых продуктов, которые станут прорывом на рынке, оправдано с экономической точки зрения. Вычислив чистый денежный поток от семнадцати удачных изобретений, полученный внедрившими их компаниями, исследователи определили среднюю доходность в 56%. Это почти в три раза больше средней доходности американских компаний за последние 30 лет, которая равнялась 16%.

     «Ирония в том, что предприниматели в  основном уделяют внимание более  рискованным формам нововведений - тем, которые требуют огромных затрат на исследования и внедрение и основаны на новых научных достижениях, - утверждают аналитики Mercer Management Consultin, консалтинговой компании, мирового лидера в построении бизнес-процессов на предприятии. Пытаясь выжить в конкурентной борьбе, компании наращивают объемы инвестиционных вложений, но увеличение инвестиций не приводит к однозначному росту прибыли. То есть компании массово пытаются изобретать и не используют более доступные возможности получения прибыли - инновации. Инновации - это более простой, дешевый и удобный способ усовершенствования того продукта, который компания уже производит».

     Mercer Management Consulting считает, что с 1954 г., когда американская компания Ampex впервые сконструировала видеомагнитофон, не было изобретено ничего действительно нового. Самые удачные с финансовой точки зрения открытия - создание компанией DuPont нейлона или выпуск одного из самых прибыльных лекарств Tagamet фармацевтическим концерном SmithKline’s. Причем жизненный цикл любого продукта становится короче из-за того, что конкуренты все быстрее копируют чужие изобретения, сокращая маржу прибыли и превращая восхищение удивленных потребителей сегодня в обыденность и привычку уже на следующий день. Поэтому консультанты рекомендуют сосредоточиться на небольших улучшениях как основе инновационного процесса.

     Суть  «операционных инноваций» в самом  названии: быстрее, слаженнее, а значит, дешевле, проводить те же операции, что и раньше. Wal-Mart - крупнейшая в мире сеть супермаркетов. Вместо того чтобы инвестировать в новые продукты - бестселлеры, - компания сосредоточилась на небольших улучшениях. Специалисты корпорации создали систему, называемую Cross-docking (перекрестная погрузка). Один из мировых лидеров в стандартизации бизнес-процессов - компания McDonald’s. Стандартизировав выпускаемую продукцию, разработав абсолютно новую процедуру производства данного продукта и тщательно обучая свой персонал, компания не просто создала новый продукт, а стала основателем целой маркетинговой категории.

     «Чтобы  компания была успешной в создании инноваций, она должна отвечать следующим  условиям, - разъясняет Чарльз Ларсон, исполняющий директор Института индустриальных исследований (Industrial Research Institute, Washington, DC). - Первое условие - умение объяснить работникам, как важен новый проект для будущего компании. Второе - не бояться ставить дерзкие, почти невыполнимые цели. Третье условие - умение находить многообещающие ниши, где еще много вопросов осталось без ответа.

 

Заключение

 

     Внедрение инноваций на современных отечественных  предприятиях становится основным условием обеспечения их экономического роста. Формирование инновационной корпоративной  культуры невозможно без осознания  значимости инноваций, направленных на непрерывное совершенствование организационной структуры, продукции, услуг, систем, процессов, современных крупных компаний.

     В результате инновационной деятельности рождаются новые идеи, новые и  усовершенствованные продукты, новые  или усовершенствованные технологические процессы, появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и ее структурами.

     Инновационная деятельность является мощным рычагом, который помогает преодолеть спад, обеспечить структурную перестройку  и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.

     Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и вовремя отреагировать на них. В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов.

     Современный менеджмент должен быть менеджментом инновационного типа, то есть обладать определенным инновационным потенциалом. В условиях рыночной экономики характерны тенденции ускорения развития, уплотнения времени, увеличения количества и разнообразия изменений, характеризующих условия функционирования фирмы. Управление должно поспевать за изменениями, реально происходящими в действительности. И фактором такого соответствия управления тем изменениям, которые происходят в экономической жизни, науке и технике, является инновационный потенциал управления, который формируется в работе с персоналом, подготовке менеджеров, организации управления, ориентированной на динамику.

     На  этом заканчивается рассмотрение методологии  финансирования инновационных проектов. В работе была сделана попытка  рассмотреть так называемые рыночную и нерыночную области управления процессом создания инноваций, последить их взаимосвязь, а также проанализировать оптимальный набор методов финансирования проектов с точки зрения фирмы и с точки зрения государства и фирмы.

     Одновременно  с этим, лейтмотивом проходит мысль  о том, что государство, финансируя эффективные проекты фирм, в конечном итоге получает в качестве отдачи - высокий уровень научно-технического прогресса в стране как результат общей суммы революционных НИОКР. В этом случае государственная поддержка обусловлена тем, что частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы (имеются в виду создание общественные блага) - это так называемый "провал рынка" (market failure).

     Надо  отметить, что проблема поиска оптимального инструментария финансирования деловых  операций очень важна, поскольку  объем и характер ресурсов, которыми располагает инновационная фирма - это одна из важнейших составляющих, которая определяет ее инновационную стратегию. От того, в какой степени в настоящее время внедряемые инвестиционные проекты учитывают передовые, прогрессивные технические и технологические тенденции, на микро-уровне зависит размер получаемой фирмами прибыли, а на макро-уровне это выражается в повышении уровня НТП и конкурентоспособности страны на международных рынках.

     К сожалению, единой стратегической инициативы, которая генерировала бы существенное увеличение активности инновационного предпринимательства в России пока нет, поэтому поддержка развития деятельности инновационных фирм требует широкого круга государственных акций, направленных на стимулирование предпринимательской активности в инновационной сфере.

Информация о работе Иновационный менеджмент