Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 14:27, дипломная работа
Как и в любой области человеческой деятельности, в таможне в начале 21 века ключевое значение имеет применение новейших инновационных технологий. В таможенных органах это – использование процедуры предварительного информирования, позволяющей сократить временные и финансовые затраты перевозчиков, применение электронного документооборота при взаимодействии таможни и бизнеса, осуществление таможенного контроля с использованием системы “зеленого” и “красного” коридоров, внедрение принципа “одного окна”, системы налоговой безопасности и таможенного постаудита, применение информационных таможенных технологий и др.
Введение 4
Глава 1 Обзор литературных источников в области информационных технологий и правовой информации 6
Глава 2 Основные методологические подходы в изучении взаимодействия информационных технологий и таможенной деятельности 8
Глава 3 Применение информационных технологий в таможенных органах Республики Беларусь 9
3.1 Направления совершенствования информационных технологий таможенных органов государств-членов Таможенного союза 11
3.2 Информационные таможенные технологии Республики Беларусь 14
Заключение 19
Библиографический список 21
Приложение А 23
Предметный указатель к реферату 23
Приложение Б 24
Интернет ресурсы в предметной области исследования 24
Приложение В 26
Действующий личный сайт в WWW (гиперссылка)и Print SCreen главной страницы 26
Приложение Г 27
Граф научных интересов 27
Приложение Д 31
Реализация в пунктах пропуска через Таможенную границу принципа "одной остановки" совместно с реализацией принципа "двух служб на границе" при одновременном укреплении информационной составляющей и использовании интегрированных информационно-программных средств, автоматизирующих функции государственного контроля, серьезно упорядочит и ускорит пересечение границы, позволит скоординированно действовать при реализации принципа "двух служб на границе". Задачи и пути реализации принципа "двух служб на границе" включают в себя [22]:
1) облегчение международной
2) взаимное административное
3) разработку и внедрение
В результате на таможенные органы возлагаются функции таможенного, ветеринарного, фитосанитарного, транспортного и санитарно-карантинного контроля. А на пограничные органы – функции пограничного и миграционного контроля.
Следующая инновация – автоматическая регистрация и выпуск деклараций на товары с использованием системы управления рисками и дифференциацией участников ВЭД.
С этой целью, во-первых, необходимо законодательно закрепить принцип первичности электронных документов. Что это означает? В настоящее время в абсолютном большинстве случаев в качестве первоисточника традиционно рассматриваются бумажные документы, что позволяет даже при электронном декларировании требовать то один, то другой бумажный документ. Необходимо, чтобы в процессе таможенного контроля циркулировали в основном электронные документы, обеспечивалась их юридическая значимость, а бумажные документы предъявлялись только в крайне редких случаях.
Во-вторых, возрастающий товаропоток, интенсивность ВЭД и сокращение штатной численности должностных лиц таможенных органов не оставляют других вариантов, кроме перехода от тотального контроля к действительно выборочному, но метко стреляющему по цели. В основу такого контроля должны быть положены дифференциация участников ВЭД и применение с ее учетом системы управления рисками [12].
В
этом случае декларирование товаров
можно описать следующим
Для взаимодействия декларанта и таможенных органов закреплена законодательно и обеспечена информационными ресурсами система "одного окна". Эти документы (информация из них) запрашиваются и обрабатываются таможенными органами в режиме онлайн из информационных систем других ведомств самостоятельно с использованием Интегрированной информационной системы внешней и внутренней торговли [23].
В ИС таможенных органов реализовано автоматическое сопоставление значимой информации из разрешительных документов со сведениями, заявленными в таможенной декларации.
Существенная (до 50%) доля деклараций после автоматической проверки через систему управления рисками, в случае если риски не выявлены, выпускается автоматически.
Для этой цели радикально перенастроена СУР. В ее основу заложен субъектный подход, сочетание механизмов ступенчатой дифференциации участников ВЭД по степени добросовестности, генератора случайных чисел, корректировки действующих товарных рисков.
При электронном декларировании документы одновременно с декларацией не требуются и запрашиваются у декларанта только в случае, если СУР выдает поручение инспектору проверить конкретные документы и определяет форму их представления – в электронном формализованном, сканированном или (в исключительном случае и для наиболее рисковых ситуаций) в бумажном виде. Документы, выдаваемые государственными органами, у декларанта не запрашиваются вообще. В целом количество видов документов, необходимых для таможенного контроля обычной поставки, должно быть сокращено до 4 – 5 [23].
Мероприятия
по совершенствованию
При этом существенная доля (до 20 - 30%) предприятий и компаний, имеющих стабильную многолетнюю таможенную и налоговую репутацию, будет подвергаться мерам таможенного контроля (особенно таким "тяжелым", как таможенный досмотр, запрос дополнительных документов и сведений) в крайне редких случаях (количество контрольных операций в отношении таких участников может сократиться на 70%). При этом дифференциации (оценке и проверке репутации) будут подвергаться все участники цепочки поставок (перевозчики, отправители, получатели, контрактодержатели, таможенные представители, владельцы складов), а не только декларанты [23].
В качестве ориентиров для служб можно ввести количественные показатели. Например, общее количество таможенных досмотров не должно превышать 10% партий при импорте и 5% партий при экспорте. В случае если эти показатели превышаются, то таможенные службы совместно или каждая таможенная служба в отдельности корректируют СУР, уточняя области или индикаторы риска таким образом, чтобы избавиться от неэффективных рисков и вернуть количество досмотров в приемлемые пределы.
Вместе с тем должна быть усилена административная и фискальная ответственность тех участников ВЭД, которые не выполняют нормы таможенного законодательства и тем самым злоупотребляют доверием государства.
"Таможня
на доверии" не означает
бесконтрольности и
Основной внимание в контрольных операциях необходимо сосредоточить на контроле после выпуска товаров [20].
Необходимо обеспечить единообразную правоприменительную практику применения таможенного законодательства, что позволит перейти от автоматизации деятельности должностных лиц таможенных органов к автоматизации реализации отдельных таможенных операций, когда должностные лица таможенных органов привлекаются только при срабатывании системы управления рисками или при иных обстоятельствах, требующих принятия решения должностным лицом.
Распространение такого подхода на реализацию всех таможенных процедур позволит получить целый ряд положительных эффектов, например:
исключается прямое взаимодействие должностных лиц таможенных органов с заинтересованными лицами при документальном контроле;
должностные лица таможенных органов будут отвечать за конкретные таможенные операции при срабатывании системы управления рисками или иных обстоятельствах;
высвобождается большое
Совместная реализация рассмотренных инновационных подходов позволит обеспечить переход от использования в таможенных органах учетных, статистических, информационно-справочных и информационно-расчетных систем, выполняющих запросы должностных лиц таможенных органов, к применению автоматических и интеллектуально-управляющих информационных систем, контролирующих выполнение таможенных процедур и обеспечивающих совместно с должностными лицами таможенных органов проведение таможенного оформления и контроля.
В заключение необходимо подчеркнуть, что достижение сформулированных стратегических целей и получение обозначенных результатов возможно только при совместной постоянной конструктивной работе должностных лиц ЕЭК, таможенных и иных государственных органов государств- членов ТС, а также добросовестных участников ВЭД.
Совместными усилиями вполне возможно:
во-первых, сделать электронное декларирование действительно электронным декларированием, а не электронной копией бумажного декларирования;
во-вторых, реализовать принципы "одного окна", "однократного представления сведений" и "одной остановки", являющиеся основополагающими принципами при упрощении таможенных формальностей без снижения заданного уровня обеспечения национальной безопасности государств- членов ТС [22].
В настоящее время таможенная служба Республики Беларусь внедряет инновационные технологии во все сферы своей деятельности. Использование современных ИТ в деятельности таможенных органов Республики Беларусь, в том числе электронного декларирования, помогает совершать и облегчает сам процесс таможенного оформления и таможенного контроля, повышает пропускную способность таможенной границы Республики Беларусь. Участие в системе электронного декларирования позволит предприятиям подавать таможенную декларацию в электронном виде с использованием глобальной сети Интернет (фактически не выходя из рабочего кабинета). Электронное декларирование делает процесс таможенного оформления товаров прозрачным, формализует контакт с инспектором таможни и, таким образом, минимизирует влияние субъективного фактора ошибок или злоупотреблений при проведении таможенных операций. В результате этого существенно улучшается обслуживание участников ВЭД, сокращаются расходы, связанные с таможенным оформлением товаров. В таможенных органах используются такие автоматизированные системы как «ГАЛАКТИКА» («Закупка», «Складской учёт», «Продажа: сбыт, оказание услуг», «Консигнация: прием, отпуск», «Производство», «Уплата таможенных платежей»); «Декларант» (автоматизированная система, позволяющая формировать электронные таможенные документы любого типа (ГТД, ДТТ, КТС, ДТС)); АИС «ДОКА», АС «Контроль доставки»; АС «СЭЗ» ( автоматизированная система, основной задачей которой является формирование отчетов, предоставляемых в таможенные органы Республики Беларусь); АРМ «ПТО»; АРМ «БТС: Специалист»; ПМ «Таможенный перевозчик» и др. В отдельных таможнях на базе компьютерной техники разработаны и внедрены автоматизированные информационные окна, позволяющие гражданам более быстро и подробно получать информацию по интересующим их вопросам. Расширена практика использования телефонных «горячих линий», регулярных выступлений в СМИ руководителей таможенных органов, их встреч с населением по месту жительства и с коллективами работников предприятий. При необходимости граждане могут оставить свои записи в книгах замечаний и предложений. Все замечания и предложения рассматриваются в установленные сроки. О принятом решении заявитель информируется письменно [25].
В 1995 году было подписано Межгосударственное Соглашение о единстве управления таможенными службами Беларуси и России. К настоящему времени создана система контроля, в основе которой лежит информационное взаимодействие белорусских и российских таможенников, которая позволила исключить контроль и таможенное оформление на внутренней белорусско-российской границе. В рамках формирования единого таможенного пространства упрощены таможенные процедуры, чтобы участники ВЭД как можно меньше замечали таможню (система “красных” и “зеленых” коридоров, принцип свободы транзита, упрощение процедуры таможенного оформления транзитных грузов, внедрение Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства (ЕАИС)) [25].
1 апреля 2009 года вступили в силу
новые правила проведения и
контроля внешнеторговых
В Республике Беларусь уже достаточно развита система электронного декларирования.
Одновременно развитие системы электронного декларирования идет по пути расширения ее функционала. Так уже до окончания 2012 года будет обеспечено производство таможенных операций с использованием электронных таможенных документов при помещении товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства, уничтожения, временного ввоза, переработки для внутреннего потребления, переработки на/вне таможенной территории. В 2013 году планируется реализовать таможенную процедуру беспошлинной торговли, а в 2014 – полностью завершить реализацию в Национальной автоматизированной системе электронного декларирования (НАСЭД) всех таможенных процедур (оставшаяся процедура – свободного склада). Данная последовательность закреплена в Программе мер по реализации Основных направлений развития таможенной службы Республики Беларусь на период до 2015 года, утвержденной приказом Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь [9].
Как уже неоднократно подчеркивалось в работе, информационные таможенные технологии за последние десять лет стали неотъемлемой частью таможенной деятельности. Эффективное решение стоящих перед таможенными органами задач на современном этапе развития международной торговли невозможно без применения информационных систем и технологий. Передовые таможенные службы стремятся к их всемерному развитию, а правительства выделяют значительные суммы на реализацию проектов "электронная таможня" (общепринятый термин – eCustoms).
Информация о работе Информационные технологии в таможенных органах Республики Беларусь