Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 15:23, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить сущность инновационной деятельности предприятия.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть теоретические основы категории «инновационная деятельность»;
- выявить факторы, влияющие на инновационную деятельность предприятий;
- рассмотреть показатели инновационной деятельности.
Введение……………………………………………………………………………...…3
1 Теоретические аспекты инновационной деятельности предприятия………......…5
Понятие, сущность и виды инновационной деятельности предприятия……….5
Факторы, препятствующие и способствующие инновационной деятельности…………………………………………………………….………….9
Показатели инновационной деятельности организации……………………….11
Расчёт экономических показателей деятельности промышленного предприятия…………………………………………………………………….….17
Расчет стоимости оборудования и производственных помещений………...…17
Расчет потребности в оборотных средствах………………………………….…18
2.3 Расчет потребности в трудовых ресурсах…………………………………….…22
2.4 Расчет фонда оплаты труда и производительности труда…………………...…25
2.5 Расчет себестоимости продукции………………………………………..………28
2.6 Расчет цены, прибыли и уровня рентабельности………………………….……34
2.7 Расчет капитальных вложений и экономического эффекта от их использования…………………………………………………………………………36
2.8 Расчет показателей эффективности использования капитала………………….37
Выводы………………………………………………………………………………40
Список использованной литературы………………………………………………43
Технико-экономические факторы, способствующие инновационной деятельности: наличие резерва финансовых и материально-технических средств, наличие необходимой хозяйственной, материальной и научно-технической инфраструктуры, поощрение за инновационную деятельность.
Юридические факторы, препятствующие инновационной деятельности: ограничения со стороны законодательства.
Юридические факторы, способствующие инновационной деятельности: законодательные меры (льготы), поощряющие инновационную деятельность.
Организационно-управленческие
факторы, препятствующие инновационной
деятельности: устоявшиеся организационные
структуры; излишняя централизация
и консервативность управления; иерархические
принципы построения организаций; преобладание
вертикальных потоков информации; индикативность
планирования; ведомственная замкнутость,
трудность межотраслевых
Организационно-управленческие
Социально - психологические факторы, препятствующие инновационной деятельности: сопротивление изменениям, которые могут вызывать такие последствия, как изменение статуса, необходимость поиска новой работы перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения, сложившихся традиций; боязнь неопределенности; опасение наказаний за неудачу; сопротивление всему новому, что поступает извне.
Социально - психологические факторы, способствующие инновационной деятельности: моральное поощрение, общественное признание; обеспечение возможностей самореализации, творческого труда[3,c.400].
Побудительным механизмом развития инноваций, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка производители продукции или услуг постоянно вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки сбыта. Поэтому предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами.
Инновация является реализованным на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). В связи с этим необходимо подчеркнуть, что при всем разнообразии рыночных новшеств важным условием для их практической реализации в Вашем бизнесе является привлечение инновационных инвестиций в достаточном объеме.
Для оценки инновационной активности организации и ее инновационной конкурентоспособности в отечественной и зарубежной практике широко применяются показатели инновационной деятельности организации.
Такие показатели, можно разбить на следующие группы: затратные; показатели по времени; показатели обновляемости и структурные. Затратные показатели:
- удельные затраты на НИОКР в объеме продаж, которые характеризуют показатель наукоемкости продукции фирмы;
- удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау;
- затраты на приобретение инновационных фирм;
- наличие фондов на развитие инициативных разработок.
Показатели, характеризующие динамику инновационного процесса:
- показатель инновационности ТАТ, длительность процесса разработки нового продукта (новой технологии);
- длительность подготовки производства нового продукта; - длительность производственного цикла нового продукта.
Показатели обновляемости:
- количество разработок или внедрений нововведений-продуктов и нововведений-процессов;
- показатели динамики обновления портфеля продукции (удельный вес
продукции, выпускаемой 2, 3, 5 и 10 лет);
- количество приобретенных (переданных) новых технологий (технических достижений);
- объем экспортируемой инновационной продукции;
- объем предоставляемых новых услуг.
Структурные показатели:
- состав и количество исследовательских, разрабатывающих и других научно-технических структурных подразделений (включая экспериментальные и испытательные комплексы);
- состав и количество совместных предприятий, занятых использованием новой технологии и созданием новой продукции;
- состав и число творческих инициативных временных бригад, групп.
Наиболее часто используются показатели, отражающие удельные затраты фирмы на НИОКР в объеме ее продаж и численность научно-технических подразделений[15,с.302].
Широко используется показатель инновационности ТАТ, который происходит от словосочетания «turn – around time» («успевай поворачиваться»). Под этим понимают время с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отправки на рынок или потребителю в больших количествах. Реже используются в широкой печати другие показатели, например, структурные, показывающие количество и характер инновационных подразделений. Такие показатели обычно присутствуют в специальных аналитических обзорах[16,с.165].
Состав и структура сбалансированных показателей, определяющих условия и возможности развития инновационного потенциала организации определяются посредством систематического анализа составляющих стратегической карты с целью сопоставления действительного уровня отдельных потенциалов в определенный момент с существующими представлениями об этом уровне.
Исходным моментом состава и структуры сбалансированных показателей является определение современных внутренних возможностей организации в инновационной сфере с использованием экономических критериев. В зависимости от степени текущей обеспеченности организации материально-техническими и финансовыми ресурсами, а также наличия опыта внедрения новых технологий в хозяйственный оборот в дальнейшем осуществляется планирование направления будущего инновационного развития. Для реализации эффективного управления инновационной деятельностью на основе использования системы сбалансированных показателей необходима реальная оценка уровня инновационного потенциала организации на заданный момент времени и оценка его динамики в целях дальнейшего развития[2].
Инновационный потенциал определяется составом и уровнем развития составляющих стратегической карты организации, их взаимосвязями и способностью работать как единая система реализации нововведений. Поэтому для определения состава и структуры сбалансированных показателей развития инновационного потенциала организации необходимо вычленить составляющие стратегической карты, измерить потенциалы, выявить взаимосвязь между ними, и, таким образом, получить комплексный прогноз потенциального уровня инновационного потенциала этой организации[1,с.18].
Прогнозирование такой сложной категории как инновационный потенциал с помощью одного какого-нибудь показателя, не представляется возможным, и должно быть предложено большое число описывающих его сбалансированных показателей. Но основной проблемой измерения инновационного потенциала является не только выбор и определение значений этих параметров, но и оценка результатов измерений, возможность их использования на практике.
Важным моментом при определении состава и структуры сбалансированных показателей для прогнозирования условий и возможностей долгосрочного развития инновационного потенциала организации является, прежде всего, построение системы. Данная система сбалансированных показателей должна давать объективную оценку реального состояния инновационного потенциала исследуемой организации.
Кроме того, она должна учитывать отраслевые особенности протекания инновационных процессов, характеристики производственной системы, тип производства; также в системе должны быть показатели, отражающие наличие и качество основных стратегически важных для организации ресурсов, задействованных в инновационной деятельности, показатели прямо или косвенно указывающие на результативность использования имеющихся ресурсов организацией, задействованных в инновационной деятельности[4,с.12].
Важнейшее значение в условиях рыночной экономики имеют финансовые ресурсы, которые обеспечивают условия реализации остальных составляющих стратегической карты при прогнозировании инновационного потенциала и выполняют роль их количественной оценки. Финансовые ресурсы инновационного потенциала обеспечивают поступление средств для реализации инновационных процессов, создают стимулы и условия для разработки инновации, воздействуют на выбор тематики инновационных проектов в соответствии с потребностями функционирования и развития инновационной деятельности организации, способствуют эффективному формированию расходов на инновации. Показатели финансовой составляющей при определении состава и структуры сбалансированных показателей для развития инновационного потенциала организации характеризуют величину затрат на проведение НИОКР, приобретение новых технологий и нематериальных активов.
Определение состава и структуры сбалансированных показателей в рамках клиентской составляющей должно исходить из того, что целью создания и накопления необходимых ресурсов для организации, осуществляющего внедрение инноваций, является получение прибыли от реализации инновационной продукции, а также возможность создавать инновации на регулярной основе. Показатели данной группы косвенно определяют эффективность и рациональность систем организации и управления инновационной деятельностью в организации.
Использование в производстве
и инновационной деятельности результатов
научно-технической
Данная группа показателей может быть дополнена абсолютными показателями и анализом таких параметров, как имеющиеся в организации информационные системы управления, информационные технологии, степень их участия в инновационном процессе.
Вещественной основой состава и структуры сбалансированных показателей в рамках процессной составляющей являются материально технические ресурсы, которые определяют технико-технологическую базу потенциала, влияют на масштабы и темпы инновационной деятельности.
Во многих случаях именно
уровень процессной составляющей при
прогнозировании условий и
Важными показателями при
прогнозировании условий и
Кадровые показатели характеризуют обеспеченность инновационного процесса человеческими ресурсами, квалификационную структуру персонала, задействованного в создании и распространении инноваций[10,с.68].
Каждый представленный выше показатель обеспечивает полезную информацию о характеристиках исследуемой организации, использование системы показателей повышает обоснованность принятия управленческих решений в направлении развития инновационной деятельности организации. Основным достоинством системы сбалансированных показателей является ее простота в применении в сочетании с практической полнотой, содержащейся в ней информации.
Определение состава и структуры сбалансированных показателей развития инновационного потенциала организации предполагает ведение учета разного рода затрат и результатов, связанных с инновационной деятельностью, что способствует формированию массива информации аналитического характера и систематизации процесса сбора внутренней информации, необходимой для анализа и оценки инновационной деятельности.
Использование системы сбалансированных показателей оценки и развития инновационного потенциала любой организации позволит ее руководству реально оценить инновационные возможности при подготовке инновационных проектов и программ, избежать нерациональных затрат на нереализуемые проекты.
2 Расчет экономических
показателей деятельности
Информация о работе Исследование инновационной деятельности предприятия