Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 11:03, автореферат
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: разработка технологии каталитического риформинга бензина с блоком промежуточного разделения риформата и комбинированного процесса переработки бензиновых фракций, позволяющего получать современные высокооктановые автобензины с пониженным содержанием аренов.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1 Исследование влияния основных технологических параметров последней стадии процесса каталитического риформинга с межступенчатым разделением катализата на выход и качество риформата.
2 Изучение влияния качества сырья последней стадии на показатели процесса.
На правах рукописи
КОНДРАШЕВ ДМИТРИЙ ОЛЕГОВИЧ
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ РИФОРМИНГ С БЛОКОМ МЕЖСТУПЕНЧАТОГО РАЗДЕЛЕНИЯ РИФОРМАТА
Специальность 05.17.07 – «Химия и технология топлив и специальных продуктов»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата технических наук
Уфа - 2007
Работа выполнена на кафедре «Технология нефти и газа» Уфимского государственного нефтяного технического университета.
Научный руководитель доктор технических наук, профессор
Ахметов Арслан Фаритович.
Официальные оппоненты: доктор технических наук, профессор
Умергалин Талгат Галеевич;
кандидат технических наук
Георгиевский Владимир Юрьевич.
Ведущая организация ГУП «Институт нефтехимпереработки» РБ.
Защита состоится 21 февраля 2007 года в 11-30 на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.289.03 при Уфимском государственном нефтяном техническом университете по адресу: 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов,1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Уфимского государственного нефтяного технического университета.
Автореферат разослан «17 » января 2007 года.
Ученый секретарь
совета
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. В связи с ростом потребления высокооктановых автобензинов, вызванным значительным увеличением автомобильного парка населения, проблема оптимизации процесса каталитического риформинга бензина с целью повышения качества и выхода целевого продукта более чем актуальна в России, где доля риформатов в общем объеме бензинового фонда превышает 50 % об.
Кроме того, постоянное ужесточение экологических требований по содержанию ароматических углеводородов в неэтилированных бензинах стран Западной Европы (стандарты Евро-3, Евро-4) и наметившиеся похожие тенденции на отечественном бензиновом рынке заставляют российских производителей бензинов осуществлять постепенный переход к технологиям получения высокооктановых компонентов неароматического типа или с пониженным содержанием аренов.
Следовательно, разработка
технологии, позволяющей повысить выход
и качество риформатов, а также
имеющей возможность при
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: разработка технологии каталитического риформинга бензина с блоком промежуточного разделения риформата и комбинированного процесса переработки бензиновых фракций, позволяющего получать современные высокооктановые автобензины с пониженным содержанием аренов.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1 Исследование влияния основных технологических параметров последней стадии процесса каталитического риформинга с межступенчатым разделением катализата на выход и качество риформата.
2 Изучение влияния качества сырья последней стадии на показатели процесса.
3 Разработка принципиальной технологической схемы усовершенствованного процесса каталитического риформинга с блоком межступенчатого разделения риформата.
4 Исследование влияния основных технологических параметров на процесс гидрирования отдельных фракций полученных риформатов.
5 Исследование влияния качества сырья на показатели указанного процесса гидрирования.
6 Разработка принципиальной схемы осуществления комбинированного процесса переработки бензиновых фракций.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА:
1 Предложен способ каталитического риформинга бензина с блоком межступенчатого разделения катализата, позволяющий повысить выход риформата (на 6,8-9,1% масс.) за счет заметного усиления реакций дегидроциклизации алканов сырья последнего реактора по сравнению с реакциями гидрокрекинга. Указанное увеличение доли реакций дегидроциклизации (в 3-15 раз) вызвано снижением закоксовывания активных центров катализатора в последнем реакторе ввиду извлечения из его сырья хвостовой фракции, содержащей значительное количество наиболее высокомолекулярных аренов (до 98,5 % масс.), которые являются активными коксогенами.
2 Предлагаемая технология
3 Установлено, что при
4 Показано, что предложенное
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ
Технология каталитического
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные результаты работы докладывались и обсуждались на 54-й и 55-й научно-технических конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых УГНТУ (Уфа, 2003; 2004), научной конференции аспирантов, молодых преподавателей и сотрудников вузов и научных организаций «Молодежная наука – нефтегазовому комплексу» (РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, Москва, 2004), научной конференции «Перспективы развития химической переработки горючих ископаемых» (Санкт-Петербург, 2006).
ПУБЛИКАЦИИ. По теме диссертации опубликовано 16 работ, в том числе 5 статей, 2 патента РФ на изобретение и 9 тезисов докладов.
ОБЪЕМ РАБОТЫ. Диссертационная работа состоит из введения, 4 глав, основных выводов, списка литературы и приложения. Работа изложена на 140 страницах, содержит 22 рисунка, 36 таблиц и список литературы из 137 наименований.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В первой главе рассмотрены роль и значение процесса каталитического риформинга в нефтеперерабатывающей промышленности мира и России, влияние основных факторов процесса на качество и выход целевой продукции риформинга, а также наиболее распространенные и эффективные модификации данного процесса, применяемые в России и за рубежом.
Анализ зарубежной и
отечественной литературы показал,
что совершенствование
Тем не менее, согласно данным литературных источников, даже осуществление данных мероприятий по модернизации каталитического риформинга бензинов является недостаточным, так как, несмотря на использование высокоактивных и селективных катализаторов, эффективного реакторно-регенераторного оборудования и заметное снижение давления водорода в современном риформинге, в последнем реакторе риформинга все еще происходит значительный гидрокрекинг сравнительно высокооктановых пентановых и гексановых углеводородов, что влечет за собой нежелательные потери катализата по выходу (до 8-9 % масс. на сырье).
Кроме того, понижение давления водорода, с одной стороны, снижающее долю реакций гидрокрекинга углеводородов бензиновой фракции и, следовательно, увеличивающее выход жидкого продукта, с другой стороны, препятствует гидрокрекингу низкооктановых алканов нормального и слаборазветвленного строения с числом атомов углерода 7 и более, тем самым ухудшая антидетонационные свойства риформата как компонента товарного автобензина.
Следовательно, необходимо использование такой технологии риформинга бензина, которая позволила бы повысить селективность его реакций в плане уменьшения гидрокрекинга ценных пентановых и гексановых углеводородов в последнем реакторе и одновременно увеличить конверсию (в том числе ароматизацию) низкооктановых алканов С7-С10 нормального и слаборазветвленного строения для повышения выхода и октанового числа риформата.
Одним из методов решения данной задачи является предлагаемый процесс каталитического риформинга с блоком промежуточного разделения риформата.
Помимо проблемы совершенствования процесса риформинга, в литературном обзоре диссертации был исследован вопрос получения автомобильных бензинов с пониженным содержанием ароматических углеводородов, отвечающих требованиям современных экологических норм России и Западной Европы (Евро-3). Были рассмотрены основные процессы производства высокооктановых низкоароматичных компонентов автобензинов: каталитическое алкилирование изобутана олефинами, получение оксигенатов, изомеризация легких бензиновых фракций, каталитический крекинг и гидроизомеризация бензолсодержащих фракций риформатов.
Анализ современного состояния производства автомобильных бензинов с улучшенными экологическими свойствами в России, выполненный на основе имеющихся литературных данных, показал, что для перехода российского бензинового рынка на стандарты Евро-3 и Евро-4 как для улучшения экологической ситуации в стране, так и для повышения на мировых рынках конкурентоспособности получаемых товарных бензинов необходима реструктуризация отечественного нефтеперерабатывающего комплекса в плане увеличения мощности вышеупомянутых процессов производства низкоароматизованных высокооктановых компонентов.
Однако резкое наращивание
мощностей процессов
Таким образом, с учетом значительных объемов производства риформатов, одним из реально осуществимых способов повышения экологичности российских автомобильных бензинов по содержанию ароматических соединений является переработка части данных отечественных риформатов в высокооктановые компоненты с пониженной концентрацией ароматических углеводородов путем комбинирования процессов ступенчатого каталитического риформинга и гидрирования отдельных фракций риформатов.
Во второй главе приведено обоснование объектов и методов исследований.
Каталитический риформинг (с межступенчатым разделением риформата и традиционный) и гидрирование проводились на лабораторной установке проточного типа, эксплуатируемой под повышенными давлениями водорода.
В качестве сырья последней стадии риформинга и процесса гидрирования использовался риформат (а также фракции, полученные на его основе) промышленной установки риформинга Л-35-5 Уфимского НПЗ (таблица 1), по содержанию аренов (около 60 % масс.) приблизительно соответствующий сырью последнего реактора установки Л-35-11/1000 (Ново-Уфимского НПЗ), представляющей собой наиболее распространенную разновидность современного отечественного риформинга.
Эксперименты по риформингу и гидрированию проводились на промышленном полиметаллическом платиносодержащем катализаторе риформинга RG-482. Опыты по изомеризации шестичленных нафтенов в пятичленные осуществлялись на катализаторе изомеризации легких бензиновых фракций СИ-2, а также цеолитсодержащем катализаторе гидродепарафинизации дизельного топлива HYDEX.
Таблица 1 – Характеристика сырья исследуемого ступенчатого риформинга и фракций, полученных на его основе
Показатель
|
Сырье (риформат I ступени) |
Фракция НК-85ºС |
Фракция 85-150ºС |
Фракция 150ºC-КК |
1 Групповой углеводородный Сумма н-алканов Сумма изоалканов |
10,9 25,0 |
28,6 54,3 |
7,7 24,8 |
0,5 0,7 |
Общая сумма алканов |
35,9 |
82,9 |
32,5 |
1,2 |
Сумма циклоалканов |
3,6 |
4,8 |
5,2 |
0,3 |
Общая сумма алканов и циклоалканов |
39,5 |
87,7 |
37,7 |
1,5 |
Сумма аренов |
60,5 |
12,3 |
62,3 |
98,5 |
2 Октановое число по исследовательскому методу (ОЧИМ) |
91,4* |
77,6 |
86,9 |
125,7 |
Информация о работе Каталитический риформинг с блоком межступенчатого разделения риформата