Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 11:03, автореферат
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: разработка технологии каталитического риформинга бензина с блоком промежуточного разделения риформата и комбинированного процесса переработки бензиновых фракций, позволяющего получать современные высокооктановые автобензины с пониженным содержанием аренов.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1 Исследование влияния основных технологических параметров последней стадии процесса каталитического риформинга с межступенчатым разделением катализата на выход и качество риформата.
2 Изучение влияния качества сырья последней стадии на показатели процесса.
Стадия изомеризации гидрогенизатов, по мнению ряда исследователей, предпочтительна тем, что дает возможность повысить октановое число данных продуктов гидрирования за счет структурной изомеризации шестичленных циклоалканов в пятичленные, обладающие более высокими октановыми числами смешения.
В настоящем исследовании была сделана попытка проведения вышеуказанной стадии изомеризации циклоалканов при пониженных температурах (190-250ºС). Однако было показано, что используемые катализаторы (RG-482, HYDEX, СИ-2) не способны обеспечить удовлетворительной изомеризации нафтенов (в плане термодинамически достижимых выходов) во всем диапазоне экспериментальных температур, что может быть объяснено как недостаточно высокими скоростями реакций изомеризации в условиях данных пониженных температур, так и стерическими затруднениями при формировании активных комплексов на поверхности вышеперечисленных катализаторов.
Тем не менее была исследована возможность использования полученных на первой стадии (стадии гидрирования) гидрогенизатов (таблица 2) в процессе компаундирования с остаточными фракциями исходных риформатов для получения высокооктановых компонентов автомобильных бензинов с пониженным содержанием аренов (до 42% об.).
В ходе данного исследования
процесса гидрирования и последующего
компаундирования полученных гидрогенизатов
с определенными фракциями
Результаты расчета октанового числа смесей остаточных фракций риформатов разработанного ступенчатого и традиционного риформинга с соответствующими гидрогенизатами головных фракций данных риформатов (например, НК-130ºС) показали, что в случае гидрирования (без последующей изомеризации циклогексанов в циклопентаны) головных фракций риформатов (обоих предлагаемых вариантов ступенчатого риформинга), содержащих практически весь бензол, толуол и 3-6% ксилолов (считая на весь риформат), удается получить практически полностью деароматизированные гидрогенизаты (при 3,0 МПа, 250-300ºС, 1 ч-1), которые при компаундировании их с соответствующими остаточными фракциями указанных риформатов (риформинга с блоком промежуточного разделения катализата) позволяют снизить суммарное содержание ароматических углеводородов в данных смесях до 42% об. (Евро-3) при сохранении октановых чисел выше 92 пунктов по исследовательскому методу и не менее 82 пунктов по моторному методу, что удовлетворяет требованиям к детонационной стойкости высококачественного автомобильного бензина АИ-92.
Аналогичное гидрирование отдельных фракций полученных риформатов стандартного риформинга не позволяет добиться сохранения относительно высоких октановых чисел (как в случае гидрирования продуктов ступенчатого риформинга) при снижении доли аренов (до 42% об.) в компаундах указанных гидрогенизатов и остаточных фракций риформатов, что подтверждает преимущество использования вышеприведенных риформатов ступенчатого риформинга при указанном гидрировании. Сходимость расчетных и экспериментальных данных достаточно велика, и погрешность составляет не более 2%.
Таким образом, все риформаты разработанного ступенчатого риформинга являются лучшим (в сравнении с традиционным процессом) сырьем реального процесса гидрирования с целью получения высококачественных компонентов автобензина АИ-92 с улучшенными экологическими свойствами, соответствующего требованиям европейского стандарта Евро-3 (содержание ароматических углеводородов не более 42% об).
1 Предложен способ
каталитического риформинга
2 Предлагаемая технология
риформинга дает возможность
производить более
3 Сопоставлены варианты проведения предлагаемого процесса ступенчатого риформинга. Вариант процесса с сохранением загрузки катализатора в последнем реакторе на уровне традиционного риформинга является более эффективным в плане получения высокооктановых риформатов. В то же время вторая разновидность данного процесса с загрузкой катализатора, уменьшенной пропорционально снижению расхода сырья в последнем реакторе, представляет интерес с точки зрения экономии (до 25%) дорогостоящего платиносодержащего катализатора и по показателю октан-тонн, как и в случае первого варианта, значительно превышает показатели традиционного риформинга бензина.
4 Установлено, что наиболее высокие показатели октан-тонн рассматриваемых вариантов ступенчатого риформинга достигаются при температуре риформинга в последнем реакторе 500ºС.
5 Показано, что обе предлагаемые разновидности риформинга с межступенчатым разделением риформата по показателю октан-тонн значительно превосходят традиционный процесс (на 9,2-11,9 пункта).
6 Предложен способ межступенчатого разделения риформата в процессе комбинированной переработки бензиновых фракций путем риформинга и последующего гидрирования риформатов, отличающийся от известных тем, что позволяет снизить коксообразование и повысить ароматизацию алканов сырья в последнем реакторе риформинга и, как следствие, получить более высокооктановые компоненты автобензинов с пониженным содержанием ароматических углеводородов, отвечающие требованиям европейского стандарта Евро-3.
7 Показано, что производство компонентов автобензинов с пониженным содержанием аренов (42 % об.) и октановыми числами выше 92 пунктов по исследовательскому методу и более 82 пунктов по моторному методу на базе риформатов ступенчатого риформинга, предлагаемого в данной диссертации, возможно при гидрировании головных фракций риформатов без изомеризации полученных шестичленных циклоалканов в пятичленные.
8 Показано, что наилучшим сырьем процесса гидрирования, дающим возможность получить наиболее высокооктановые гидрогенизаты, являются фракции риформатов предлагаемого ступенчатого риформинга, проводимого при меньшей объемной скорости подачи в последнем реакторе.
9 Установлено, что оба варианта исследуемого ступенчатого риформинга при комбинировании их с вышеупомянутым процессом гидрирования позволяют получить более качественные продукты по сравнению с использованием традиционного риформинга в той же схеме.
Основное содержание диссертации опубликовано в 16 научных работах, из которых № 7 и 8 – патенты РФ на изобретение, № 3-4 включены в список ведущих научных журналов и изданий, публикуемых в Российской Федерации в соответствии с требованиями ВАК Минобразования и науки РФ:
1 Кондрашев Д.О., Ахметов А.Ф. Оптимизация
процесса каталитического
риформинга бензина путем применения
блока межступенчатой ректификации риформата//Нефтегазовое
дело.- 2006. -http://www.ogbus.ru/authors/
2 Кондрашев Д.О., Ахметов А.Ф.
Совместное применение
технологии межступенчатой ректификации
риформата и процесса РЕГИЗ для получения
компонентов бензинов с улучшенными экологическими
свойствами //Нефтегазовое дело. - 2006. - http://www.ogbus.ru/authors/
3 Кондрашев Д.О., Ахметов
А.Ф. Совершенствование
4. Кондрашев Д.О., Ахметов
А.Ф. Использование процесса
5 Ахметов А.Ф., Кондрашев Д.О. Новая технология производства экологически чистых бензинов // Перспективы развития химической переработки горючих ископаемых: материалы научно-технической конференции.- СПб, 2006.– С. 124.
6 Кондрашев Д.О., Ахметов
А.Ф., Яковлев А.А. Снижение
7 Пат. РФ № 2280062. Способ получения высокооктанового бензина / Д.О.Кондрашев, А.Ф.Ахметов; 19.05.2005.
8 Пат. РФ № 2280063. Способ получения высокооктанового бензина / Д.О.Кондрашев, А.Ф. Ахметов; 19.05.2005.
9 Яковлев А.А., Кондрашев
Д.О., Ахметов А.Ф.
10 Кондрашев Д.О., Ахметов А.Ф. Процесс каталитического риформинга бензина с промежуточным разделением реакционной смеси // Современное состояние процессов переработки нефти: материалы научно-практической конференции. - Уфа: Изд-во ГУП ИНХП, 2004. - С.156.
11 Яковлев А.А., Кондрашев Д.О., Ахметов А.Ф., Касьянов А.А. Технология получения бензинов каталитического риформинга с улучшенными экологическими свойствами // Современное состояние процессов переработки нефти: материалы научно-практической конференции. - Уфа: Изд-во ГУП ИНХП, 2004. - С.155.
12 Кондрашев Д.О., Ахметов А.Ф., Касьянов А.А. Новые аспекты процесса гидроизомеризации риформатов // Современное состояние процессов переработки нефти: материалы научно-практической конференции. - Уфа: Изд-во ГУП ИНХП, 2004. - С.159.
13 Кондрашев Д.О., Ахметов А.Ф. Использование математической модели в исследовании кинетических закономерностей процесса каталитического риформинга // Молодежная наука – нефтегазовому комплексу: тезисы докладов научной конференции.–М.:РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2004. - С.19.
14 Кондрашев Д.О., Ахметов А.Ф. Технология каталитического риформинга бензина с блоком межступенчатого разделения риформата // Молодежная наука – нефтегазовому комплексу: тезисы докладов научной конференции. – М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2004. - С.20.
15 Кондрашев Д.О., Ахметов
А.Ф. Использование
16 Кондрашев Д.О., Ахметов
А.Ф. Установка
Информация о работе Каталитический риформинг с блоком межступенчатого разделения риформата