Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:42, контрольная работа
Вопрос №46. Формы инновационного менеджмента
Инновац. активность и глоб. информатизация экономики изменили принципы организации компаний и корпорац., кот. формиров. на протяж. всего XX столетия.
Своеобраз. новых организ. форм определяется необходим. сочет. актив. конкур. с отношениями партнерства и индивид. творчества.
Новыми организац. формами такого взаимод. явл. различ. виды предприним. ассоциаций и межфирменных альянсов - от временных краткосрочных соглашений до крупнейших финансово-промышленных групп. Научно-исследоват. центры в рамках таких ассоциаций решают проблемы принципиально нового инновац. развития, связанного с формир. новых технологич. укладов.
Понятие инновация ввел Шумпетер в работе «Теория экономического развития»(1911). Тогда еще не говорилось об инновациях, а речь шла о новых комбинациях изменений в развитии. В нашей стране об инновации как инструменте и методе социально-экономического развития впервые заговорили в к.70-н. 80 гг. Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике в 80-90 г как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение».
Усиление конкуренции стало одним из факторов возникновения и становления инновационного менеджмента. Инновации, т.е. новшества или нововведения, связывают в настоящее время с различными сторонами деятельности предприятий и рассматривают их как элемент развития.
Одной из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации. Основными элементами инновационной среды являются: собственно инновации, т.е. совокупность научных и научно-технических результатов или продукт интеллектуального труда; товаропроизводитель конкурентоспособной продукции, который выступает в качестве потребителя тех или иных новшеств; инвесторы, обеспечивающие финансирование всего комплекса работ по обеспечению товаропроизводителя требуемыми новшествами; соответствующая инфраструктура, позволяющая решать возникающие в этом процессе проблемы - управление процессом создания новых знаний; управление творческим потенциалом организаций и тд.
Наряду с традиционными стратегиями, в последнее время получает распространение инновационная стратегия развития. Такая стратегия базируется на 2 основных взаимосвязанных принципах развития: новшества; разрушения и изменения.
Новшества вызывают творческое разрушение. С одной стороны, новшества – причина развития, т.е. они носят творческий характер, а с другой – они же инициируют разрушение, устраняя старые, традиционные структуры и , предлагая вместо них, изменения социальной, технической или организационной системы.
Предметом изучения инновационного менеджмента являются кризисные состояния в организации и сопровождающие их процессы изменений, а целью деятельности менеджмента по инновациям – обеспечение безопасности в предкризисных, кризисных и посткризисных ситуациях.
Вопрос № 49. Нововведения как объект инновационного менеджмента
Новшество-новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности, предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования. Новшество может представлять собой новый материал, изделие, метод, технологию, услугу и т.д. Оформляется новшество обычно в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений и т.п.
Инновация (нововведение)
- новшество, ставшее предметом процесса
освоения, внедрения. Новшество становится
нововведением с момента
Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. В период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к коммерциализации и уже в новом качестве они выступают как нововведения. Известно, что переход от 1 качества к др требует затрат ресурсов (финансовых, трудовых и т.д.). Процесс перевода новшества в нововведение или инновации также требуют затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время.
Вопрос №50. Организация инновационного менеджмента
Инновац. организ. представляет собой сложную технико-экономическую и социальную систему, отражающую ее индивидуальность и специфику. Существуют различные подходы к построению организационных структур инновационных организаций. Все эти подходы условно можно разбить на две группы: органические и линейно-функциональные.
Органический подход к проектированию организации характеризуется умеренным использованием формальных правил и процедур; децентрализацией и участием персонала в принятии решений, определяемой ответственностью в работе; гибкостью структуры власти и ее небольшой иерархией.
Базой матричной организационной структуры является соединение положительных сторон линейно-функциональных и программно-целевых структур. В основе матричных структур лежат два типа программно-целевых структур: централизованный (программно-линейный) и координационный.
Для определения реальности выполнения конкретной инновационной деятельности необходимо постоянно проводить анализ своей структуры по двум основным аспектам. Первым Ю.П.Морозов предлагает назвать горизонтальной структурой организации, или способом группировки персонала в блоки, связанные между собой по горизонтали. Второй аспект относится к взаимоотношениям между уровнями менеджмента — это вертикальная структура организации.
В соответствии с методом дисциплинарной ориентации подразделения специализируются в определенных областях или направлениях деятельности. Выбор области специализации обычно устанавливается характером проблем.
Когда же общее назначение подразделения заключается в практической разработке инноваций и их подготовке к реализации на рынке, необходимы специалисты многих специальностей, тесно связанные с инженерно-технологическими работами — программная или продуктовая ориентация.
Рациональным вариантом здесь является организационная структура с ориентацией на программу, в которой каждая группа выполняет одну из задач, необходимую для осуществления программы в рамках всей организации.
Такая структура наиболее эффективна для организаций, занятых исследованиями, тесно связанными с разработками. В организациях, проводящих фундаментальные исследования, целесообразно использовать дисциплинарную структуру.
Исследования фундаментального характера, несмотря на целевую ориентацию, отделены от разработок — здесь применима этапно-фазовая структура. Такая структура почти не отличается от двух предыдущих, а скорее является их модификацией. Значительная часть работ в организации носит поисковый характер и не позволяет сформулировать требования к прототипу.
В смешанных структурах создаются группы специалистов одного профиля в качестве постоянной компоненты структуры, а также вводится механизм их привязки к программной структуре. Эффективным средством оценки организационной структуры менеджмента инновационного коллектива служит моделирование ситуаций, которые могут возникнуть в процессе его работы. В процессе построения модели выделяют стадии ее построения.
Информация о работе Контрольная работа по "Инновационный менеджмент"