Методы поддержки малых инновационных предприятий в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 00:50, реферат

Краткое описание

Следует заметить, что во множестве развитых и динамично развивающихся стран применяются различные методы государственного стимулирования инновационной деятельности в секторе малых предприятий. Здесь и ряд государственных программ финансирования и технической поддержки инновационных разработок малых предприятий по тематике правительственных организаций. Кроме того, имеется множество законодательных, финансовых, налоговых и имущественных рычагов на государственном и региональных уровнях, способствующих развитию инновационной деятельности во всех сферах бизнеса.

Вложенные файлы: 1 файл

Методы поддержки малых инновационных предприятий в зарубежных странах.docx

— 24.50 Кб (Скачать файл)

 

 Осознавая необходимость наращивания экономического потенциала, правительства развитых и развивающихся стран вкладывают значительные средства в НИОКР, так США тратят на исследования и разработки $280 млрд. в год, Япония – $100 млрд., основные страны ЕС – $50 – $60 млрд. Китай с 1995 по 2002 год в четыре раза увеличил эти расходы – с $18 до $72 млрд., а в 2010 г. намерен на эти цели выделить $220 млрд. В то время как Казахстан тратит на эти цели порядка $20 млрд. (по данным за 2008 в год). Столь низкий уровень финансирования инновационной деятельности в нашей стране грозит катастрофическим отставанием в научно-технической сфере и как следствие – в социально-экономическом развитии. Такая ситуация, в первую очередь вызвана отсутствием внятной государственной научно-технической политики, подтверждённой практическим действиями на всех уровнях законодательной и исполнительной власти. Кроме того, в Казахстане до сих пор еще не сложился рынок свободного капитала, заинтересованного в венчурном инвестировании в мелкие и средние инновационные предприятия. Развитию венчурного финансирования мешает неразвитость правового обеспечения различных аспектов инвестиционной поддержки инновационной деятельности, слабое взаимодействие разработчиков и инвесторов, а также отсутствие развитой инфраструктуры венчурного финансирования (венчурные фонды, экспертные и консалтинговые службы, система патентования и защиты интеллектуальной собственности и др.). Многие разработчики плохо представляют весь процесс венчурного финансирования инновационной деятельности от начальных этапов вплоть до коммерциализации её результатов в рыночной экономике. Это обусловлено существующими проблемами законодательного характера и налогообложения, а также отсутствием необходимого количества опытных менеджеров для управления новыми венчурными компаниями. Усилия по стимулированию инновационной деятельности должны быть сконцентрированы на устранении основных причин незаинтересованности государства и бизнеса в долгосрочных инновационных проектах.

 

 Активность рискового  капитала может возрастать только когда становятся доступными источники долговременного финансирования, такие как пенсионные фонды и страховые компании. Для развития венчурного финансирования требуется разработка и реализация ряда следующих государственных инициатив:

 

 Создание правовой  основы для деятельности венчурных  фондов, а также для венчурного  инвестирования пенсионными фондами,  страховыми компаниями и др. кредитно-финансовыми  институтами; 

 

 Введение мировых стандартов  бухучета и обеспечение прозрачности  финансовой деятельности предприятий  с целью повышения их привлекательности  для инвесторов;

 

 Развитие информационной  среды, позволяющей малым инновационным  предприятиям и инвесторам находить  друг друга, а также стимулировать  кооперационные связи между малыми  и крупными предприятиями; 

 

 Разработка механизмов  финансового и налогового стимулирования  инновационной деятельности;

 

 Разработка мер финансового  стимулирования деятельности венчурных  инвесторов (налоговые льготы, государственные  гарантии и страхование инвестиций), вкладывающих средства в инновационные  и высокотехнологичные малые  предприятия; 

 

 Содействие повышению  профессионализма в области венчурной  деятельности путем обучения  специалистов в соответствующих  бизнес – школах и университетах; 

 

 С целью реализации  правительственных инициатив зарубежных  стран реализуются следующие  программы:

 

1. Развитие инфраструктуры  поддержки малых предприятий  путём создания государственных  организаций (корпораций, агентств) обеспечивающих практическую всестороннюю  производственную, научно-техническую,  финансовую, производственную и  материально-техническую поддержку  инновационных малых предприятий  (SMRJ, NSIC).

 

2. Организация территориальных  научно-исследовательских институтов, лабораторий, испытательных и  технологических центров, оснащенных  необходимым оборудованием для  изготовления опытных образцов, проведения комплексных исследований, испытаний и предоставления профессиональных  консультаций по заявкам инновационных  малых предприятий, а также  обладающих правом сертификации  новых продуктов и услуг в  соответствии с требованиями  стандартов ISO.

 

3. Создание информационно-поисковых  систем и баз данных по прогрессивным  технологиям и инновационным  разработкам, позволяющих заинтересованным  предприятиям быстро найти необходимые  технические решения и возможных  партнёров для их реализации  и/или финансирования.

 

4. Содействие в создании  региональных (городских) некоммерческих  общественных профессиональных  объединений (конструкторов, технологов, проектировщиков, программистов,  исследователей и т.д.) сотрудничающих  с местными структурами малых  предприятий в целях оказания  необходимых профессиональных услуг  предприятиям сектора малых предприятий  (JIDPO).

 

5. Создание центров технического  содействия по передаче знаний  и трансферту технологий для  малых предприятий при университетах,  НИИ и исследовательских лабораториях.

 

6. Организация и проведение  регулярных выставок и ярмарок  в различных городах страны  с демонстрацией наиболее эффективных  инновационных разработок с целью  осуществления деловых контактов  с возможными инвесторами, производителями  и потребителями вновь разрабатываемых  продуктов и услуг. Это позволит  ускорить продвижение многих  инновационных проектов обеспечить  их дальнейшую успешную коммерциализацию.

 

7. Создание венчурных центров поддержки малых предприятий по оказанию специализированных услуг по отбору перспективных инновационных проектов и их экспертизе, патентованию, особенностям выхода на фондовый рынок, юридическому и техническому консультированию по вопросам венчурной практики, сбору данных о новых перспективных разработках и талантливых специалистах и изобретателях, распространение опыта успешной коммерциализации инновационных разработок и формирование соответствующих баз данных.

 

8. Разработка программ, предусматривающих  объединение финансовых ресурсов  различных государственных ведомств  в целях выполнение НИОКР по  их тематике на конкурсной  основе силами малых предприятий,  предложивших реалистические инновационные  проекты по их осуществлению  (в США SBIR и STTR). Реализация таких  проектов осуществляется в 3 этапа.  На I этапе (длительностью 6 месяцев)  производится отбор наиболее  перспективных проектов и предоставляется  грант, подтверждается осуществимость  инновационного решения с получением  достаточных результатов для  заключения о целесообразности  дальнейшего проведения работ  и значительного увеличения капиталовложений  во II фазе. Затем во II фазе (длительностью  до 2 лет), исходя из научных и  технических достоинств разработки  по I фазе, предоставляется финансирование  в пределах 10 млн. руб. и завершаются  все исследовательские и проектные  работы с оценкой их коммерческого  потенциала. На III этапе осуществляется  коммерциализация разработок с  привлечением средств заинтересованных  государственных организаций и/или  частных фирм.

 

2. Разработка и реализация  программ по привлечению к  консультационной и наставнической  деятельности высококвалифицированных  специалистов, ныне находящихся  на пенсии, но имеющих возможности  для передачи своего опыта  и знаний молодому поколению  предпринимателей и специалистов  сектора малых предприятий. Это  особенно важно при освоении  новых производств и сложных  технологий (программа SCORE, применяется  во многих странах).

 

3. Программа государственных  закупок в секторе малых предприятий  инновационных разработок, результатов  НИОКР, высокотехнологичной и  наукоёмкой продукции, включающая  заключение контрактов государственными  предприятиями на соответствующие  инновационные разработки, НИОКР,  а также наукоемкие продукты  и услуги. Такие контракты обязательно  должны предусматривать: 

 

 получение исполнителем  необходимых результатов по решению  научно-технической проблемы, заявленной  заказчиком, в течение определенного  срока; 

 

 предоставление заказчиком  кредитования, необходимого исполнителю  на весь период выполнения  работ; 

 

 гарантии заказчика  на приобретение будущих результатов  работы исполнителя. 

 

4. Программа предоставления  государственных гарантий для  кредитования предприятий осуществляющих  модернизацию активной части  основных фондов, осваивающих новые  технологии или ведущих строительные  работы по реконструкции старых  или созданию новых производственных  площадей.

 

 Весьма интересным  направлением поддержки производственной  и инновационной деятельности  в секторе малых предприятий,  является использование опыта  высококвалифицированных специалистов (управленцев, инженеров, ученых, финансистов и др.) ныне вышедших  на пенсию и имеющих возможности  для применения своих знаний  и опыта. Практически во всех  развитых странах созданы консультационные  пункты, обслуживаемые специалистами  пенсионного возраста (Service Corps of Retired Executives - SCORE). Например, в США действует 389 таких консультационных пункта в которых сотрудничают 11400 специалистов-пенсионеров. Ежегодно эти пункты обслуживают свыше 400 тыс. клиентов. Аналогичные структуры действуют в странах ЕС, оказывая консультационную помощь с выездом на предприятия, в том числе и в страны СНГ в рамках программы TACIS (European Senior Service Network - ESSN). Этот мощный интеллектуальный резерв нашей страны может быть задействован при минимальных организационных усилиях и небольших финансовых затратах. Например, при местных структурах поддержки малых предприятий можно создавать локальные информационные базы данных о высококвалифицированных специалистах-пенсионерах проживающих в данном городе или районе и заинтересованных в активном сотрудничестве. По мере развития этой формы консультационных услуг, локальные базы могут быть интегрированы в более крупные базы с выходом в интернет. Очень интересен опыт оказания помощи сектору малых предприятий в разработке технической документации силами городских ассоциаций конструкторов и проектировщиков, на примере «Японской организации содействия промышленному конструированию» (JIDPO), действующей в Токио.


Информация о работе Методы поддержки малых инновационных предприятий в зарубежных странах