Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 12:03, курсовая работа
Инновация - это новшество, обладающее высокой эффективностью, которое является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации в виде новых или отличных от предшествующих объектов. Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность любого существующего процесса.
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретическая основа. Сформированные механизмы поиска идей. Описание методов. 5
1.1.Источники инноваций 5
1.2.Методы поиска идеи 10
1.2.1.Психологическая активизация творческого мышления 11
1.2.2.Методы систематизированного поиска идей 16
1.2.2.1.Метод контрольных вопросов 16
1.2.2.2.Метод фокальных объектов 18
1.2.2.3.Морфологический анализ Ф. Цвикки 23
1.2.3.Методы целенаправленного решения творческих задач. 25
1.2.3.1.ТРИЗ - теория решения изобретательских задач 26
1.3.Поиск идеи применительно к компании 32
ГЛАВА 2. Использование полученной информации на практике. Выявление реальной проблемы предприятия. Решения по её устранению. 35
2.1.Пример поиска идей на ЗАО «Монтажное управление №3» дочернее общество ОАО «Электроуралмонтаж» 35
2.1.1.Наставничество (коучинг) 37
2.1.2.Делегирование полномочий 40
Заключение 41
Список используемой литературы 42
Все методы этой группы направлены на преодоление психологических барьеров, препятствующих творческому мышлению. Наиболее широко известен метод «мозгового штурма», предложенный А. Осборном (США) ещё в 40-х годах. "Мозговой штурм" — это метод коллективного поиска новых идей, основная его идея — снятие боязни «ляпнуть что-нибудь не то» за счет того, что, во-первых, процесс генерации идей и их критика разделены во времени, во-вторых, требуется придумать как можно большее количество идей за ограниченное время, в-третьих, атмосфера всеобщего творчества эмоционально «заряжает» всех участников.
Собираем группу заинтересованных в создании супер-Солонки товарищей, запираем их в помещении. Кульминационный момент штурма — его пик, когда идеи начинают бить ключом, а краснолицые возбужденные участники орут, перебивая друг друга, что явно свидетельствует о раскрепощении их сознания. Все идеи фиксируются ведущим, их впоследствии оценивает группа «критиков». Согласно статистике, около 15 % идей должны оказаться перспективными для создания супер-Солонки.
Еще можно провести "Корабельный совет", который также является методом коллективного поиска идей, но отличается от «мозгового штурма» меньшей демократичностью и более строгим соблюдением установленных правил. Слово участникам по очереди предоставляет «Капитан» согласно их статусу. Свои соображения по поводу супер-Солонки высказывают последовательно помощник менеджера, менеджер, старший менеджер, главный менеджер и т.д.
«Капитан» задаёт вопросы, отбирает лучшие идеи, предоставляет слово для критики и подводит итоги. От «Капитана», главным образом, и зависит успех «Корабельного совета» — от того, насколько он сумеет настроить участников на активный поиск решения проблемы, создать деловую и творческую обстановку. «Корабельный совет» оказывается подходящим средством при решении проблем в экстремальных ситуациях, при дефиците времени, например, при условии, что в понедельник всех уволят, а лучше, вздернут на рее, если новой идеи получить не удастся.
К менее известным
методам психологической
Прямая аналогия — используются готовые решения аналогичных задач в других областях знаний, с последующей их адаптацией. Что может быть аналогом солонки, например, в медицине? Физраствор (та же поваренная соль, но растворенная в воде), который обычно вводится в организм через иглу из шприца или капельницы. Вот так уже полученна идея новой солонки с концентрированным солевым раствором, который выдавливается через узкое отверстие.
Личная аналогия — предлагается войти в роль изобретаемого объекта, сконцентрироваться на ощущениях и путях решения проблемы. Воображаем себя общепитовской солонкой с дырявой металлической крышкой на голове и прислушиваемся к внутренним переживаниям. Не очень приятно, когда тебя трясут вниз головой над тарелкой с горячим супом. Комфортнее находиться в естественном положении. Новая солонка должна иметь дозатор и отверстие с нижней стороны — нажимаешь сверху на кнопочку, снизу открывается крышечка и адекватная порция соли высыпается в тарелку. Очень интеллигентно.
Фантастическая (сказочная) аналогия или «Сказкотерапия» предлагает ввести в задачу фантастические средства или персонажи. Случилось это в те далекие времена, когда не было еще у людей солонок. И когда им нужна была соль, приходили они к великану Соленому утесу и откалывали от него огромными топорами куски каменной соли, а дома потом дробили эти куски молотком на более мелкие кусочки. В одной бедной семье кончилась соль, но некому было пойти к Утесу, потому что папа работал, а мама заболела. Тогда двое маленьких детей пошли к Утесу сами, да только не хвалило у них сил отколоть даже самого крошечного кусочка. Погоревали они сначала, а потом подумали и решили спеть Утесу частушки. Засмеялся Утес, захохотал, да так, что слезы брызнули из его глаз, и каждая слеза его превратилась в соленую бусинку. Собрали умные дети эти бусинки и отнесли их домой. Вот так и появилась на свет еще одна идея.
Пользоваться аналогиями не так уж легко, и, главное, этот прием не избавляет от мучительных творческих поисков. Существуют психотехники активизации творческого мышления.
Особенно эффективными для активизации творческого мышления могут быть техники НЛП (нейро-лингвистического программирования), и самой простой из них является «якорение ресурсов». Суть этой техники в том, чтобы сознательно и в нужный момент вызывать и использовать свои психологические ресурсы, например, состояния творчества, мастерства, совершенства. Для того чтобы создать «якорь», необходимо вспомнить случаи из своей жизни, когда такой ресурс проявлялся наиболее интенсивно. Для наших целей подходят ситуации, в которых мы легко генерировали блестящие решения, были переполнены творческими силами и вдохновением. Затем погружаемся в воспоминания, воспроизводим то свое ресурсное состояние и переживаем его заново. Выбираем якорь — своеобразная «контрольная точка», которая будет запускать нужное состояние. Это может быть тактильное ощущение, звук, зрительный образ.
Более глубинной техникой является рефрейминг. Слово "рефрейминг" дословно означает «вставить в новую рамку», оно используется в НЛП для обозначения процесса изменения восприятия ситуации. "Выход за рамки" своих и коллективных стереотипов — основа любого творчества. Для проведения рефрейминга нужна уже некоторая подготовка или помощь НЛПера, но и результаты, право же, того стоят.
Один из постулатов НЛП гласит, что то, что способен сделать хоть один человек на свете, способен повторить и другой. Последователи НЛП изучают творчество выдающихся деятелей и снимают с них модели. Очень полезной может быть Стратегия творчества Уоллта Диснея, описание которой можно найти в специальной психологической литературе. Суть ее в том, что как при «мозговом штурме», процесс генерации новых идей отделяется от их критики, чем снимаются внутренние барьеры. Уоллт Дисней мысленно расставлял по углам своей комнаты трех персонажей — Мечтателя, Критика и Реалиста. Затем воплощался поочередно в каждого из них. Встав на место Мечтателя, он придумывал новые идеи, предавался фантазиям. Переместившись в угол Критика, искал недостатки и слабые места, в пух и прах разбивая радужные замки Мечтателя. Переходя в угол Реалиста, Дисней взвешивал все «за» и «против» и искал оптимальный вариант. Эффективность такой стратегии доказана всей карьерой У. Диснея, проделавшего путь от бедного мультипликатора до создателя многомиллиардной империи и ставшего одним из самых успешных бизнесменов мира.
Ещё более глубинные техники, основанные на невероятных возможностях нашего подсознания, основаны на использовании трансовых состояний.
Тем же, кто не ищет лёгких путей, привык действовать осознанно и с опаской относится к вышеописанным манипуляциям, стоит использовать именно эти методы:
В качестве примера рассмотрения возьмём три наиболее распространённых и простых метода и опишем их более подробно:
Используется для того, чтобы с помощью задаваемых в определенной последовательности вопросов лучше понять проблему. Таких списков контрольных вопросов существует достаточное количество для разных областей деятельности. Воспользуемся одним из них:
Любая изобретательская
задача прямо или косвенно содержит
упоминание о существующем техническом
прототипе — объекте, который
необходимо усовершенствовать. С этим
прототипом связаны определенные укоренившиеся
представления. Поэтому в основе
одной из первых попыток повысить
эффективность метода проб и ошибок
лежала идея искусственного наделения
прототипа посторонними признаками.
В 20-х годах профессор
В 50-е годы метод был усовершенствован Ч. Вайтингом (США) и получил название метод фокальных объектов (МФО). Из условной задачи выделяют прототип, подлежащий усовершенствованию (фокальный объект), затем наугад выбирают из словаря, книги или журнала 4—6 случайных объектов. Составляется перечень свойств (5—8 наименований) каждого случайного объекта (отсюда и название метода: прототип как бы находится в фокусе линий, идущих от случайных объектов). Полученные сочетания развивают, пользуясь ассоциациями. Среди многих неудачных идей может оказаться и нечто полезное, новое, неожиданное, рис. 1.
МФО очень прост, полностью осваивается после одного-двух упражнений. Однако и результаты получаются весьма скромными. Как мы увидим в дальнейшем, ответы на сложные изобретательские задачи представляют собой сочетания разных изменений прототипа, между тем МФО дает простые (преимущественно одинарные) изменения. Одна из современных модификаций МФО, названная методом гирлянд и ассоциаций, подробно описана Г. Бушем [5, с. 46].
Рис. 1. Метод
фокальных объектов
Для целей рекламы использовние метода фокальных объектов необходимо проводить на основе ресурсов рекламируемого объекта, а не на основе использования случайных объектов. Ресурсы — это то, чем уже обладает рекламируемый объект: цвет, форма, наименование, функции и т.д. Перед решением задачи необходимо провести анализ ресурсов объекта, которые бывают:
– вещественными;
– полевыми;
– информационными;
– пространственными;
– временными;
– функциональными.
Поэлементный анализ объекта был предложен в начале 50-х годов инженером Пермского телефонного завода Ю. М. Соболевым. Если рассматривать объект как товар, с позиций рекламы, то анализ ресурсов целесообразно проводить так, как показано в табл. 3.
Таблица 3. Сводный перечень ресурсов объекта
Классификационный признак |
Определение |
Функциональные ресурсы |
Главная полезная функция (ГПФ) и дополнительные функции (ДФ 1, ДФ 2) |
Вещественные ресурсы |
Любые материалы, элементы, из которых состоит объект |
Полевые ресурсы |
Характеристики среды, в которых функционирует объект |
Временные ресурсы |
Временные промежутки технологического процесса, явления, которыми можно манипулировать при решении изобретательских или креативных рекламных задач |
Информационные ресурсы |
Информация об объекте, его пользователях, о прошлых модификациях и будущих возможностях, ориентированных на новые потребности пользователей |
После анализа ресурсов начинается процесс поиска других объектов со сходной характеристикой, а затем прототип (рекламируемый объект) объединяется с выбранным объектом в рекламном обращении. Назовем этот метод поиска новых идей в рекламе «Объединение систем». Модель «Объединение систем» на основе применения метода фокальных объектов приведена на рис. 2.
Рис. 2. Объединение
систем в рекламе
Использование этого метода поиска новых идей дает очень красивые и нестандартные решения в рекламе. Основа успеха — это проведение анализа ресурсов рекламируемого объекта и поиск другого объекта, ресурсы которого идентичны рекламируемому объекту. Объединение таких объектов в одном рекламном сообщении дает возможность более сильного эмоционального воздействия, а следовательно, служит прямым следствием экономической эффективности рекламы.
Теперь вернёмся к солонке.
Метод фокальных объектов — отличается простотой и неограниченными возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. Базируется он на установлении связей между фокусом и случайным словом и включает следующие процедуры:
Морфологический анализ создан швейцарским астрофизиком Ф. Цвикки, который применил этот подход в 30-е годы к решению астрофизических проблем и предсказал благодаря этому существование нейтронных звезд. Морфология — это раздел биологии, изучающий формы и строение живых организмов без рассмотрения их функционирования. Изучение формы и строения объектов (товаров), заимствованное из морфологии, успешно применяется для широкого круга задач, в том числе маркетинговых, связанных с проектированием новых товаров.