Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 12:03, курсовая работа
Инновация - это новшество, обладающее высокой эффективностью, которое является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации в виде новых или отличных от предшествующих объектов. Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность любого существующего процесса.
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретическая основа. Сформированные механизмы поиска идей. Описание методов. 5
1.1.Источники инноваций 5
1.2.Методы поиска идеи 10
1.2.1.Психологическая активизация творческого мышления 11
1.2.2.Методы систематизированного поиска идей 16
1.2.2.1.Метод контрольных вопросов 16
1.2.2.2.Метод фокальных объектов 18
1.2.2.3.Морфологический анализ Ф. Цвикки 23
1.2.3.Методы целенаправленного решения творческих задач. 25
1.2.3.1.ТРИЗ - теория решения изобретательских задач 26
1.3.Поиск идеи применительно к компании 32
ГЛАВА 2. Использование полученной информации на практике. Выявление реальной проблемы предприятия. Решения по её устранению. 35
2.1.Пример поиска идей на ЗАО «Монтажное управление №3» дочернее общество ОАО «Электроуралмонтаж» 35
2.1.1.Наставничество (коучинг) 37
2.1.2.Делегирование полномочий 40
Заключение 41
Список используемой литературы 42
Сущность
морфологического анализа заключается
в стремлении систематически охватить
все (или хотя бы главнейшие) варианты
структуры совершенствуемого
Метод включает следующие шаги:
1) выбирается объект или товар;
2) составляется список основных характеристик или частей объекта;
3) для каждой
характеристики или части
4) выбираются
наиболее интересные сочетания
возможных исполнений всех
Для целей рекламы использование этого метода предполагает использование следующих шагов:
1) определяется объект рекламирования: товар, торговая марка, предприятие;
2) составляется
список основных характеристик
объекта (атрибутов) и на
3) для каждой характеристики или атрибута торговой марки перечисляются преимущества, связанные с этой характеристикой или атрибутом;
4) выбираются наиболее интересные сочетания возможных исполнений и формируется концепция рекламного сообщения, в основе которой лежит творческая идея, на которой будет «держаться» вся рекламная кампания.
Анализ удобно
вести с помощью многомерной
таблицы, получившей название «морфологического
ящика», в которой выбранные
Таблица 4. Матрица поиска новых идей в рекламе на основе морфологического анализа
Типы впечатления / Потенциальные виды аргументации |
рациональная |
сенсорная |
социальная |
мнение эксперта |
использование отрицательных мотивов |
Впечатление от процесса использования |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Впечатление от результатов использования |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Впечатление от ситуации использования |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Использование юмора |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Довольно очевидны ограничения метода «морфологического анализа». Редко когда рекламируемый объект имеет множество равноправных характеристик: как правило, одни характеристики более важны, другие — менее; одни — главные, другие — подчиненные. Именно поэтому так необходимо перед началом поиска новой идеи провести полный анализ поставленной задачи и полный анализ ресурсов. При этом следует учесть, что для решения одной задачи можно создать несколько «морфоящиков», задавая по выбору основные искомые требования и их характеристики.
К этим методам относят два:
Первый метод разработан профессором Р. Коллером и его учениками (ФРГ) в 1975 г. и предназначен для синтеза технических систем (ТС) на новых принципах действия. В основе метода лежат три составляющих:
Но большее распространение получил метод ТРИЗ
Декларировалась ее автором Г.С. Альтшуллером как альтернатива многочисленным и малоэффективным методам активизации перебора вариантов, позволяющая "превратить процесс решения изобретательских задач в точную науку". Чем же на самом деле является ТРИЗ? Каковы ее реальные возможности и перспективы?
Краткая справка о классическом ТРИЗ
Теория решения изобретательских задач появилась в 60-х годах в СССР.
Основателем теории являлся Г.С. Альтшуллер (15.10.1926 - 24.09.1998) – писатель-фантаст, инженер, изобретатель.
ТРИЗ представляет собой набор методов, объединенных общей теорией. ТРИЗ помогает в организации мышления изобретателя при поиске идеи изобретения, и делает этот поиск более целенаправленным, продуктивным, способствует нахождению идеи более высокого изобретательского уровня.
В ТРИЗ в качестве
главного направления впервые стало
изучение и использование в
Основным
инструментом ТРИЗ являлся Алгоритм решения
изобретательских задач (АРИЗ). АРИЗ представляет
собой ряд последовательных логических
шагов, целью которых является выявление
и разрешение противоречий, существующих
в технической системе и препятствующих
ее совершенствованию. В своем развитии
АРИЗ имел ряд модификаций. Практическое
применение имели модификации АРИЗ-77 и АРИЗ-
В ТРИЗ используется ряд инструментов для решения задач. К ним относятся:
ТРИЗ задумывалась "как точная наука", но в действительности вышла несколько иная картина. Несомненным достоинством ТРИЗ стало то, что в ней была предпринята попытка использовать для решения изобретательских задач диалектические подходы, связанные с выявлением и разрешением противоречий. С этой целью в ТРИЗ был разработан специальный алгоритм (АРИЗ), представляющий собой последовательность логических процедур, направленных на представление решаемой изобретательской задачи в виде противоречий и ряд рекомендаций для их разрешения. Кроме того, в книгах по ТРИЗ приводилось большое число интересных примеров и задач, которые сами по себе имели большую познавательную ценность.
Однако Теория решения изобретательских задач имела ряд существенных изъянов, которые, очевидно, и привели к застою в ее развитии после смерти автора, а также к существенным сложностям в практическом ее применении. В чем же заключались эти изъяны.
В период своего активного развития (80-е годы прошлого столетия) указанные недостатки и ошибки успешно компенсировались энтузиазмом приверженцев ТРИЗ. ТРИЗ позволяет поставить творчество «на поток», напрочь лишает его налета мистики и таинственности, заменяя муки творчества и радости озарения очень технологичными, даже рутинными процессами, дающими на выходе нужный результат.
Хотя изначально ТРИЗ создавался для решения технических задач, его подходы оказались универсальными. В настоящее время ТРИЗ приобретает второе дыхание и новое развитие. На ее базе сформированы самостоятельные направления и школы, ТРИЗ-методики перекочевали из технической области в другие сферы, где особенно велика потребность в креативном мышлении. Особенно активно приложения, основанные на методологии ТРИЗ, используются для решения бизнес-задач, в маркетинге, рекламе, избирательных технологиях.
Даже отдельные элементы ТРИЗ очень эффективны и могут быть использованы для усиления других методов поиска идей. К примеру, один из ключевых алгоритмов ТРИЗ по преодолению противоречий может быть с успехом применен для обоснования идей, если они недостаточно реальны для воплощения в жизнь. Этот алгоритм известен под названием «Золотая рыбка». Его суть — в разделении ситуации на реальную и нереальную составляющие и разрешение этого противоречия.
Возьмем из морфоящика совершенно неграмотное сочетание: Соскабливается — из бумаги — плоская — сувенир, то есть используемая как сувенир плоская солонка из бумаги, соль из которой соскабливается.
Если соль нанесена
слоем;
если соль приклеена;
если соль — из памятного места, имеет
символическое значение.
Присоединяем полученные варианты к реальной составляющей. Получаем обоснованные идеи:
Таким образом можно любое сочетание, полученное из морфоящика, либо полученное в процессе мозгового штурма, вполне технологично перевести в область реальности. Этот же алгоритм можно с успехом применять для придания идеям «товарного вида», если в первозданном своем виде они не привлекательны.
Идеи (применительно к компании) – это любые новации, направленные на повышение эффективности ее деятельности и достижение стратегических целей:
Поскольку спектр возможных идей очень велик, необходимо разделить их на однородные группы в зависимости от содержания, степени новизны, затрагиваемых процессов деятельности компании, специфики реализации (табл.2).
Процесс прохождения идеи в компании – от возникновения до реализации – состоит из нескольких этапов.
Сначала автор кратко формулирует идею, используя шаблон, и передает ее на согласование. Координационный совет рассматривает концепцию идеи и сопоставляет ее с материалами, имеющимися в архиве (на данном этапе идея может быть дополнена наработками). Далее принимается решение о возможности реализации идеи, в результате чего либо начинается процесс реализации, либо идея помещается в архив. Как уже было сказано, идеи классифицируются по специфике реализации, и если реализация идеи требует участия большого количества трудовых ресурсов и больших затрат финансов и времени (проектная идея), принимается решение о начале процесса подготовки и реализации проекта; если же требуемые затраты ресурсов невелики (беспроектная идея) – сразу начинается упрощенный процесс реализации проекта.[2]
Таблица 2. Классификация идей в компании
№ п/п |
Базовые признаки идей |
Группирование по установленным признакам |
1 |
Внутренняя классификация |
1.агентская деятельность 2.операторская деятельность 3.маркетинг 4.управление финансами 5.управление персоналом 6.информационные технологии 7.другое |
2 |
Содержание идей |
1.технические 2.технологические 3.экономические 4.управленческие 5.организационные |
3 |
Степень новизны идеи |
1.Абсолютная (абсолютно новая идея,
которая не применялась ранее
нигде; при рассмотрении таких
идей будут проводиться: 2.Относительная (ранее не применялась в компании) 3.Частная (уже используется в компании, но обладает частной новизной для данного контекста – процесса, объекта, субъекта, подразделения, должности) |
4 |
Внутренняя специфика |
1.Проектные 2.Беспроектные |