Механизм реализации маркетинговой стратегии предприятия ТЭК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

Объективные тенденции глобализации современных экономических отношений предполагают не только усиление международной экономической интеграции России в энергетической сфере, но и получение реальных выгод от качественного изменения роли страны в мировой торговле энергоресурсами.

В этом контексте формирующийся мировой рынок энергоресурсов уже не может быть разделен национальными границами. От правильного понимания и учета во внутренней и международной практике тенденций мировой глобализации во многом будет зависеть, будут ли действительно реализованы интересы народов мира, не будет ли нарушен геостратегический баланс сил.

Энергетический фактор играет определяющую роль в обеспечении надежного функционирования экономики и социальной сферы страны, укреплении ее позиций на международной арене.

Содержание

Введение
1. Значение топливно-энергетического комплекса в мировом хозяйстве
2. Организация маркетинговой деятельности
3. Маркетинг в электроэнергетике
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Механизм реализации маркетинговой стратегии предприятиями ТЭК.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

      Содержание  

Введение 

1. Значение топливно-энергетического  комплекса в мировом хозяйстве

2. Организация маркетинговой деятельности 

3. Маркетинг  в электроэнергетике

Заключение 

Список использованной литературы  
 

 

      Введение  

     Объективные тенденции глобализации современных экономических отношений предполагают не только усиление международной экономической интеграции России в энергетической сфере, но и получение реальных выгод от качественного изменения роли страны в мировой торговле энергоресурсами.

     В этом контексте формирующийся мировой рынок энергоресурсов уже не может быть разделен национальными границами. От правильного понимания и учета во внутренней и международной практике тенденций мировой глобализации во многом будет зависеть, будут ли действительно реализованы интересы народов мира, не будет ли нарушен геостратегический баланс сил.

     Энергетический  фактор играет определяющую роль в обеспечении надежного функционирования экономики и социальной сферы страны, укреплении ее позиций на международной арене.

     Все процессы добычи и переработки топлива, производства, транспортировки и распределения электроэнергии охватывает один из важнейших межотраслевых комплексов - топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Он состоит из двух главных частей: топливной промышленности и электроэнергетики, а также инфраструктуры. Своеобразной особенностью ТЭК России является то, что он целиком базируется на отечественных ресурсах, по запасам которых страна занимает одно из первых мест в мире.

     Этот  комплекс является стержнем жизнеобеспечения любой страны, но для России ТЭК имеет особое значение, так как наша страна - северная (2/3 ее территории относится к зоне Севера) и поэтому значительная часть производимой энергии тратится на отопление, преодоление суровых климатических условий. Учитывая огромную протяженность России с востока на запад (почти 8 тыс. км), можно прогнозировать проблемы в организации работы транспортного хозяйства, где грузовые и пассажирские перевозки требуют огромных расходов энергии. В связи с этим затрачиваемое количество энергии на душу населения в России в 2-3 раза больше, чем в странах Европы.

     Основная  цель данной работы – рассмотреть  механизм реализации маркетинговой  стратегии предприятиями топливно-энергетического  комплекса.  

 

  1. Значение  топливно-энергетического комплекса в мировом хозяйстве
 

     Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) играет важнейшую роль в мировой экономике, т. к. без его продукции невозможно функционирование всех без исключения отраслей. Мировой спрос на первичные энергетические ресурсы (ПЭР) (к первичным энергоресурсам относятся нефть, газ, уголь, ядерная и возобновляемые источники энергии) в 1995—2015 гг. будет расти медленнее, чем в 80-е годы (без учета бывшего СССР), и эта тенденция сохранится в последующие десятилетия XXI в. Одновременно будет повышаться эффективность их использования, особенно в промышленно развитых странах.

     Как считают специалисты, в период 1995—2015 гг. общее потребление всех видов ПЭР в мире может возрасти примерно в 1,6—1,7 раза и составит около 17 млрд. т условного топлива (у. т.). При этом в структуре потребления доминирующее положение сохранится за топливно-энергетическими ресурсами органического происхождения (более 94%). Доля энергии атомных электростанций (АЭС), гидроэлектростанций (ГЭС) и других не превысит 6%. В общем, объеме производства и потребления ПЭР лидирующую роль сохранит нефть, на втором месте останется уголь и на третьем — газ.

     Как считают эксперты, производство и  потребление энергии атомных и гидроэлектростанций недостаточно, их роль в топливно-энергетическом комплексе мировой экономики еще невысока, а доля в топливно-энергетическом балансе мира не превышает 5,5%.

     Географически потребление энергии в мировом  хозяйстве складывается следующим образом:

-развитые  страны — 53%;

-развивающиеся — 29%;

-СНГ  и страны Восточной Европы  — 18%.

     Объем производства, и потребления первичных  энергоресурсов в мировой экономике имеет тенденцию к росту.

 

2. Организация маркетинговой деятельности 

      Организация      маркетинговой      деятельности      предприятия предполагает установление четкой последовательности и взаимосвязи действий, процедур, которая вытекает из определенных связей структурных подразделений предприятия. Целью деятельности является достижение коммерческого успеха фирмы.

      Система маркетинга предусматривает в качестве обязательного элемента разработку комплексной программы деятельности организации на 5-10, а иногда и более лет. Программа охватывает все этапы подготовки производства и сбыта соответствующих товаров.

      Компании  разрабатывают как долгосрочные (более 5 лет), так и краткосрочные программы. Годовые и квартальные программы производства и сбыта являются составной частью долгосрочных программ. Обязательное условие разработки и выполнения программ маркетинга – их регулярная корректировка с учетом изменения условий и перспектив развития рынка соответствующего товара.

      Маркетинговые решения включают:

- выбор конкретного товара;

- ценовую политику;

- место торговли;

- систему формирования спроса и стимулирования сбыта товаров.

      На  основе анализа информации о внутренних и внешних факторах создается представление о наиболее целесообразных стратегиях деятельности организации.

      Для того чтобы добиться успеха на рынке, фирмы должны активно использовать такой метод, как анализ потребителей. Изучение потребителей товаров производственного и потребительского назначения имеет определенные особенности, связанные с характеристиками покупателей и спецификой продукции. Существуют общие методические подходы к проведению исследований рынка: сегментация рынка; изучение мотивов спроса; оценка наиболее общих для данной группы потребителей способов приобретения товара и его использования; определение причин, побуждающих приобретать именно этот товар; оценка тенденций и причин изменения потребностей.

      Под сегментацией рынка понимается выделение групп потребителей, объединенных какими-либо характерными особенностями при выявлении спроса на определенный товар (услугу). Рынок рассматривается не как нечто однородное, а как совокупность различных сегментов, характеризуемых спецификой спроса различных групп потребителей.

      При сегментации потребителей товаров личного спроса критериями сегментации являются: уровень доходов; социальное положение; образование; возраст; место проживания и др.

      При сегментации покупателей товаров  производственного назначения учитывают показатели: масштабы предприятия (величина производственных мощностей); принадлежность к определенной отрасли; особенности технологических процессов; масштабы организации потребителя; требования к обслуживанию и прочие.

      Управление  процессом сегментации состоит  в принятии решений о количестве сегментов, их конкретном перечне, маркетинговых стратегиях, направленных на завоевание прочных позиций фирмы на определенном сегменте рынка. К проблеме сегментации существуют несколько подходов:

      1. Массовый маркетинг предполагает  выпуск для всех cегментов одного товара и обеспечение ему привлекательности с целью максимизировать сбыт и прибыль.

      2. Дифференцированный маркетинг ставит  на первое место производство  и сбыт нескольких товаров с разными свойствами, качеством, оформлением, отличающимися от товаров конкурентов.

      3. Целевой маркетинг ориентируется  на разработку «своих» товаров для нескольких сегментов (целевой сегмент).

      4. Концентрированный маркетинг сосредоточен на одном сегменте рынка.

      В маркетинге важно не только определить для себя сегменты рынка, но и отыскать в них нишу (место, не занятое или недостаточно используемое конкурентами).

      Выбор ниши и определение места товара по отношению к другим товарам называется позиционированием.

 

       3. Маркетинг в электроэнергетике 

      Топливно-энергетическая промышленность, как отрасль, имеет специфические особенности, накладывающие свой отпечаток на маркетинговые исследования. Следует заметить, что маркетинговым исследованиям в топливо- и электроэнергетике по разным причинам не уделяется должного внимания.

      Одной из причин является монополия организаций ТЭК в продаже электрической и отчасти тепловой энергии и монополия     электроэнергии    как   товара    (силовые    процессы, электрофизические и электрохимические процессы, освещение и другие).

       В связи с реформированием электроэнергетики монополизм предприятий отрасли уменьшается, развиваются новые технологии, возникают альтернативные варианты электроснабжения и теплоснабжения. Поэтому можно говорить о внутриотраслевой конкуренции предприятий электроэнергетики и о конкуренции альтернативных видов энергии и альтернативных источников электрической и тепловой энергии, создаваемых вне отрасли.

      Таким образом, усиливается необходимость  развития маркетинга на предприятиях ТЭК.

       Предприятия топливно-энергетического комплекса обеспечивают потребителям электроэнергии      присоединение    к     электрическим    сетям    их электроустановок, продажу электрической энергии и мощности.

        Для возможности присоединения к электрическим и тепловым сетям энергоснабжающих организаций потребителям приходится нести собственные затраты на присоединение.

      Предметом маркетинговых исследований предприятий  ТЭК должно быть изучение возможных затрат потребителей по подключению к питающим сетям, т.к. экономически необоснованные затраты вынудят потребителей прибегнуть к альтернативным решениям, что приведет к потере потенциальных покупателей.

      В теплоснабжении возможно применение других видов энергоносителей, например газа.

      При том же самом объеме электропотребления предприятия электроэнергетики заинтересованы в уменьшении потребляемой мощности и ее использовании вне пиковых нагрузок и особенно в ночное время. Этой цели можно достичь при оптимальном установлении и применении системы     тарифов.     В    этой    связи    изучение   особенностей электропотребления групп потребителей и отдельных крупных потребителей с целью согласования экономических интересов потребителей электроэнергии и энергоснабжающих организаций должно стать важнейшим направлением маркетинга в электроэнергетике.

      Экономия  тепло- и электроэнергии при ее потреблении представляет экономический интерес не только для потребителей, но и для предприятий ТЭК, т.к. развитие энергетических мощностей требует больших затрат, чем мероприятия по экономии электроэнергии при ее потреблении. Это направление работы маркетинговых подразделений в топливно-энергетической отрасли.

      Предприятия электроэнергетики с целью составления  программы своего перспективного развития должны изучать спрос на электроэнергию в целом и по отдельным сегментам рынка электроэнергии (группы потребителей).

      Группы  потребителей и конкретные потребители  имеют различную платежеспособность и по-разному могут реагировать на изменение тарифов на электроэнергию. Изучение платежеспособного спроса на электроэнергию и изучение эластичности спроса еще одно направление маркетинговых исследований в электроэнергетике.

      Сегментацию рынка электроэнергии можно проводить  по разным направлениям, определяя их конкретными условиями.

Информация о работе Механизм реализации маркетинговой стратегии предприятия ТЭК