Развитие инновационных технологических центров в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 12:32, реферат

Краткое описание

Целью моей работы является рассмотрение инновационной структуры России и перспектив её дальнейшего развития. На основе этой цели я сформировала задачи:
1. Рассмотреть понятия инноваций, инновационной инфраструктуры, инновационных центров и их видов.
2. Подробно рассмотреть организации, занимающиеся инновационной деятельностью.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ................................................................................................................................4
1.1 ЧТО ТАКОЕ ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА..............................................4
1.2 ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РАЗВИТЫХ И РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ: КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ..................................................................................................4
1.3 ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.................8
1.4 СУБЪЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ..............................................16
1.5 ИННОВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА РФ..............................................................................18
Выводы...................................................................................................................19
Глава 2. ИННОВАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ РОССИИ.................................................19
2.1. ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР «СКОЛКОВО»................................................................19
2.2. ЦЕНТР ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ МГУ им. М. В. Ломоносова...........................27
Выводы...................................................................................................................31
Заключение............................................................................................................33
Список использованной литературы...................................................................34

Вложенные файлы: 1 файл

полный реферат без титульника печать.docx

— 268.63 Кб (Скачать файл)

Основной задачей ЦТТ  является коммерциализации разработок, создаваемых в материнских организациях. Для решения этой задачи ЦТТ должны обладать возможностям оказания консалтинговых услуг по достаточно широкому спектру  вопросов - финансовых, экономических, маркетинговых, а также часто  и по внешнеэкономической деятельности.

Основные проблемы, которые  начали проявляться с началом  развития сети ЦТТ - в отсутствии квалифицированных  кадров для их комплектования. Зачастую менеджмент ЦТТ не знает, как организовать практическую работу по коммерциализации разработок, имеет слабое представление  о существующих возможностях. Если параллельно с созданием ЦТТ  не будут приняты меры по обучению персонала, эффективность работы создаваемой  сети будет невелика. Если же проблема кадров будет решена, ЦТТ могут  стать одним из важных структурных элементов, стимулирующих развитие инновационной деятельности в регионах.

 

Инфраструктура  подготовки кадров

Если более подробно рассмотреть  проблемы подготовки кадров, то следует  отметить целый комплекс проблем  в этой области. Как отмечалось выше, нарастают проблемы с кадрами, обеспечивающими  исследования и разработки, остро  стоит проблема нехватки среднего технического персонала и квалифицированных  рабочих. Проблемой предприятий, выпускающих  инновационную продукцию, в последнее  время является старение кадров, являющихся носителями ключевых технологий. Без  поступления молодых работников используемые технологии могут быть частично утеряны.

При развитии системы подготовки кадров необходимо обеспечивать сбалансированную подготовку кадров по всем направлениям, обеспечивающим инновационную деятельность. Тем не менее, в качестве одной  из основных проблем следует отметить, что в настоящее время большинство  промышленных предприятий (как крупных, так и малых) не обладает специалистами, которые могут грамотно обеспечить продвижение наукоемкой продукции  предприятий на рынок. Общая потребность  в таких кадрах составляет несколько  десятков тысяч человек. Проблему можно  решить, только организовав целенаправленную работу по подготовке таких кадров с горизонтом планирования 5-10 лет (время  на базовое обучение кадров и приобретение ими практических навыков работы).

В этой связи еще раз  следует отметить роль системы консалтинга. Поскольку обучение кадров процесс  достаточно длительный и инерционный, а время наступления необратимых  изменений на многих предприятиях, ориентированных на выпуск наукоемкой продукции, может оказаться меньше срока решения кадровой проблемы, следует предусмотреть создание и развитие системы консалтинга  для промышленных предприятий в  области инновационной деятельности и продвижения на рынки наукоемкой продукции. Эта система не повторяет  систему ЦТТ, хотя и должна работать с ней в тесной увязке, а обеспечивает разовый консалтинг по отдельным  вопросам, возникающим у предприятий. Возможно, эту систему целесообразно строить как систему экспресс обучения основам инновационных подходов.

На первом этапе (1-3 года) система консалтинга должна закрыть  потребность в информации в области  продвижения и маркетинга инновационной  продукции предприятий. Целесообразно  предусмотреть государственную  поддержку для этой системы на первые три-пять лет для того, чтобы  сформировать потребность у предприятий  в таких услугах (для предприятий  услуги должны иметь на первом этапе  символическую стоимость). Базой  для создания сети консалтинга могут  стать создаваемые в настоящее  время центры трансфера технологий, укомплектованные необходимыми специалистами. Для успешного решения проблемы обеспечения доступа к консалтингу, необходимо обеспечить поддержку работы таких центров со стороны местных  администраций. Создаваемые центры целесообразно связать их в единую сеть, обеспечивающую доступ к консалтинговым ресурсам других организаций - членов сети при отсутствии нужных специалистов в регионе. По оценкам количество центров консалтинга должно составлять несколько сотен из расчета 1 центр  консалтинга на 500 - 1000 промышленных предприятий.

 

Информационная  инфраструктура

В этой области существует достаточно разветвленная сеть организаций, включающая региональную систему государственных  центров научно-технической информации, структуры, поддерживающие малый бизнес, региональные информационные сети. Большое  количество информации по инновационной  проблематике размещено в интернете.

Сложившаяся система достаточно эффективно решает ряд проблем. Так  техническая информация сейчас доступна в больших объемах практически  по всем направлениям науки и техники. Не представляет особых проблем доступ к патентной информации. Основная информация, которая может оказывать  влияние на решение задач инновационного развития, и по которой существует значительный дефицит, связана с  информацией о рынках.

Еще одна группа вопросов информационного  обеспечения инновационной деятельности связана с доведением информации о новых разработках до потенциальных  пользователей, организация консультаций по их использованию.

В 2005-06 гг. в рамках Федеральной  целевой научно-технической программы (ФЦНТП) "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы предполагается создание сети информационно-аналитических  центров по приоритетным направлениям развития науки и техники, а также  по инновационной тематике. Предполагается также постановка работ по организации  сбора, анализа и систематизации информации о завершенных НИОКР  по регионам и в целом по России. Существенные усилия предполагается направить  на доведение информации о завершенных  НИОКР до заинтересованных потребителей. Эта работа будет проводиться, в  том числе на выставочных мероприятиях, поддерживаемых Минобрнауки России и Роснаукой.

В рамках ФЦНТП будут также  поддержаны работы по исследованию рынков и разработке бизнес планов организации  производств перспективной наукоемкой продукции.

 

Финансовая  инфраструктура

В настоящее время существует довольно много финансовых инструментов, однако статистические исследования показывают, что основным источником финансирования развития инновационных промышленных предприятий являются их собственные  средства. Банковский кредит пока остается слишком дорогим, а кредиты слишком  короткими для развития инновационной  деятельности.

Ресурсы госбюджета доступны в основном для крупных предприятий. Но даже для них масштаб обеспечения  бюджетными финансовыми средствами составляет не более 5-10% от необходимых  объемов. Развитие же МИП финансируется  в основном самими учредителями, их родственниками и знакомыми. Ограниченность таких источников приводит и к  торможению роста числа МИП.

 

Венчурное инвестирование, о котором в последнее время  ведется много дискуссий, до сих  пор остается экзотикой, и значимых успехов на этом направлении пока нет. По-видимому, это связано с тем, что наша промышленность пока не сформировала потребности в развитии венчурных подходов. В отличие от развитых стран, где венчурный бизнес обслуживает потребность крупных предприятий в перспективных разработках, большинство российских предприятий предпочитают производить такие разработки самостоятельно. На западе эта функция все чаще выносится вовне, то есть предприятия предпочитают покупать разработку, а не проводить ее своими силами - именно это становится основой венчурных подходов. У нас на большинстве предприятий имеется значительное количество собственных разработчиков, и в первую очередь предприятия стремятся загружать их, а не сторонние организации. Те немногие наши венчурные проекты, которые заканчиваются продажей созданных предприятий, показывают, что покупатели - это, как правило, зарубежные фирмы или инвесторы. То есть создание венчурных предприятий это работа на зарубежные рынки со всеми вытекающими отсюда сложностями. Еще одним важным обстоятельством является существующая у нас в настоящее время сложность "выхода" инвестора из создаваемого венчурного предприятия - это также не способствует развитию венчурного бизнеса.

Поскольку зарубежные схемы  венчурного финансирования плохо работают в российских условиях, целесообразно  подумать о разработке модификаций  схем венчурного финансирования, позволяющих  привлечь венчурное финансирование в условиях неразвитого фондового  рынка, избытка предложений по разработке НИОКР, неразвитой системы "выхода" из создаваемых венчурных предприятий.

Другой путь привлечения  рыночных денег в инновационные  предприятия - это ускорение инновационного цикла в части расширения масштабов  выхода предприятий на рынки с  готовой продукцией. Этот путь позволит уже существующим инновационным  предприятиям получить дополнительные ресурсы для вывода на рынки своих  новых разработок.

Еще одним источником финансирования инноваций является участие предприятий  в международных проектах. Расширение поступлений финансов из этого источника  возможно с развитием сети центров  трансфера технологий с участием иностранных партнеров

 

 

Сбытовая  инфраструктура

Одним из ключевых факторов конкурентоспособности современного предприятия является развитая сбытовая система. В силу объективных причин, связанных с историей развития российских предприятий, большинство из них  не обладает кадрами и навыками в  области сбыта наукоемкой продукции. Низкая востребованность наукоемкой продукции  со стороны российских промышленных предприятий, на которую часто ссылаются  как на одну из причин слабого развития инновационного сектора экономики, объясняется, с одной стороны, низкой платежеспособностью предприятий, а с другой - отсутствием информации о предлагаемых разработчиками возможностях, то есть активной работы по продвижению  инновационной продукции на рынки  со стороны ее производителей.

Еще более актуальна эта  проблема при выходе на мировые рынки. На внешних рынках практически отсутствует  даже исходная информация о продукции  российских инновационных предприятий, а следовательно, без серьезной  работы в этом направлении нельзя надеяться на радикальное изменение  ситуации с выходом наших предприятий  на мировые рынки наукоемкой продукции  и увеличения их доли с сегодняшних 0,3-0,5% до сравнимых с развитыми  странами величин.

В связи с этим, создание действенной системы продвижения  наукоемкой продукции российских предприятий  на внутренний и мировые рынки  является крайне актуальной задачей, определяющей успех всей программы перевода промышленности на инновационный вариант развития.

Классические методы продвижения (такие как участие в выставках, продажи через интернет), характерные  для традиционной продукции, плохо  работают для инновационной продукции, характеристики и потребительские  свойства на первых этапах продвижения  не знакомы потенциальным покупателям. Громадный дефицит квалифицированных  кадров для этой деятельности позволяет  считать обеспечение этого ресурса  ключевым, если не главным фактором ускорения инновационного развития экономики.

 
Таким образом, рассмотрение состояния инновационной инфраструктуры позволяет сделать вывод о том, что существуют серьезные дисбалансы в создании организаций инфраструктуры. Если по части направлений существует достаточно развитая система, то по другим работа практически не начата. Серьезной задачей на ближайшую перспективу является создание такой инфраструктуры инновационной деятельности, которая позволяет обеспечить необходимый баланс ресурсов инновационных предприятий.

 

1.4. СУБЪЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ

 
Субъектами  инновационной инфраструктуры в  РФ являются:

  • инновационно-технологические центры (ИТЦ) - субъекты инновационной инфраструктуры, осуществляющие совместные исследования с фирмами, обучение студентов, переподготовку и повышение квалификации обучающихся кадров основам инновационной деятельности;
  • технопарки - субъекты инновационной инфраструктуры, осуществляющие формирование условий, благоприятных для развития предпринимательства в научно-технической сфере при наличии оснащенной информационной и экспериментальной базы и высокой концентрации квалифицированных кадров; технопарк является формой территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений;
  • центры трансфера технологий - структурные подразделения организаций, обладающих инновационными разработками либо самостоятельные юридические лица, основная задача которых - коммерциализация разработок, создаваемых в материнских организациях (соответственно, в организациях, которым они оказывают услуги);
  • бизнес-инкубаторы (технологические инкубаторы) - субъекты инновационной инфраструктуры, созданные с целью образования новых предприятий, рабочих мест и экономического развития региона на основе комплексного метода организации инновационного процесса; различают субъекты трех типов: бесприбыльные - субсидируемые местными органами, организациями; прибыльные - частные организации; филиалы высших учебных заведений;
  • органы координации инновационной деятельности - организации, осуществляющие в пределах предоставленных полномочий руководство и координацию в области инновационной деятельности; обеспечивающие реализацию основных направлений государственной политики в сфере развития научно-технического комплекса и национальной инновационной системы, включая вопросы научной, научно-технической деятельности, а также развития высокотехнологичных секторов экономики;
  • венчурные фонды - фонды финансовых ресурсов, созданные с целью финансирования научно-технических разработок и рисковых проектов; источником финансовых ресурсов являются спонсорские взносы фирм и банков; обычно средства фонда распределяются между претендентами на инвестиции на конкурсной основе;
  • нанотехнологические центры - комплексы бизнес-единиц и бизнес-процессов, направленные на коммерциализацию технологий в области наноиндустрии на базе объединения лабораторного и технологического оборудования, а так же комплекса сервисов маркетинговой и бизнес-поддержки малых инновационных компаний;
  • центры коллективного пользования - исследовательские (технологические) центры, оснащенные специальным оборудованием;
  • центры научно-технической информации (ЦНТИ) - информационные службы в области науки и техники; основные задачи ЦНТИ – формирование информационных ресурсов научно-технического развития и организация их использования; обеспечение информационной поддержки науки, производства, управления, малого предпринимательства, инновационно-технологической деятельности; развитие рынка научно-технической продукции;
  • фонды финансирования НИОКР - фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок соответствующих федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, коммерческих организаций.

Информация о работе Развитие инновационных технологических центров в России