Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 13:07, реферат
Улучшение параметров технологий имеет определенные границы. Эти границы проявляются в процессе развития технологии во времени, а также в поведении технических характеристик в зависимости от затрат на ее совершенствование. Они называются технологическими пределами.
Необходимо отметить, что отдача инвестиций зависит от многих факторов, в том числе от технического потенциала нововведения. Рано или поздно происходит исчерпание этого потенциала и убывание отдачи. Это убывание хорошо описывается так называемой S-образной кривой
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА
МЕНЕДЖМЕНТА, МАРКЕТИНГА И ЛОГИСТИКИ
Студентки 4 курса
специальности (направление)
менеджмент
очной формы обучения,
группы 25М802
А. С. Зайцевой
Проверил: старший преподаватель
Т.В.
Шарапова
Тюмень
2012
Регистрационный
номер (кафедра)
________________
Оценка
(зачет/незачет)
________________
Улучшение параметров технологий имеет определенные границы. Эти границы проявляются в процессе развития технологии во времени, а также в поведении технических характеристик в зависимости от затрат на ее совершенствование. Они называются технологическими пределами.
Необходимо отметить, что отдача инвестиций зависит от многих факторов, в том числе от технического потенциала нововведения. Рано или поздно происходит исчерпание этого потенциала и убывание отдачи. Это убывание хорошо описывается так называемой S-образной кривой (S-образные кривые — обобщенное название семейства математических функций, в которое входят кривая Гомпертца, кривая Перла и ряд других) (рис. 1.1).
Смысл S-образной кривой заключается в том, что затраты на разработку новшества на начальной стадии его жизненного цикла дают низкую отдачу. Это означает, что прирост результата незначителен, причем под результатом могут пониматься различные характеристики данного новшества. Затем наступает опережающее увеличение результата по сравнению с затратами. Потом имеет место прогрессирующее замедление отдачи. Стадия опережающего роста как раз и соответствует положению, когда затраты находятся между точками а и с, т.е. инвестиционные затраты велики, но ощутима и их отдача.
На этапе зрелости инвестиции обеспечивают более низкую отдачу, чем на этапе роста. Они направляются, прежде всего, на совершенствование технологических процессов, осуществление и рекламу модифицирующих инноваций.
Для понимания того, находится ли процесс в стадии упадка, следует снова обратиться к S-образной кривой. Причем следует сравнивать кривые данной технологии и той, которая идет ей на смену и является конкурирующей.
Расхождение между двумя S-образными кривыми представляет собой технологический разрыв.
Технологический разрыв — это расстояние между параметрами результативности замещаемой и замещающей технологий, которое не может быть сокращено посредством увеличения затрат на развитие отстающей технологии.
Необходимо отметить, что, как правило, существует ряд конкурирующих технологий, каждая из которых характеризуется своей кривой. Это может быть три - четыре и более технологий, причем одни из них обороняются, а другие атакуют.
Задача состоит в том, чтобы вовремя распознать технологический разрыв и переориентировать инвестиции с разработки технологии I на разработку технологии II (рис. 1.2).
Сделать это зачастую очень непросто. Многие компании основные усилия прилагают к регулированию формы самой кривой, "делая" ее более крутой путем лучшей организации НИОКР, кооперации с другими фирмами. Нередко такое "улучшение" формы кривой и продвижение вдоль этой кривой достигается ценой повышенных расходов, что приводит к значительным альтернативным издержкам.
Компании, которые научились преодолевать технологические разрывы, поступают иначе и получают существенное конкурентное преимущество. Они вкладывают деньги в исследования, чтобы знать, где они находятся на соответствующих S-образных кривых по взаимозаменяемым технологиям и каких изменений в этом положении следует ждать в ближайшее время. Прилагаются усилия к определению максимально точных S-образных кривых, хотя зачастую достаточно иметь представление об общих контурах и пределах, чтобы сделать необходимые выводы. Известны случаи, когда незначительные по размерам компании конкурировали с крупными в результате использования прогрессивных замещающих технологий с "правильными" кривыми. Эти компании вовремя осознали необходимость концентрации усилий на разработке новых технологий, характеризуемых кривыми более высокого порядка.
Существует и другое понимание технологического разрыва — как периода (затрат) от одной технологии к другой (рис. 1.3). На наш взгляд, оба указанных подхода имеют право на существование.
Среди конкретных действий предприятия в период возможного приближения технологического разрыва могут быть следующие меры:
Последствия
их могут оказаться весьма серьёзными,
они способны повлечь за собой
бесконечную цепь коммерческих событий,
которые обернутся успехом для
одних и потерями – для других.
Зрелость технологии приближает технологический
разрыв, т.е. её приближение к пределу,
- вот что открывает для
Понимание существования технологических разрывов и стремление к их реализации на практике дали человечеству все известные преимущества в борьбе за выживание и более достойную жизнь. Этот список от каменного топора до современного вооружения, от изобретения колеса до авиалайнеров, от парусников до современнейших кораблей и т.д.
Компании типа «Хитачи», «IBM», «Дженерал Электрик», «Хьюлетт-Паккард» и ряд других, руководствуются принципом: нововведения неизбежны, но управляемы. А управление нововведениями – это именно тот ключ к поддержанию высокого уровня эффективности деятельности компании, которого ждут акционеры от деятельности тор-менеджеров любой компании. Соответственно, они сосредоточивают усилия не на том, чтобы всё больше улучшать текущие операции, а на том, чтобы, заполучив самых квалифицированных работников, обеспечить в нужное время требуемую технологию, тем самым, защитив свои позиции на рынке товаров и услуг.
Действия конкурентов с внедрением в производство более совершенной технологии могут привести к тому, что реализованная технология может погибнуть, даже не достигнув своей зрелости.
Приближение технологии к своему пределу означает для компании необходимость углубления исследований по поиску и реализации новой технологии. Тем не менее, всегда представляет большую трудность принятие решения о дате срочного перераспределения и разделения ресурсов между поддержкой действующей технологии и разработкой новой.
Способность
менеджеров распознавать пределы используемых
технологий имеет решающее значение
при определении успеха или неудач
компании, ибо предел – самый
надёжный ориентир к досрочному выявлению
момента, когда придётся начинать срочно
разрабатывать новую
Таким образом, важнейшее стратегическое решение заключается в выборе: «до каких пор» и насколько поддерживать существующую технологию, и когда начинать (срочно) осуществлять вложения в новую.
Неизвестны
какие – либо исчерпывающие статистические
данные, которые выдержали бы строгую
проверку, но, при наступлении
Лидирующее положение удаётся сохранить только тем, кто понимает, что технологический разрыв произойдёт и на рынке останется тот конкурент, который внедрит более совершенную технологию. Точнее сказать – на рынке будет реализована более совершенная технология, которая рождается в результате технологического разрыва. Наличие технологических разрывов предполагает необходимость особой деятельности – управление технологическими разрывами.
Управление технологическими разрывами предполагает знание:
Корпорация IBM и ряд других компаний выявляют в постоянном режиме все основные технологии, от которых зависит предприятие, и для каждой технологии реализует два исследовательских проекта:
1) нацеленный на выявление естественных пределов;
2) ориентированный на одну новую, самую перспективную и радикальную технологию.
На уровне руководства предприятием рекомендуется подход к оценке применяемой технологии и определения момента, когда необходимо вкладывать средства в разработку и внедрение новой. Этот подход основан на построении зависимости между затратами на улучшение процесса или продукта и полученными при этом результатами.
Подниматься по S-образной кривой – почти то же, что взбираться на гору. Часто встречаются предупредительные знаки, указывающие на крутизну горы – 10%, 30% и т.п. Чем круче кривая, тем результативнее процесс. Но должны возникать вопросы: «Нет ли другой технологии, которая, хотя она ещё и не разработана, может, в конечном счёте, оказаться более действенной, чем существующая?».
S - образные кривые ходят парами и даже в большем количестве. На деле одна единственная технология редко способна удовлетворить все запросы потребителей. Почти всегда существуют конкурирующие технологии, каждая со своей S-образной кривой. Так что на деле в битве могут участвовать три - четыре и более технологий, причём одни из них обороняются, а другие атакуют. Нередко друг с другом воюет несколько технологий, стремящихся вытеснить старую технологию с определённого сегмента рынка. Расшифровать разрыв на S-образных кривых, когда он происходит, очень трудно. Для периодов технологических разрывов характерен «хаос». Компании, которые научились преодолевать технологические разрывы, избежали этой ловушки. Они вкладывают деньги в исследования, чтобы знать, где они находятся на соответствующих S-образных кривых и чего следует ждать в начале, середине и конце кривых. Некоторые рисуют весьма точные S-образные кривые, но зачастую достаточно просто иметь представление об общих контурах и пределах и сделать необходимые выводы.
Уступают и проигрывают те, кто не успел подготовиться и преодолеть эти разрывы, заранее разработав новую технологию. Причин несколько, из которых «заслуживают оправдания» недостаточность ресурсов (денежных, временных, интеллектуальных и т.п.). Но не заслуживают оправдания руководители, не понимающие самой идеи «технологического разрыва» и продолжающих «штопать тришкин кафтан», и выполняющие план производства, с ущербом и риском для здоровья рабочих, эксплуатируя морально и материально устаревшее технологическое оборудование. Всё это вместо того, чтобы разобраться и понять, почему гаражные мастерские превращаются в компании типа «Мерседес».