Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 22:19, курсовая работа
В современном мире инновации являются самым эффективным средством в конкурентной экономической борьбе.
Целью настоящей курсовой работы является изучение возникновения, становления и основных характеристик инновационного менеджмента.
Функция стимулирования в инновационном менеджменте выражается в побуждении работников к заинтересованности в результатах своего труда по созданию и реализации инноваций.
Функция контроля заключается в проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций и т. п.
К функциям объекта управления относятся:
· рисковое вложение капитала;
· организация инновационного процесса;
· организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии.
Функция рискового вложения капитала проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт или в новую операцию всегда связано с неопределенностью, с большим риском. Поэтому оно обычно осуществляется через создание инновационных венчурных фондов. Содержанием функции организации инновационного процесса является рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению инноваций.
4. Инновационный процесс и его основные формы
В научных источниках наряду с термином «инновация» широко используются понятия «инновационный процесс», «инновационная деятельность», «инновационный цикл».
Инновационный процесс – уникальное явление, в котором достижения науки и техники тесно переплетаются с развитием экономики, предпринимательства и управления.
Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники, который начинается с фундаментальных исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей.
Второй стадией являются прикладные исследования (ПИ). Они направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Научно-исследовательская работа прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в опытно-конструкторских работах.
В результате разработок (Р) создаются конструкции новых машин и оборудования и процесс плавно переходит в фазы: проектирование (ПР), строительство (С), освоение (ОС) и промышленное производство (ПП). Фазы маркетинг (М) и сбыт (СБ) связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного процесса.
Главными особенностями инновационного процесса являются его цикличность, поэтапная реализация нововведений и исключительно высокая степень риска, связанная с низкой вероятностью успешного воплощения новой идеи в новом виде продукции. Как правило, эта вероятность составляет около 9-10%. Это означает, что из каждых двенадцати оригинальных идей только одна доходит до последней стадии массового производства и продажи. Отдача от вложений капитала в инновационный процесс в корне отличается от гарантированных выплат ссудного процента по капиталу в банке или дивидендов по акциям.
Инновационный цикл охватывает весь комплекс отношений производства и потребления и представляет собой период от зарождения идеи до ее коммерческой реализации. Понятие «инновационный цикл» предполагает наличие обратной связи между потребителем нового товара и научной сферой. Инновационные циклы могут быть различной протяженности в зависимости от того, к какой стадии научного поиска обращается потребитель за совершенствованием способа удовлетворения своей потребности.
Различают три формы инновационного процесса:
· простой внутриорганизационный (натуральный);
· простой межорганизационный (товарный);
· расширенный.
Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.
При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции потребителя.
Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.
Субъектов инновационного процесса можно разделить на следующие группы:
· новаторы;
· ранние реципиенты;
· раннее большинство;
· отстающие.
Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Ими могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений.
В роли ранних реципиентов (пионерских организаций) выступают предприятия, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшества на рынок.
Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.
Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам.
5. Диффузии инноваций
Теория диффузии инноваций важна не только для научных исследований массовой коммуникации, но также находит практическое применение во многих других дисциплинах. Эта теория стала основой тысяч научных работ в таких областях, как социология, социальная антропология, экономика и медицинская социология.
Диффузия инновации – процесс, средством которого нововведение передается по коммуникационным каналам меж членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответственного хозяйствующего субъекта. Другими словами, диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новейших условиях либо местах внедрения.
Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их возможностей к практическому использованию данной информации и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в настоящей экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.
В настоящих инновационных действиях скорость процесса диффузии нововведений определяется различными факторами:
а) формой принятия решения;
б) методом передачи информации;
в) качествами социальной системы, также качествами самого нововведения.
Основными качествами нововведения являются: относительные достоинства по сопоставлению с традиционными решениями; сопоставимость со сложившейся практикой и технологической структурой, сложность, скопленный опыт внедрения и др.
Одним из принципиальных причин распространения любой инновации является её взаимодействие с подходящим социально-экономическим окружением, значимым элементом которого являются конкурирующие технологии. Согласно теории нововведений Шумпетера, диффузия нововведений является действием кумулятивного роста числа имитаторов, внедряющих нововведения вслед за новатором в ожидании более высочайшей прибыли.
Необходимо исходить из того, что внедрение нововведений является сложным и болезненным действием для любой организации.
Во всех случаях одним из важных критериев принятия решений каждым субъектом является сравнение альтернативных технологий и решения, принятые предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно, так как это связано с конкурентным положением фирм на рынке. Поэтому каждая фирма может быть знакома с опытом ограниченной выборки фирм, меньшей, чем все множество реципиентов. Это обуславливает неопределенность процессов принятия решений и диффузии нововведений в рыночной экономике. Другая причина неопределенности связана с самыми новыми технологиями. На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность остается неопределенной. Неопределенность может быть устранена с накоплением опыта внедрения и использования нововведений. Однако со снижением неопределенности и риска применения новой технологии исчерпывается потенциал ее рыночного проникновения и снижается ее прибыльность. Возможность извлечения дополнительной прибыли от использования любого нововведения – временна и снижается с приближением предела его распространения.
Вместе с тем трудно оценить относительные преимущества нововведений в ранней фазе их диффузии, особенно если речь идет о радикальных нововведениях. В такой ситуации значительную роль в деле будущего технологического развития играет выбор последователей. Дело в том, что каждый выбор позволяет повысить конкурентоспособность соответствующей технологии и увеличивает шанс последней на ее принятие последующими хозяйствующими субъектами, которые будут учитывать ранее сделанные выборы. После накопления достаточного опыта, когда альтернативные технологии освоены многими хозяйствующими субъектами, и их относительные преимущества известны с высокой достоверностью, последующие реципиенты принимают решения, основываясь на ожидаемой прибыльности альтернативных технологий. В результате, конечное разделение рынка новыми альтернативными технологиями определяется стратегиями имитаторов.
6. Основные виды и свойства инноваций
Инновационный тип развития общества предполагает, что инновации пронизывают всю ткань общества, все сферы человеческой деятельности. В связи с этим имеет смысл пересмотреть укоренившееся понимание инновации как чего-то нового, обязательно защищенного соответствующим охранным документом.
Этот пересмотр необходим по двум причинам. Во-первых, никакой охранный документ даже в законопослушном обществе не дает стопроцентной гарантии соблюдения всеми законных прав на интеллектуальную собственность (а все без исключения инновации являются плодом деятельности человеческого интеллекта, т. е. объектами интеллектуальной собственности). А во-вторых, далеко не везде и не все виды инноваций по закону подлежат правовой защите.
Перечень видов инноваций следующий:
· технологические инновации,
· экологические инновации,
· организационно-
· управленческие инновации,
· военные (военно-стратегические) инновации,
· экономические инновации,
· социально-политические инновации,
· государственно-правовые инновации,
· инновации в духовной сфере (наука, культура, этика, образование, и т. д.).
Очень важным параметром инновации является ее сущностный масштаб или инновационный потенциал. По этому признаку все инновации можно разделить на:
· базисные инновации (в корне меняющие процесс или содержание сферы человеческой деятельности),
· улучшающие инновации (значительно меняющие процесс и высвобождающие существенные объемы ресурсов и труда),
· микроинновации (лишь в малой степени или в малой локальной части модифицирующие процесс или продукт),
· псевдоинновации (или преждевременные, или разрушающие, или просто “гальванизирующие труп”, т. е. усовершенствующие отживший, умирающий процесс).
В эпоху “внедрения” инноваций сопротивление среды на всех этапах было пропорционально масштабу инновации (чем кардинальнее она вмешивалась в отлаженную жизнь, тем сильнее было сопротивление ее вмешательству). Кстати, в ту пору наиболее легко “внедрялись” именно псевдоинновации, продлевающие агонию старых (но уж очень привычных) технологий. Сейчас, в понимании “трансфера”, а не “внедрения”, ситуация сместилась в сторону иных акцентов: чем масштабнее инновация, тем больше внимания приходится уделять не только базовым положениям теории трансфера технологий, но и всем без исключения “мелочам” на всем пространстве прямого и опосредованного воздействия новой технологии на функционирование системы, в которую она врастает. Впрочем, как и прежде, наиболее существенным остается сопротивление среды кардинальным, базисным инновациям, но здесь это уже связано с чисто психологическими факторами, здоровым консерватизмом человека. Поэтому, как будет показано ниже, максимальный потенциал коммерциализуемости чаще имеют не базисные, а улучшающие инновации.
Наконец, следует обратить внимание и на “пространственный” масштаб инновации, по этому признаку инновации можно расклассифицировать на:
· глобальные (воздействующие на определенную сферу деятельности сразу в нескольких странах с сильно различающимися укладами),
· национальные (имеющие существенное значение только в данном национальном укладе),
· региональные (не выходящие за пределы конкретного региона в связи с его специфическими природными или иными свойствами),
· локальные (нацеленные на определенную группу потребителей, обособленную территориально или по иным признакам),
· точечные или персональные (адресованные конкретному лицу или конкретной организации и не интересные никому другому).
Нетрудно заметить, что последние две классификации инноваций заметно перекликаются между собой, в обоих случаях основанием логического деления является степень обобщения видов деятельности.
Непременными свойствами инновации являются:
1) научно-техническая новизна;
2) производственная применимость.
Коммерческая реализуемость (3 свойство) по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия.
Информация о работе Становление и развитие теории инноватики