Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 20:33, контрольная работа
1. Инновация: понятие, функции, роль в современном мире.
2. Инновация как наука.
3. Жизненный цикл инновации.
4. Виды и типы инноваций.
Теория инноваций.
Основной характеристикой современного
мира является изменение.
Изменения охватывают все сферы жизни
человека. Темп этих изменений резко возрос
за последние два-три столетия. Социологи
иллюстрируют тенденцию к ускорению социальных
изменений следующими фактами: если последние
50 тыс. лет существования человека измерить
числом поколений, каждое с продолжительностью
жизни в среднем 62 года, то таких поколений
получится 800. Из них 650 провели свою жизнь
в пещерах. Письменностью пользуются последние
семьдесят. Лишь шесть последних поколений
получили возможность пользоваться печатным
словом. Только при жизни последних четырех
поколений люди научились довольно точно
измерять время. В наше время поток информации
удваивается каждые 20 месяцев. Время от
появления изобретения до начала его практического
использования ускоренно сокращается:
для бумаги это 1000 лет; паровой машины
— 80 лет; телефона — 50; самолета — 20; транзисторной
техники — 3 года; лазеров — полгода; факсов
— 3 месяца.
Другим отличием современного мира, по
словам Э. Тоффлера1, является то, что экономики
прошлого, сельскохозяйственная или индустриальная,
зиждились на прочных структурах, а сегодняшняя
экономика — ускоряющаяся, калейдоскопически
меняющаяся, способная мгновенно перестраивать
себя. Появляются новые центры экономической
мощи, прежние рынки уступают место новым,
появляются страны, предлагающие новые
возможности в бизнесе и становящиеся
новыми источниками конкуренции. В таких
условиях ни одна существующая доля рынка
не безопасна, жизнь любого продукта не
бесконечна. Не только в компьютерах и
одежде, но во всем — от страховых полисов
в здравоохранении до упаковочной тары
— конкуренция отрывает ниши и целые куски
устоявшегося бизнеса. Компании съеживаются
и умирают, если они не способны создавать
бесконечный поток новых продуктов. Таким
образом, постоянное производство нового:
продуктов, услуг, технологий, методов
управления и стимулирования работников,
постоянные нововведения являются обязательным
условием выживания и процветания фирмы.
В настоящее время в литературе, посвященной нововведениям,
как правило, используется наиболее близкий
его синоним — английский термин инновация.
По мнению Алана Баркера2, сегодня инновация
— это слово дня. Все компании хотят, чтобы
их считали исключительно инновационными.
Понятие «инновация» можно истолковывать
по-разному. Первоначальное его значение
— это «создание нового» или «создание
чего-то нового». Но даже здесь слово «инновация»
многозначно — оно может означать как
процесс творения, так и само творение.
Несмотря на его многозначность, а может
быть благодаря этому, слово «инновация»
используется сплошь и рядом, хотя в разных
контекстах оно приобретает совершенно
разные значения.
Например, понятие «инновация» может
Слово «инновация» также может
В современном обществе потребления инновация — это создание
новых источников удовлетворения покупателей.
Инновация поставляет и применяет на практике
различные идеи, причем не только внутри
какой-нибудь организации, но и в окружающей
ее среде. Применение на практике означает,
что покупатель сам распознает что это:
товар или услуга. Новизну и ценность инновации
определяет покупатель, а не сам новатор.
Инновация может иметь статус организационной
функции, особой миссии отдела предприятия.
Инновация охватывает в том числе и стратегию
и потому может стать синонимом понятия
«управление изменениями».
В устах политика «инновация» может означать
некое неопределенное социальное благо,
само собой разумеющееся добро, к которому
должны стремиться все слои общества.
В других областях знания — антропологии,
палеонтологии — «инновация» рассматривается как
Сегодня понятие инновация в широком смысле
слова определяется как целенаправленное
изменение, вносящее в среду внедрения
новые стабильные элементы, вызывающие
переход системы из одного состояния в
другое3.
В экономике понятие инновация обозначает
конечный результат инновационной деятельности,
получивший реализацию в виде нового или
усовершенствованного продукта, реализуемого
на рынке, нового или усовершенствованного
технологического процесса, используемого
в практической деятельности.
Инновация совсем не обязательно должна
быть чем-то техническим, да и вообще чем-то
вещественным. Она может быть экономической,
социальной, культурной. В настоящее время
ценность такого рода инноваций для общества
гораздо выше, чем материально-технических.
В качестве примера можно привести такую
инновацию, как продажа товаров в рассрочку,
которая, не являясь технической инновацией,
преобразила всю сферу торговли. Немногие
из технических инноваций могут сравниться
с ней по оказанному влиянию.
Инновация — это попытка осуществить содержательное,
целенаправленное изменение в экономическом или
Цель управления инновациями состоит в том,
чтобы инициировать, генерировать, контролировать
новые идеи и управлять ими в масштабах
всей организации и выводить полученные
результаты на рынок. В основе управления
инновациями лежит сбалансированное сотрудничество
новаторов и тех, кто отвечает за направление
деятельности организации и ее стабильность.
Для надлежащего управления творческими
процессами менеджеры должны найти и устранить
помехи на пути инноваций, обеспечить
мотивацию и создать такие отношения в
организации, которые будут поддерживать
личную и групповую инновационную инициативу.
2. Инновация как наука.
Нововведение как инструмент преобразования является самостоятельным объектом изучения во всех промышленно развитых странах. Возникшая новая область науки — инноватика, которая изучает закономерности процессов развития, формирования новаций, нововведений, механизмов управления изменениями, преодоления сопротивления нововведениям, адаптации к ним человека, использования и распространения инновационных потоков, инновационной деятельности, их влияния на сферу конкуренции, на развитие общества в целом.
В отличие от стихийных, спонтанно возникающих изменений, инноватика изучает механизмы инициированных и контролируемых изменений, которые происходят вследствие рационально-волевых действий. Предметом инноватики является создание, освоение и распространение разного типа новаций.
Инноватика как наука находится на начальном этапе своего развития. Впервые термин «инноватика» был употреблен в конце 80-х годов ХХ ст. в научной школе профессора Санкт-Петербургского государственного технического университета В. Г. Колосова с целью определения направления научной деятельности по разработке и развитию теоретических основ научной методологии и методов прогнозирования создания инноваций, а также методов планирования, организации инновационной деятельности и реализации нововведений.
В научной литературе насчитывается более сотни определений понятия инновации.
Различные авторы, в основном зарубеные (Н. Мончев, И.Перлаки, Хартман В.Д., Мэнсфилд Э.,Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.
Например, Б. Твист определяет Инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что Инновация –
это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования.
Австрийский ученый Шумпетер в 30-е г ввел понятие Инновации и трактовал его как
изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров,
новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
Соколов, Титов, Шабанрова под инновацией понимают итоговый результат создания и освоения нового или модифицированного новшества, удовлетворяющего конкретные потребности.
Морозов под инновацией понимает прибыльное использование новаций в виде новых
технологий, видов продукции, организацией технологических и социально-экономических решений производственного, финансового или иного характера.
Хучек рассматривает инновацию, как внедрение чего-либо нового (вещи, новинки,реформы).
Завлин, Казанцев, Миндели считают, что инновация - использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности,направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов.
Фатхутдинов. Инновациия - это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получение экономического, социального, научно-технического эффекта.
3. Жизненный цикл инновации.
Жизненный цикл инновации представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества. Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта.
Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий, включающих:
С позиций инновационной деятельности целесообразно различать как жизненные циклы производства, так и жизненные циклы обращения новшества.
Первая стадия - внедрение новшества -- является наиболее трудоемкой и сложной. Именно здесь велик объем расходов на освоение производства и выпуск опытной партии нового товара. На первой стадии воспроизводится и совершенствуется технология, отрабатывается регламент производственного процесса, И именно на данной стадии наблюдается высокая себестоимость продукции и незагруженность мощностей.
Вторая стадия - стадия промышленного освоения производства - характеризуется медленным и растянутым во времени наращиванием выпуска продукции.
Третья стадия - стадия подъема - отличается быстрым наращиванием производства, значительным увеличением загрузки производственных мощностей, отлаженностью технологического процесса и организации производства.
Четвертая стадия - стадия зрелости и стабилизации - характеризуется устойчивыми темпами наибольших объемов выпуска продукции и максимально возможной загрузкой производственных мощностей.
Пятая стадия - стадия увядания или упадка - связана с падением загрузки мощностей, сворачиванием производства данного товара и резким уменьшением товарных запасов вплоть до нуля.
Состав и структура циклов жизни новой техники и технологии тесно связаны с параметрами развития производства. Так, например, на первой стадии жизненного цикла новой техники и технологии производительность труда низкая, себестоимость продукции снижается медленно, медленно возрастает прибыль предприятия либо экономическая прибыль даже отрицательна. В период быстрого роста выпуска продукции заметно снижается себестоимость, окупаются первоначальные затраты.
Частая смена техники и технологии создает большие сложности и нестабильность производства. В период перехода на новую технику и освоения новых технологических процессов снижаются показатели эффективности всех подразделений предприятия. Вот почему инновациям в области технологических процессов и орудий труда должны сопутствовать новые формы организации и управления, пооперационный, попроцессорный и подетальный расчет экономической эффективности.
Жизнециклическая концепция инноваций играет очень важную роль в определении как максимального объема выпуска, объема продаж и прибыли, так и продолжительности цикла жизни конкретного новшества.
Анализ продолжительности циклов жизни новой техники и технологии проводится в следующей последовательности, включающей:
1) определение общей
2) определение распределений
3) выработку базы стратегии и
тактики роста производства
4) распределение вероятностей
5) тщательный анализ факторов, влияющих на продолжительность прошлых циклов, и экстраполяция результатов на прогноз их влияния на циклы жизни будущих изделий;
6) формализацию методов сбора
исходных данных и применение
эконометрических моделей
Методика анализа продолжительности циклов жизни позволяет дать ответ о динамике технико-экономических показателей производства. Во-первых, это дает возможность определить период роста производства до максимального, которому эквивалентны наилучшие тенденции ведущих показателей экономической эффективности: приведенных затрат, себестоимости продукции, производительности труда, величины рентабельности. Во-вторых, следует установить зависимость роста выпуска с экстремумом технико-экономических показателей и с объемом продаж, ибо они, как правило, не совпадают. В-третьих, необходимо проанализировать тенденции изменения технико-экономических показателей при удвоении объема выпуска, дать ответ: существует ли пропорциональность, инерционность, эффект запаздывания и проч. Из приведенной методики ясно, что исследование динамики продолжительности стадий циклов жизни в зависимости от технико-экономических показателей и объема продаж является одним из важнейших современных методов анализа новой техники и технологии.
4. Виды и типы инноваций.
Можно выделить множество видов инноваций. В частности, выделяются три наиболее общих основания для систематизации инноваций:
■ по типу новшества;
■ но механизму осуществления;
■ по особенностям инновационного процесса.
По типу новшества нововведения можно разбить на две основные группы: материально-технические и социальные.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.
Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).
По своему инновационному потенциалу нововведения делятся на:
■ радикальные или базовые (принципиально новые технологии, методы управления, виды продукции);
■ комбинаторные (использование различных сочетаний конструктивного соединения элементов). Комбинаторные нововведения предполагают новое конструктивное соединение элементов ранее известных методик, которые в данном сочетании прежде не использовались. Этот процесс иногда называют агглютинацией и в качестве примера приводят троллейбус, совместивший в себе черты трамвая и автобуса.