Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:52, курсовая работа
Цель работы – на основе проведенного анализа разработать предложения по совершенствованию условий труда научных работников
Рассмотрены теоретические вопросы в сфере деятельности исследователей и разработчиков.
Целью курсовой работы является выявление характера, содержания и особенностей труда научных работников, рассмотрение методов совершенствования условий труда, повышение трудоспособности и предотвращение переутомления работников научных организаций.
Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Характер, содержание и особенности труда исследователей и разработчиков………………………………………………………………….. 4
2.Условия труда в научной организации…………………………………….. 7
2.1 Разделение и кооперация труда………………………………………….. 7
2.2 Использование рабочего времени и режимы труда……………………... 9
2.3 Организация рабочего места……………………………………………… 13
3. Оплата труда и и формы стимулирования разработчиков и исследователей………………………………………………………………… 17
4. Совершенствование условий труда исследователей и разработчиков…... 22
5. Изучение и улучшение условий труда исследователей на примере фирмы «Принцип +»…………………………………………………………. 28
Заключение……………………………………………………………………. 33
Список используемой литературы…………………………………………… 34
Разумеется, что и расписание работы не может быть универсальным для всех категорий работников научного подразделения и даже для специалистов одной категории. В связи с этим выделяют неполное, гибкое или скользящее рабочее время, которое реализуется в соответствующем подходе к организации рабочего дня или недели.
Так, неполный день охватывает лишь часть рабочего дня нормальной продолжительности с соответствующим понижением их отплаты. Оставшуюся часть времени при этом может быть занят другой человек.
В качестве новых типов рабочего графика обычно называют: гибкий график, сжатую рабочую неделю (суммированный рабочий день), частичную занятость.
Под гибким рабочим графиком понимается
расписание работы, при котором работник
может выбрать время прихода-
Сжатая рабочая неделя представляет собой график работы, в котором происходит обмен между количеством часов, отрабатываемых ежедневно, и количеством рабочих дней в течение недели. Так, обычное число часов может отрабатываться не за пять дней, а за четыре (по десять часов ежедневно) или за три дня (по двенадцать часов ежедневно).
Частичная занятость – это работа с выполнением тех же обязанностей, но в течение меньшего времени.
Наибольшее распространение в научных организациях приобрел гибкий график (гибкое время, гибкие рабочие часы).
Он строится разными способами:
1. Ежедневный выбор времени
2. Переменная продолжительность рабочего дня;
3. Выделение общего времени, устанавливаемого руководителем, когда все служащие должны быть на работе.
Между тем в некоторых исследованиях обращается внимание на то, что некоторые люди, работающие на дому, испытывают неудовлетворенность в связи с отсутствием, например, привычных социальных контактов и т.д.
Гибкий график нельзя использовать в том случае, если период работы зависит от работы какого-либо оборудования, например, для работников, выполняющих опытные и экспериментальные работы.
Большое значение, наряду с выбором
оптимального режима работы для ученого
имеет эффективное
Можно выделить три причины, усугубляющие перегруженность:
1. Малая степень делегирования ответственности;
2. Неверно избранные приоритеты;
3. Слишком большая погруженность в повседневные хлопоты.
Само рабочее время состоит из времени работы и времени перерывов. В первое включается основное, вспомогательное, подготовительно-заключительное время и время обслуживания рабочего места. Второе состоит из времени технологических и времени организационных перерывов.
В течение основного времени достигается непосредственная цель данного трудового процесса. Вспомогательное время охватывает выполнение действий, связанных с обеспечением основной работы, и вместе с основным составляет оперативное время. В приведенных примерах в рамках вспомогательного времени может осуществляться сбор необходимых материалов для подготовки доклада или документа.
Время обслуживания рабочего места
тратится на поддержание его в
надлежащем состоянии. Оно, в свою очередь,
может делиться, хотя далеко не всегда,
на организационное и
Перерывы также неоднородны. Прежде всего, необходимо говорить о технологических перерывах, когда основной процесс либо на время прекращается по причинам, связанным со спецификой работы оборудования, либо продолжается без участия человека. Организационные перерывы обусловлены естественными факторами (необходимость отдыха, принятия пищи), а также различного рода сбоями, неполадками, происходящими как по вине работников, так и независимо от них.
В физиологии и психологии труд подразделяется на преимущественно физический и преимущественно умственный, требующий активации внимания, процессов мышления и других психических функций; процессов мышления и других психических функций; сопровождающийся выражением нервно-психическим и эмоциональным напряжением.
В течении рабочего дня научному сотруднику необходимы кратковременные перерывы для отдыха. Рациональная частота и длительность перерывов со временем определяются индивидуально. Следует отметить при этом, динамика работоспособности человека между кратковременными перерывами в работе как бы в микроцикле повторяет полный рабочий день. Правда, не всегда удается расслабиться и переключиться на отдых и в минуты кратковременных перерывов, так как человек невольно мысленно возвращается к нерешенной задаче или начинает обдумывать предстоящую работу. Отдыха может и не получиться. Для уменьшения периода вырабатываемости, полноценности кратковременного отдыха многие опытные научные работники советуют делать перерывы только после преодоления наиболее сложного этапа работы. Тогда перерыв проходит на положительной эмоциональной волне, человек за короткое время восстанавливает свои силы и без «раскачки» включается в работу.
Большое значение, наряду с выбором оптимального режима работы для ученого имеет эффективное использование времени.
Можно выделить три причины, усугубляющие перегруженность:
1. Малая степень делегирования ответственности;
2. Неверно избранные приоритеты;
3. Слишком большая погруженность в повседневные хлопоты.
2.3 Организация и обслуживание рабочего места
Рабочим местом называется часть рабочего пространства, на которое распространяется непосредственное воздействие экспериментатора в процессе исследования.
Организация рабочего места – оснащение средствами и предметами труда, размещенными в определенном порядке.
Для оценки технического уровня рабочих
мест в практике научной организации
труда применяют следующие
1. По рабочим местам с
2. По рабочим местам
без оборудования: оправданность
использования ручного труда;
технический уровень и
3. Организационный уровень
4. Условия труда и техника
безопасности: соответствие санитарно-
Каждое рабочее место
Организация и устройство рабочих мест должны соответствовать требованиям к индивидуальным формам труда.
При организации рабочих мест следует соблюдать санитарные нормы, инструкции по эксплуатации оборудования, технике безопасности и др. [5, с. 308-310]
Рабочее пространство – это часть лабораторного или производственного помещения, оснащения необходимыми экспериментальными средствами и обслуживаемая одним или группой исследователей. Рабочее пространство может быть стационарным (в лабораториях, научно-исследовательских учреждениях и т.п.); условно-стационарным (в передвижных лабораториях, временных полигонах); мобильным (в ходовых лабораториях).
Пространство, занимаемое рабочим
местом, как правило, определяется расчетным
путем. Это пространство должно быть
достаточным для того, чтобы работник
мог производить все
В соответствии с особенностями рабочего пространства можно выделять три типа исследовательских лабораторий: стационарные, передвижные, ходовые.
Рабочее место стационарной лаборатории
комплектуется специальным
Оборудование передвижных
Конструкторско-
Большое значение имеет планировка рабочих мест. Существуют следующие виды планировок:
На практике планировка рабочих мест осуществляется в следующей последовательности:
В процессе труда также важна рациональная оснащенность. Организационная оснащенность предусматривает наличие следующих условий:
Повседневная работа по поддержанию оборудования в надлежащем состоянии – составная часть работы по обслуживанию рабочего места. Отказы оборудования, его ремонт не должны нарушать ход производственного процесса. Поэтому необходимо анализировать различные виды.
3. Оплата труда и формы
стимулирования разработчиков
По мере развития научно-технического прогресса управлять человеком извне становится все сложнее. Результат деятельности все в большей степени начинает зависеть от воли и возможностей работника, определяемых квалификацией.
Что касается лиц, занятых научной деятельностью, то вопросы мотивации для них играют значительно большую роль, чем для других работников.
Труд работников, занятых научной деятельностью сложно нормировать, а также усложняется процесс контроля над этими работниками. Так, например, практически теряет смысл визуальное наблюдение за этими работниками (что имеет смысл в случае с рабочими, занятыми каким-либо неквалифицированным ручным трудом, например), контроль начала и окончания работы и т.д.
Вместе с тем преуменьшать роль денег все же не следует. Особенно в том случае, когда заработная плата является чрезмерно низкой и составляет незначительную часть от прожиточного минимума. В этом случае деньги побуждают к действию большее число работников и становятся одним из главных факторов мотивации, другие же факторы мотивации играют определенное значение только лишь для узкого круга ученых.
Резкое изменение