Формирование инновационного климата в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 17:23, контрольная работа

Краткое описание

Процесс организации инновационного менеджмента на предприятии состоит из следующих взаимосвязанных этапов:
Определение цели управления инновацией.
Выбор стратегии менеджмента инновации.
Определение приемов управления инновацией.
Разработка программы управления инновацией.
Организация работ по выполнению программы.
Контроль за выполнением намеченной программы.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, функции, структура и роль инновационного состояния организации
Сущность инновационного климата и инновационного потенциала организации
Функции формирования структур систем управления
Структура инновационного процесса и роль инноваций в развитии организации
Глава 2. Индикаторы инновационного состояния организации
2.1 Показатели инновационной деятельности организации
2.2 Система сбалансированных показателей в организации
Глава 3. Основные пути улучшения инновационного состояния организации в современных условиях
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

инновационный менеджмент.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

 диффузия (распространение)  инновации. 

 Контроль перехода  от одной операции инновационного процесса к другой является действенным инструментом управления процессом внедрения инновации. Успешность внедрения инновации в значительной мере определяется степенью беспрепятственности прохождения по логической цепочке операций, особенно на их стыках, а это зависит в первую очередь от согласованности смежных подразделений при переходе от одной операции к другой и, конечно, от заинтересованности организаций, выполняющих соответствующие операции.

 Началом  инновационного процесса является  инициация. Инициация - это деятельность, состоящая в выборе цели инновации,  постановке задачи, выполняемой  инновацией, поиске идеи инновации,  ее технико-экономическом обосновании  и в материализации идеи. Материализация идеи означает превращение идеи в товар (имущество, новый продукт и т.д.).

 После обоснования  нового продукта проводятся маркетинговые  исследования предлагаемой инновации,  в ходе которых изучается спрос  на новый продукт, определяется  объем выпуска продукта, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару, выходящему на рынок. Затем производится продажа инновации, то есть появление на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности и диффузия.

 Продвижение  инновации представляет собой  комплекс мер, направленных на  реализацию инноваций (реклама,  организация процесса торговли  и др.).

Результаты  реализации инновации и затраты  на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации. Вслед за экономическим освоением инновации сначала на первом, а затем и на остальных предприятиях следует фаза ее эффективного использования, которая характеризуется постепенной стабилизацией затрат и возрастанием эффекта в основном за счет наращивания объемов использования новшества. Именно здесь реализуется основная часть фактического экономического эффекта инновации.

 Инновационный  процесс заканчивается диффузией инновации. Диффузия (лат. diffusio - распространение, растекание) инновации представляет собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках.

 Роль инноваций  в современной экономике.

 В современной  экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоёмкой и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

 Роль инноваций  в экономическом развитии меняется  совместно с изменением критических  факторов производства, конкурентного  преимущества и особенностей  технологии менеджмента.

 Роль инноваций  в развитии предприятия.

 Инновационная  деятельность предприятия направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг).

Конкурентоспособность - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж организации, предлагаемый уровень обслуживания.

Вместе с  тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:

Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.

 Управлять  конкурентоспособностью - значит обеспечивать  оптимальное соотношение названных  составляющих, направлять основные  усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.

 По существу, основа современной "философии  успеха" заключается в подчинении  интересов фирмы целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Руководители компаний рассматривают вопросы прибыльности с позиций качества, потребительских свойств продукции, конкурентоспособности.

 Для анализа положения изделия на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии продаж используется концепция «жизненного цикла товара».

Одновременная работа с товарами, находящимися на различных стадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным компаниям. Небольшие фирмы вынуждены идти по пути специализации, т.е. выбирают себе одно из следующих "амплуа":

* фирма-новатор,  занимающаяся прежде всего вопросами  нововведений;

* инжиниринговая: фирма, разрабатывающая оригинальные  модификации товара и его дизайн;

* узкоспециализированный изготовитель - чаще всего субпоставщик относительно несложных изделий массового выпуска;

* производитель  традиционных изделий (услуг)  высокого качества.

 Небольшие  организации особенно активно  действуют в производстве товаров,  проходящих стадии формирования рынка и ухода с него. Крупная же организация обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образовавшейся организации.

Обеспечение конкурентоспособности товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Индикаторы инновационного состояния  организации

2.1 Показатели  инновационной деятельности организации

Для оценки инновационной  активности организации и ее инновационной  конкурентоспособности в отечественной  и зарубежной практике широко применяются  показатели инновационной деятельности организации.

 Такие показатели, можно разбить на следующие  группы: затратные; показатели по времени; показатели обновляемости и структурные.

 Затратные  показатели:

 удельные  затраты на НИОКР в объеме  продаж, которые характеризуют показатель  наукоемкости продукции фирмы; 

 удельные  затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау;

 затраты  на приобретение инновационных  фирм;

 наличие  фондов на развитие инициативных  разработок.

 Показатели, характеризующие динамику инновационного  процесса:

 показатель  инновационности ТАТ, 

 длительность  процесса разработки нового продукта (новой технологии);

 длительность  подготовки производства нового  продукта;

 длительность  производственного цикла нового  продукта.

 Показатели  обновляемости: 

 количество  разработок или внедрений нововведений-продуктов  и нововведений-процессов; 

 показатели  динамики обновления портфеля  продукции (удельный вес продукции,  выпускаемой 2, 3, 5 и 10 лет);

 количество  приобретенных (переданных) новых  технологий (технических достижений);

 объем экспортируемой  инновационной продукции; 

 объем предоставляемых новых услуг.

 Структурные  показатели:

 состав и  количество исследовательских, разрабатывающих  и других научно-технических структурных  подразделений (включая экспериментальные  и испытательные комплексы);

 состав и  количество совместных предприятий, занятых использованием новой технологии и созданием новой продукции;

 численность  и структура сотрудников, занятых  НИОКР; 

 состав и  число творческих инициативных  временных бригад, групп. 

 Наиболее  часто используются показатели, отражающие удельные затраты фирмы на НИОКР в объеме ее продаж и численность научно-технических подразделений.

 Широко используется  показатель инновационности ТАТ,  который происходит от словосочетания  «turn - around time» («успевай поворачиваться»). Под этим понимают время с  момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отправки на рынок или потребителю в больших количествах. Реже используются в широкой печати другие показатели, например, структурные, показывающие количество и характер инновационных подразделений. Такие показатели обычно присутствуют в специальных аналитических обзорах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Система  сбалансированных показателей в  организации

 Состав и  структура сбалансированных показателей,  определяющих условия и возможности  развития инновационного потенциала организации определяются посредством систематического анализа составляющих стратегической карты с целью сопоставления действительного уровня отдельных потенциалов в определенный момент с существующими представлениями об этом уровне.

 Исходным моментом состава и структуры сбалансированных показателей является определение современных внутренних возможностей организации в инновационной сфере с использованием экономических критериев. В зависимости от степени текущей обеспеченности организации материально-техническими и финансовыми ресурсами, а также наличия опыта внедрения новых технологий в хозяйственный оборот в дальнейшем осуществляется планирование направления будущего инновационного развития. Для реализации эффективного управления инновационной деятельностью на основе использования системы сбалансированных показателей необходима реальная оценка уровня инновационного потенциала организации на заданный момент времени и оценка его динамики в целях дальнейшего развития.

 Инновационный  потенциал определяется составом и уровнем развития составляющих стратегической карты организации, их взаимосвязями и способностью работать как единая система реализации нововведений. Поэтому для определения состава и структуры сбалансированных показателей развития инновационного потенциала организации необходимо вычленить составляющие стратегической карты, измерить потенциалы, выявить взаимосвязь между ними, и, таким образом, получить комплексный прогноз потенциального уровня инновационного потенциала этой организации.

 Прогнозирование  такой сложной категории как  инновационный потенциал с помощью  одного какого-нибудь показателя, не представляется возможным,  и должно быть предложено большое  число описывающих его сбалансированных  показателей. Но основной проблемой  измерения инновационного потенциала является не только выбор и определение значений этих параметров, но и оценка результатов измерений, возможность их использования на практике.

 Важным моментом  при определении состава и  структуры сбалансированных показателей для прогнозирования условий и возможностей долгосрочного развития инновационного потенциала организации является, прежде всего, построение системы. Данная система сбалансированных показателей должна давать объективную оценку реального состояния инновационного потенциала исследуемой организации. Кроме того, она должна учитывать отраслевые особенности протекания инновационных процессов, характеристики производственной системы, тип производства; также в системе должны быть показатели, отражающие наличие и качество основных стратегически важных для организации ресурсов, задействованных в инновационной деятельности, показатели прямо или косвенно указывающие на результативность использования имеющихся ресурсов организацией, задействованных в инновационной деятельности.

 

 Важнейшее  значение в условиях рыночной  экономики имеют финансовые ресурсы,  которые обеспечивают условия  реализации остальных составляющих  стратегической карты при прогнозировании  инновационного потенциала и  выполняют роль их количественной  оценки. Финансовые ресурсы инновационного потенциала обеспечивают поступление средств для реализации инновационных процессов, создают стимулы и условия для разработки инновации, воздействуют на выбор тематики инновационных проектов в соответствии с потребностями функционирования и развития инновационной деятельности организации, способствуют эффективному формированию расходов на инновации. Показатели финансовой составляющей при определении состава и структуры сбалансированных показателей для развития инновационного потенциала организации характеризуют величину затрат на проведение НИОКР, приобретение новых технологий и нематериальных активов.

 Определение  состава и структуры сбалансированных  показателей в рамках клиентской  составляющей должно исходить  из того, что целью создания и накопления необходимых ресурсов для организации, осуществляющего внедрение инноваций, является получение прибыли от реализации инновационной продукции, а также возможность создавать инновации на регулярной основе. Показатели данной группы косвенно определяют эффективность и рациональность систем организации и управления инновационной деятельностью в организации.

Информация о работе Формирование инновационного климата в организации