Формы государственной поддержки инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 22:21, контрольная работа

Краткое описание

Государственное регулирование и поддержка экономики и инновационных процессов является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения. Главная функция государства в условиях рыночных отношений – защита свободы личности, собственности и предпринимательства

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по инновациям.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)
 

     1. Формы государственной  поддержки инновационной  деятельности.

     Государственное регулирование и поддержка экономики  и инновационных процессов является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения. Главная функция государства в условиях рыночных отношений – защита свободы личности, собственности и предпринимательства

     К формам государственной поддержки  научной и инновационной деятельности можно отнести следующее:

  1. прямое финансирование;
  2. предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;
  3. создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;
  4. отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
  5. реализация права на ускоренную амортизацию оборудования;
  6. создание сети технополисов, технопарков и т. п.

     К основным внебюджетным формам поддержки  инновационной деятельности относятся  следующие:

 1. государственная  правовая защита и поддержка  инноваторов, особенно малого  предпринимательства;

 2. создание  государственных налоговых, кредитных,  таможенных, амортизационных, арендных (в т.ч. лизинговых) льгот инноваторам;

 3. включение  без финансирования внебюджетных  инновационных проектов в комплексные  республиканские инновационно-инвестиционные программы;

 4. государственное  научно-методическое обеспечение  инновационного менеджмента государственными  стандартами, методичками, инструкциями, положениями и другими документами  по различным аспектам анализа,  прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования инновационного решения;

 5. государственное  обеспечение инновационной деятельности  информацией;

 6. проведение  государственной протекционисткой  политики во внешнеэкономической  деятельности инноваторов;

 7. оказание  государственной помощи инноваторам в проведении сертификации, маркетинговых исследований, рекламы и сбыта новой продукции (услуг);

 8. государственная  поддержка инноваторам в осуществлении  ремонта сложной техники;

 9. осуществление  государственной поддержки в  углублении внутренней и международной кооперации;

 10. создание  системы республиканских внебюджетных фондов, союзов, ассоциаций по поддержке различных аспектов инновационной деятельности;

 11. осуществление  государственного учета и контроля  использования средств внебюджетных  фондов. 

     1.1. Сущность и необходимость  государственной  поддержки инновационной  деятельности

     Государственное регулирование инновационной деятельности, реализуемое посредством целенаправленного  воздействия органов государственного управления на экономические интересы институтов инновационной сферы, предполагает в качестве условия своей эффективности предвидение реакций этих институтов на действия государственных организаций. Таким образом, орган государственного управления осуществляет регулирующее воздействие на объект инновационной деятельности так, чтобы получать желаемые результаты.

     Орган государственного управления выбирает конкретные меры воздействия, которые изменяют экономическое поведение инновационных организаций в процессе создания инновационного продукта, или на рынке инноваций в целом. Государственное регулирование может расширить возможности реализаций, не изменять эти возможности, или затруднять достижение поставленных целей организации. С другой стороны, организация может и не изменять свое поведение в результате принятых мер, а может и выполнять желаемые органами государственного управления действия, а может и «обойти» установленные препятствия, изменив методы или сферу деятельности.

     Вероятные реакции инновационных организаций  на положительные меры государственного регулирования могут быть следующие:

     1) освоение новых рынков;

     2) кооперация с другими организациями;

     3) улучшение качества продукции;

     4) поиск партнеров и кредитов и т. д.

     В случае сокращения возможностей для  осуществления инновационной деятельности реакции организации будут следующие:

     - сокращение ресурсного потенциала;

     - свертывание деятельности;

     - снижение уровня рисковости;

     - отказ от заказов с низкой эффективностью;

     - свертывание инвестиций;

     - банкротство или самоликвидация.

     В разных странах по-разному государство регулирует инновационную деятельность в дополнение к рыночному регулированию, инициирует конкурентную борьбу между товаропроизводителями. Однако конкурентная борьба товаропроизводителей чаще всего привязана к краткосрочному финансовому эффекту. Рыночное саморегулирование неспособно обеспечить выполнение перспективных исследований и разработок, связанных с высокой степень риска и неопределенностью, большими издержками, Также огромное влияние оказывает социальные и экономические проблемы.

     В условиях, когда высока неопределенность коммерческого успеха инновационного проекта, велики затраты финансовых ресурсов, частный сектор предпочитает ориентироваться не на перспективное, а на существующее соотношение спроса и предложения. В этой связи, задачей государства становится формирование системы поддержки малого инновационного бизнеса, которая включает в себя информационное обеспечение, подготовку кадров, проведение маркетинговых разработок, в том числе на внешнем рынке.

     Основные  функции государственных органов в инновационной сфере:

     - аккумулирование средств на НИОКР  и инновации;

     - координация инновационной деятельности;

     - стимулирование инноваций, конкуренции  в данной сфере, страховании  инновационных рисков, введение  государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

     - создание правовой базы инновационных  процессов, в том числе системы  защиты авторских прав инноваторов  и охраны интеллектуальной собственности;

     - кадровое обеспечение инновационной  деятельности;

     - формирование инновационной инфраструктуры;

     - институциональное обеспечение  инновационных процессов в отраслях  государственного сектора;

     - обеспечение социальной и экологической  направленности инноваций;

     - повышение общественного статуса  инновационной деятельности;

     - региональное регулирование инновационных процессов;

     - регулирование международных аспектов  инновационных процессов.

     Государственное регулирование базируется на выборе приоритетов, генеральных стратегических направлениях и ориентиров эффективного научно-технического и социально-экономического развития. Одной из задач государственного регулирования является проведение комплекса мер по организационно-нормативной и государственной финансово-ресурсной поддержке инновационной активности предприятий.

     Государственное регулирование использует формы и методы, соответствующие потенциальным возможностям, которые предоставляют существующие рыночные отношения. В Германии и Японии, где традиционно отводят особо важную роль государственному воздействию на функционирование рыночной экономики, используют меры протекционизма, направленные на сдерживание стихийной конкуренции, с выгодой для хозяйствующих субъектов. 

     1.2. Цели и принципы  государственной  поддержки инновационной  и научной политики.

     Государство формирует цели и принципы в области своей политики и собственные приоритеты в инновационной и научной сферах. При этом необходимо различать научно-техническую и инновационную политику. В первом случае государство преследует цель получения новых научных знаний. Цель инновационной политики – создание и потребление инноваций, удовлетворяющих личные и общественные потребности. Инновационная политика призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров. Особенностью передачи результатов научных исследований для их освоения в производстве является создание и развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства.

     Для разработки и реализации инновационных проектов принципиально важным является то, что государство преследует организационные, экономические и правовые цели инновационной деятельности.

     Экономические цели:

     - развитие рыночных отношений,

     - активизация предпринимательства,

     - пресечение недобросовестной конкуренции,

     - проведение налоговой политики  и политики ценообразования, способствующих  росту предложения на рынке  инноваций,

     - создание выгодных налоговых  условий для ведения инновационной  деятельности всеми субъектами,

     - развитие лизинга наукоемкой продукции

     - поддержка отечественной инновационной  продукции на международном рынке.

     Организационные цели:

     - поддержка инновационных проектов, включенных в республиканские и региональные инновационные программы, а также отдельных значительных инновационных проектов,

     - государственное содействие развитию  инновационной инфраструктуры,

     - кадровая поддержка инновационной  деятельности,

     - содействие подготовке, переподготовке  и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность

     - моральное стимулирование инновационной деятельности,

     - информационная поддержка государством  инновационной деятельности (например, обеспечение свободы доступа  к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах),

     - содействие интеграционным процессам  в инновационной сфере,

     - расширение взаимодействия субъектов РБ и развитие международного сотрудничества в инновационной сфере,

     - защита интересов белорусских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.

     Финансовые  цели:

     - проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности,

     - направление в инновационную  сферу государственных ресурсов,

Информация о работе Формы государственной поддержки инновационной деятельности