Значение наглядности в процессе обучения английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Проблема наглядности в обучении иностранным языкам была актуальной во все времена. В последние годы в связи со стремлением человечества к “обществу без границ”, приобщению к культурному наследию и духовным ценностям народов мира знание иностранного языка как инструмента межкультурной коммуникации, стало престижно и востребовано. Поэтому заметно расширилась область наглядности и усложнился её инвентарь: от предметов и картинок, жестов и движений до

Содержание

Введение
Глава I. Роль принципа наглядности в процессе изучения иностранного языка
1.1 О применении наглядности в обучении иностранному языку
1.2 Наглядность, как компонент развития внимания на уроках английского языка
Глава II. Применение принципа наглядности в процессе обучения английского языка
2.1 Использование наглядности обучения при аудировании
2.2 Применение наглядности при формировании лексических навыков говорения
Глава III. Наглядность и мультимедийное сопровождение на уроках иностранного языка
3.1 Наглядность и ИКТ
3.2 Мультимедийное сопровождение уроков английского языка
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Значение наглядности в процессе обучения английского языка.docx

— 54.67 Кб (Скачать файл)

Listen and repeat:

a book;

an interesting book;

to read an interesting book;

like to read an interesting book with friends;

sisters like to read an interesting book with friends;

two sisters like to read an interesting book with friends;

two sisters like to read an interesting book with friends in the evening.

Такие упражнения тренируют  память, помогают запоминать все более  длинные предложения.

Включаются упражнения, тренирующие  языковые модели:

подстановочные упражнения, где элемент подстановки дается в виде подсказки и есть опора  на текст, таблицу, схему или есть список слов и словосочетаний для  подстановки.

трансформационные упражнения, которые активизируют активность учащихся и необходимы для выработки автоматизма  в процессе проговаривания.

Например, изучив настоящее  завершенное время, можно дать такое  упражнение:

Выслушай просьбу и  скажи, что ты это уже сделал. Дается образец:

- Please, do your homework.

- But I have already done it.

Так можно затренировывать любой грамматический и лексический материал:

Учитель: She is so beautiful!

Ученик: Yes, she is so beautiful!

- упражнения на соединение 2-х и более моделей, например, учащийся прослушивает два простых  предложения и выполняет задание  соединить их в одно сложноподчиненное  с помощью союзного слова.

Запись: because I didn’t write a letter. I was short of time

Ученик (в паузе): I didn’t write a letter because I was short of time.

- дифференцированные упражнения, которые составляются по принципу  противопоставления лексических  и грамматических структур.

Например, противопоставление утвердительной и отрицательной  формы в настоящем длительном времени.

Учитель: Olga is reading a book now. And you?

Ученик: I am not reading a book now.

Учитель должен помнить, что  каждому упражнению на аудировании должна предшествовать четкая подробная инструкция – задание по его выполнению. Задание должно быть конкретным, понятным, доступным и дано в устной или письменной форме.

Тексты для аудирования подбираются только на изученном материале и могут включать лишь небольшое количество незнакомых слов с целью развития языковой догадки.

Технические средства могут  выступать не только в роли обучения аудированию, но и как средство контроля. Они помогают за минимальное время проконтролировать большой объем языкового материала. Задания по форме могут совпадать с заданиями для обучения аудированию, но цель изменяется; меняется и форма проверки. Она может быть в письменной форме (например: прослушай и выбери правильный ответ из ряда данных или прослушай и дословно расшифруй фонозапись диалога, отрывка текста) и в устной форме, когда, например, учащимся предлагается записать свои высказывания на кассету или начитать на пленку отрывок текста для контроля техники чтения. Письменная речь может контролироваться с помощью аудиозаписи диктантов, изложений, письменных переводов.

Таким образом, в силах  учителя с помощью аудиовизуальных  средств и путем подбора интересного, разнообразного материала и упражнений сделать трудоемкий процесс обучения аудированию увлекательным, эмоционально-привлекательным, способным поддерживать высокий мотивационный уровень учащихся и формировать устойчивый интерес к изучению иностранного языка.

 

2.2.Применение наглядности  при формировании лексических  навыков говорения

 

Современная жизнь требует  от людей знаний и владения иностранными языками. И поэтому проблема изучения иностранных языков актуальна сейчас как никогда. Но недостаток словарного запаса – основная причина того, что учащиеся не владеют иностранным  языком.

Проанализировав лексические  упражнения, можно сделать вывод, что структура лексического навыка говорения не всегда осознанно учитывается  при построении комплекса лексических  упражнений, что отрицательно сказывается  на уровне владения учащимися лексической  стороной говорения.

Для повышения этого уровня необходимо использовать различные  средства обучения. Так как иностранный  язык изучается в искусственных  условиях, это требует широкого применения наглядности в обучении, особенно на младшей и средней ступенях.

В 8-14 лет у школьников интенсивно формируется их самосознание, интеллект, расширяются кругозор и опыт. В  этом возрасте совершенствуются все  психические процессы: мышление, память, внимание. Подростки перестают быть достаточно внимательными, плохо слушают  на уроке учителя.

Применение наглядности  помогает организовать деятельность учащихся так, чтобы их внимание было устойчивым и сосредоточенным. Ценность чувственно-наглядного преподнесения материала состоит  в том, что оно мобилизует психическую  активность учащихся: вызывает интерес  к занятиям иностранным языком, снижает  утомление…

Характеристика памяти также  имеет важное значение в обучении иностранному языку. Развитие всех видов памяти связано с использованием наглядности в обучении. Наглядность обеспечивает правильное осмысление материала, служит опорой в его понимании на слух и создает условия для его практического применения.

Принцип наглядности обучения – это один из самых интуитивно понятных принципов обучения, который  вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения материала  учащимися.

Наглядность воздействует на эмоциональную сторону личности обучаемого. Известно, что органы зрения обладают большей чувствительностью. “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать” – гласит русская пословица. “Пропускная” способность органов зрения в овладении информацией в пять раз больше, чем органов слуха. Эта информация запечатлевается в памяти человека легко, быстро и надолго. Применение наглядности в сочетании со словом преподавателя приводит в действие I и II сигнальные системы, что способствует более прочному усвоению материала.

Средства наглядности  помогают созданию образов, представлений, мышление же превращает эти представления  в понятия. Иллюстрации способствуют развитию внимания, наблюдательности, эстетического вкуса, культуры мышления, памяти и повышают интерес к изучению иностранного языка.

Рисунки, фотографии, схемы, таблицы, картинки являются внешним  видом наглядности. Существует и  наглядность внутренняя, которая  вытекает из конкретного контекста, непосредственного языкового окружения. Наглядность есть проявление психических  образов этих предметов, изображённых на фотографиях, рисунках и т.д. Когда  говорят о наглядности, то имеют  в виду образы этих предметов. Яркая  наглядность создаёт представление  о живых образах, вызывает соответствующие  ассоциации, так как восприятие наглядности  оказывает эмоциональное воздействие  на обучаемого.

Существует слуховая, зрительная и предметная наглядность. Использование  предметной наглядности способствует развитию мышления на иностранном языке.

Например, используя картины  на уроках, можно заметить, что дети быстрее усваивают те или иные явления, более активно ведут  себя на уроках. Картина всегда вносит оживление в урок. Дети с интересом  слушают рассказ по картинке, которая  помогает им понять смысл иностранной  речи, они сами загораются желанием высказаться или ответить на вопросы  по содержанию картины.

Для введения предлогов места  можно использовать игрушку. По ее расположению дети догадываются о переводе предлогов. После этого закрепляем эти предлоги в словосочетаниях и предложениях, описываем картинки. В данном случае предметная наглядность способствует установлению связи слова с представлением.

При объяснении материала  можно размещать на доске карточки с новыми словами, а рядом с  ними соответствующие картинки. Учащиеся читают слова и по картинке догадываются об их значении. Пользуясь картинками, мы заставляем учащихся работать и активизируем их моторную память.

Также желательно использовать принцип наглядности и на начальном  этапе урока (в фонетической зарядке). Например, при работе со стихотворениями  учащиеся имеют возможность наглядно представить, о чем идет речь. Помимо стихотворений, можно проводить  игры, цель которых – проверить на сколько хорошо учащиеся знают слова и могут составлять с ними предложения. Для игр раздаются листки с изображением маленьких картинок, размещенных так, что новое слово начинается с последней буквы предыдущего слова. Также можно раздать картинки, под которыми написаны слова, задание учащихся составить как можно больше предложений с этими словами. (Приложение 1)

Основную трудность при  овладении иностранным языком представляет выработка навыков и умений аудирования и говорения. Причем, говорению невозможно научиться без аудирования. Они вместе образуют один акт устного общения. Аудирование является производным, вторичным в процессе коммуникации, оно сопровождает говорение и синхронно ему. Развитие навыков аудирования как вида речевой деятельности является одной из самостоятельных задач обучения иностранному языку.

Начинать обучение аудированию следует с таких упражнений, когда учащиеся не только слышат, но и видят говорящего. На начальном этапе они нацеливают на повторение услышанного, а не на проверку понимания. Не всегда обязательно требовать ответную реакцию. Это даже может иногда помешать обучению аудированию – ученик будет стараться обдумать ответ вместо анализа услышанного и более глубокого его понимания. Воспроизведение речи – это уже конечный результат, т.к. говорение является самым сложным аспектом языка. Хороший результат дают упражнения в слушании с целью узнавания, различения, сопоставления.

Говоря о роли технических  средств в обучении аудированию, преимуществах одних и недостатках других, можно с уверенностью сказать, что ни одно из них, взятое в отдельности, не может полностью обеспечить успех обучения, и только правильное их сочетание, отвечающее особенностям изучаемого вопроса и познавательной деятельности учащихся, дает возможность достигнуть оптимальных результатов.

Применение наглядности  помогает организовать деятельность учащихся так, чтобы их внимание было устойчивым и сосредоточенным. Ценность чувственно-наглядного преподнесения материала состоит  в том, что оно мобилизует психическую  активность учащихся: вызывает интерес  к занятиям иностранным языком, снижает  утомление…

Принцип наглядности обучения – это один из самых интуитивно понятных принципов обучения, который  вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения материала  учащимися.

Средства наглядности  помогают созданию образов, представлений, мышление же превращает эти представления  в понятия. Иллюстрации способствуют развитию внимания, наблюдательности, эстетического вкуса, культуры мышления, памяти и повышают интерес к изучению иностранного языка.

 
 

Глава III. Наглядность и  мультимедийное сопровождение на уроках иностранного языка

 

3.1 Наглядность и ИКТ

 

С развитием современных  технологий компьютер становится средством  обучения, способным наглядно представлять самую различную информацию. Новые  информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные  формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные  и актуальные задачи педагогики, а  именно: развитие интеллектуального, творческого  потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека. Большие  возможности содержатся в использовании  компьютеров при обучении английскому  языку.

В наше время применение интерактивных  средств обучения прочно вошло в  школы. Это не только современные  технические средства, но и новые  формы и методы преподавания, новый  подход к процессу обучения. Применение в образовании компьютеров и  информационных технологий оказывает  существенное влияние на содержание, методы и организацию учебного процесса по различным дисциплинам. С развитием  современных технологий компьютер  становится средством обучения, способным  наглядно представлять самую различную  информацию. Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы  обучения: цели, содержание, методы и  организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет  решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека. Быстрое развитие компьютерной техники  и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса. Большие  возможности содержатся в использовании  компьютеров при обучении английскому  языку.

Применительно к компьютерному  обучению, принцип наглядности, называемый также "интерактивной наглядностью" играет очень важную роль. Если в  традиционном понимании наглядность  это, прежде всего иллюстративная компонента, обеспечение потребности учащегося  увидеть в какой-либо форме предмет или явление, то в компьютерном обучении наглядность позволяет увидеть то, что не всегда возможно в реальной жизни даже с помощью самых чувствительных и точных приборов. Не следует упускать из виду, что компьютер позволяет учащемуся не только читать, но и слушать, смотреть видео, а также активно воздействовать на происходящее с помощью нажатия различных клавиш или управления мышью.

Компьютерные обучающие  системы также называют интерактивными (диалоговыми) - это форма общения, характерными особенностями которого являются смешанная человеко-машинная инициатива, предвидение намерений  пользователя и возможность сотрудничества с системой. Традиционные уроки по природе своей являются пассивной  формой обучения. Поскольку соотношение  между количеством учащихся и  количеством преподавателей может  быть достаточно велико, у преподавателя  мало возможностей взаимодействовать  с каждым учеником и ученик робкий и застенчивый зачастую остается без внимания. Обучение с помощью  компьютеров, напротив, подразумевает  обязательное взаимодействие каждого  учащегося с системой с целью  усвоения урока: это делается нажатием клавиш для перехода к другому  окну, с помощью ответов на вопросы  и т. п.

Информация о работе Значение наглядности в процессе обучения английского языка