Значение наглядности в процессе обучения английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Проблема наглядности в обучении иностранным языкам была актуальной во все времена. В последние годы в связи со стремлением человечества к “обществу без границ”, приобщению к культурному наследию и духовным ценностям народов мира знание иностранного языка как инструмента межкультурной коммуникации, стало престижно и востребовано. Поэтому заметно расширилась область наглядности и усложнился её инвентарь: от предметов и картинок, жестов и движений до

Содержание

Введение
Глава I. Роль принципа наглядности в процессе изучения иностранного языка
1.1 О применении наглядности в обучении иностранному языку
1.2 Наглядность, как компонент развития внимания на уроках английского языка
Глава II. Применение принципа наглядности в процессе обучения английского языка
2.1 Использование наглядности обучения при аудировании
2.2 Применение наглядности при формировании лексических навыков говорения
Глава III. Наглядность и мультимедийное сопровождение на уроках иностранного языка
3.1 Наглядность и ИКТ
3.2 Мультимедийное сопровождение уроков английского языка
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Значение наглядности в процессе обучения английского языка.docx

— 54.67 Кб (Скачать файл)

Эффективное представление  уроков на экране является одним из центральных вопросов компьютерного  обучения. Тесты с альтернативным выбором ответов по пройденным темам  курса английского языка с  рисунками, графиками и автоматическим выбором баллов за правильные ответы по данному тесту. Следует отметить, что применение компьютерных программ- тренажеров заметно повышает интерес к предмету. Помимо этого развивается навык к самооценке - с компьютером спорить за оценку бесполезно.

Развития памяти ребенка. Нельзя не упомянуть и о том, что  занятия на компьютере являются отличным стимулом для развития памяти ребенка, оптимизации и ускорения мышления. Ведь в компьютерных играх необходимо запоминать уровни, имена героев, ориентироваться по карте и быстро принимать решения. Ребенок не только хорошо запоминает, но и запоминает осмысленно и надолго. Компьютер развивает произвольную память и внимание, формируют познавательную мотивацию.

Обучаемому сложнее отвлечься. При получении информации при  помощи и слуха, и зрения, обучаемому сложнее отвлечься. В самом деле. Если человек сосредоточенно слушает голос или музыку, то отвлечь его посторонним звуком сложнее, а визуальным эффектом (например, резким движением или перепадом освещенности) легче. И, наоборот, для зрителя немого кино или читателя - звук будет более сильным отвлекающим фактором. Таким образом, при комплексном восприятии отвлечься сложнее, значит, процесс обучения будет проходить более эффективно.

В последние годы, появилось  большое количество обучающих программ по иностранным языкам. Они не только позволяют читать текст со всевозможными  примерами, но и позволят интегрировать  в себе такой классический метод, как аудирование. Более того, ученик при этом не скован темпом класса и учителя, а может сам в интерактивном режиме прослушать необходимый фрагмент текста произвольное количество раз. Некоторые из подобных программ позволяют даже контролировать произношение учащегося.

Изучение английского  языка с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес  у учащихся школы. Учащихся привлекает этот вид работы. На уроке дети активны. Каждый ученик, даже слабый, проявляет  свои умения и способности.

Мультимедийный курс английского  языка – это видеоролики, интересные, увлекательные задания, направленные на развитие всех видов речевой деятельности: аудирования, чтения, развитие навыков монологической и диалогической речи, развитие грамматических и лексических навыков. Игры направлены на достижение только положительного результата! Особое внимание можно уделить детям, отстающим в учебе. Азарт соревнования заставляет добиваться лучших результатов. Работа на компьютере вызывает у таких учащихся неподдельный интерес, что обеспечивает формирование положительной мотивации к обучению иностранному языку.

После проведения таких уроков, приходим к выводу, что, благодаря  использованию интерактивного мультимедийного  курса решается проблема повышения  качества обучения.

Компьютерный курс содержит большое количество мультимедийных лекций и позволяет резко облегчить  усвоение обширного материала за счет комплексного воздействия видеоряда, звука (музыка, шумы), а также чисто  компьютерных возможностей диалога  с учеником, контроля усвоения пройденного  материала.

Существующие на сегодняшний  день компьютерные программы позволяют  выводить на монитор информацию в  виде текста, звука, видеоизображения, игр. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать как  самостоятельную работу каждого  ученика в отдельности, так и  групповую работу вместе взятых учащихся группы.

Мультимедийные задания  носят различный характер: - нажать на правильный ответ; - заполнить пропуски, таблицы, разгадать кроссворды; - найти  слово, (правильный ответ); - расположить  предметы на картинке; - соединить точки, ответить на вопросы; - найти слова, соответствующие картинкам; - прочитать  слова и указать на предмет; - прослушать и спеть песенку; - прослушать текст  и выбрать правильный ответ на вопрос; - напечатать слово, фразу, предложение.

Занимательные упражнения, направленные на развитие таких видов речевой  деятельности, как аудирование, чтение, формирование и закрепление навыков монологической и диалогической речи позволяют отрабатывать произношение, совершенствовать письменную речь, пополнять словарный запас.

Использование мультимедийных средств обучения помогает реализовать  личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. Новейшие технологии в обучении английскому языку повышают самостоятельность детей, но в то же время способствуют сотрудничеству учителя и ученика на уроке, помогает давать учащимся прочные знания и развивать коммуникативную компетенцию, а так же идти в ногу со временем и не отставать от прогресса.

Электронные издания учебного назначения, обладая всеми особенностями  бумажных изданий, имеют ряд положительных  отличий и преимуществ. В частности: компактность хранения в памяти компьютера, диске или иных цифровых носителях, мобильность, возможность оперативного внесения изменений и дополнений, удобство пересылки по электронной  почте и передачу одноклассникам.

Известно, что учитель  в процессе своей работы должен не только передавать учащимся определенный объем информации, но и стремиться сформировать у своих подопечных потребность самостоятельно добывать знания, применяя различные средства. Чем лучше организована самостоятельная  познавательная активность учащихся, тем эффективнее и качественнее проходит обучение. Компьютер позволяет  повысить самостоятельность работы учащихся не только в аудитории, но и в домашних условиях, что необходимо для более успешного перевода знаний извне во внутреннее достояние  школьника

 
 

3.2 Мультимедийное сопровождение  уроков английского языка

 

Специальным образом подобранные  и организованные наглядные средства обучения на различного рода носителях: видеоматериалы (фильмы, телевизионные  программы, видеоклипы), а также статичные  тематические изображения – дидактические  картины – (слайды, транспаранты, картинки, рисунки, плакаты, таблицы, схемы) –  давно и успешно используются в учебном процессе как неотъемлемая его часть, представляя собой  наиболее доступную для восприятия форму предъявления учебного материала. Они создают особую предметно-мотивационную среду, которая в силу своей содержательной сущности способствует развитию познавательной активности, творческих способностей учащихся и, в результате, формированию их образовательной, когнитивной и коммуникативной компетенции. С другой стороны, являясь осознанным или неосознанным “внешним раздражителем”, стимулом, наглядные средства обучения дают учащемуся дополнительную психологическую опору для успешного усвоения учебного материала за счет конкретизации абстрактного, т. е. отражении и запечатлении в его сознании воспринимаемых зрительных образов. Таким образом, изобразительная наглядность на уроке является тем окружением, своего рода визуальным контекстом, без которого невозможно эффективное формирование и развитие разного рода компетенций учащихся – как общеучебных, так и конкретно-предметных.

С точки зрения когнитивной  психологии визуальный контекст, во-первых, дает учащемуся внешний посыл, усиливающий  и подкрепляющий его ожидание – содержательную антиципацию, а  во-вторых, формирует существенный стимул для восприятия новой информации, т. е. помогает новому образу попасть  в область хранения похожей информации, повышая тем самым готовность восприятия. Это явление – своего рода связь визуального контекста и порога восприятия информации, или связь стимулов и ожиданий, – еще раз доказывает положение, известное любому учителю-практику: разнообразный по форме стимул, предъявляемый с высокой частотностью и подкрепляемый визуальным контекстом, позволяет не только быстро классифицировать воспринимаемую информацию или опознавать ее, но и эффективно усваивать на активно деятельностном уровне, т.е. переводить из рецептивной сферы деятельности в продуктивную.

Создание средств изобразительной  наглядности требует от учителя  значительных затрат времени и сил, хотя каждый из нас понимает, что  они с лихвой “окупаются” повышением эффективности нашей работы. С  целью взаимопомощи методическими  объединениями учителей-предметников школ обычно создаются специальные  ресурсные центры, объединяющие материальные плоды учительского труда: различные  дидактические материалы и наглядные  пособия - банки данных, библиотеки образов, видео- и фильмотеки и пр.

Новые и, по-видимому, безграничные возможности создания средств изобразительной  наглядности предоставляются мультимедийными  технологиями. В настоящее время компьютер является наиболее совершенным техническим средством обучения, поскольку позволяет соединить в рамках одной радиоэлектронной системы функции нескольких устройств – телевизора, аудио- и видеомагнитофона, универсального считывающего и воспроизводящего устройства, пишущей машинки, ЭВМ, мольберта, чертежной доски, приемо-передающего устройства вербальной и невербальной информации (если иметь в виду доступ в Интернет и электронную почту) и т. п. – используемых обычно в учебном процессе.

Такая многофункциональность  компьютера при работе с источниками  информации разного типа (или его  мультимедийные свойства) позволяет  создавать и воспроизводить программные  продукты, основной характерной чертой которых с точки зрения обучающих  технологий является интерактивная  наглядность – эффект погружения в обучающую программную среду  и взаимодействия с ней. Это особый и высший в настоящее время  вид наглядности, изначально создаваемый  автором-разработчиком программного продукта, дает возможность пользователю “вступать в диалог” с компьютером  за счет наличия определенного набора опций, сопровождаемых эффектами анимации – демонстрирующейся в заданном темпе последовательности сменяющих друг друга кадров. При этом учащийся совершает целенаправленные интеллектуальные усилия, познавая логические связи, характер взаимодействия между предметами и явлениями, т. е. усваивает не отдельные статичные образы, а смысловые схемы, что сродни приобретению опыта самостоятельного исследования.

Кроме того, виртуальное присутствие  пользователя в программной обучающей  среде мобилизует все основные каналы восприятия новой информации – визуальный, слуховой и моторный, начинающие работать параллельно и согласованно –  так, как это обычно происходит в  обыденной реальности. Воспринятая  таким образом информация, опирающаяся  не на рассеянное, а на избирательное  внимание, эффективнее поддается  обработке в результате речемыслительных операций, надежнее хранится в памяти и быстрее из нее извлекается. А ведь именно избирательное внимание, по мнению специалистов по когнитивной  психологии, является основой целенаправленного  и эффективного обучения.

Использование Интернета  на уроках иностранного языка

Интернет обладает колоссальными  информационными возможностями  и не менее впечатлительными услугами. Неудивительно, что и преподаватели  иностранного языка по достоинству  оценили потенциал глобальной сети Интернет. Но, прежде всего, необходимо помнить о дидактических задачах, особенностях познавательной деятельности учащихся, обусловленными определенными  целями образования. Интернет со всеми  своими ресурсами — средство реализации этих целей и задач. Поэтому, прежде всего, следует определить, для решения  каких дидактических задач в  практике обучения иностранного языка  могут оказаться полезными ресурсы  и услуги, которая представляет всемирная  сеть.

Интернет создает уникальные возможности для изучения иностранного языка, он создает естественную языковую среду. Сначала вспомним особенности предмета "иностранный язык". Основная цель — формирование коммуникативной компетенции, которая предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию. В наше время именно эта цель является наиболее востребованной учащимися. Следует иметь в виду еще одну особенность предмета "иностранный язык". Обучать речевой деятельности можно лишь в общении, живом общении.

Готовясь к очередному уроку, учителю важно иметь в  виду дидактические свойства и функции  каждого из отбираемых средств обучения, четко представляя себе, для решения  какой методической задачи то или  иное средство обучения может оказаться  наиболее эффективным. Если иметь в  виду предмет нашего обсуждения —  Интернет, то также важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его возможности и  ресурсы.

Например:

для включения материалов сети в содержание урока;

для самостоятельного поиска информации учащихся в рамках работы над проектом;

для ликвидации пробелов в  знаниях.

Используя информационные ресурсы  сети Интернет, можно, интегрируя их в  учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических  задач на уроке:

совершенствовать умение аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;

пополнять словарный запас, как активной, так и пассивной  лексикой современного языка;

формировать устойчивую мотивацию  иноязычной деятельности.

Включение материалов сети в  содержание урока позволяет учащимся лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать в совместных исследовательских, научных и творческих проектах, развивать  любознательность и мастерство.

В наше время применение интерактивных  средств обучения прочно вошло в  школы. Это не только современные  технические средства, но и новые  формы и методы преподавания, новый  подход к процессу обучения. Применение в образовании компьютеров и  информационных технологий оказывает  существенное влияние на содержание, методы и организацию учебного процесса по различным дисциплинам. С развитием  современных технологий компьютер  становится средством обучения, способным  наглядно представлять самую различную  информацию. Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы  обучения: цели, содержание, методы и  организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет  решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека. Быстрое развитие компьютерной техники  и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса. Большие  возможности содержатся в использовании  компьютеров при обучении английскому  языку.

Информация о работе Значение наглядности в процессе обучения английского языка