Использование игровых методов на уроке иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть значимость игровых методов в условиях современного урока иностранного языка
Задачи:
Исследовать психолого-педагогическую литературу;
Выявить основные критерии выбора дидактических игр;
Раскрыть типологию игр, используемых в учебно-воспитательном процессе;
На основе изученной литературы, определить назначение игровой деятельности в учебном процессе, методику организации игровой деятельности на уроке;
Установить, как часто используются игры в организации учебного процесса, и насколько это эффективно.

Содержание

Введение
I Теоретическая часть. Урок-игра как одно из средств повышения эффективности обучения
1.1. Психолого-педагогические аспекты применения дидактических игр в воспитании детей
1.2. Мотивационные основы игровой деятельности.
1.3. Игра как метод обучения. Педагогическая игра. Классификация игр. Формы игровой деятельности
1.4. Технология игровых форм

II Практическая часть. Использование игровых методов на уроке иностранного языка
2.1. Игровые приемы и структура игр на уроках английкого языка
2.2. Практическая значимость игр на уроке английского языка

Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

УРОК-ИГРА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

-    в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

-    как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

-    в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

-    как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница»,  «Орленок», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии»  включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Место и роль игровой технологии в учебном  процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь  следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру  педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология  педагогических игр по характеру  игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

И, наконец, специфику  игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

К творческим играм  относятся игры, в которых ребенок  проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературными произведениями.

В воспитании и  обучении детей большое значение имеют игры с правилами: дидактические, настольно-печатные, подвижные. Они  создают интерес к решению  умственных задач, способствуют развитию произвольного внимания – очень важного фактора успешного обучения. Кроме того, помогают выработать такие нравственные качества, как воля, выдержка, самообладание. Игры с правилами – особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры.

Можно выделить шесть известных организационных  форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную и массовую формы игры:

К индивидуальным формам игр можно отнести игру одного человека с самим собой во сне и наяву, а также с различными предметами и звуками;

Одиночная игра – это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной цели;

Парная  форма игры – это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования и соперничества;

Групповая форма игры – это групповая игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель;

Коллективная  форма игры – это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников;

Массовая  форма игры – это есть тиражированная одиночная игра с прямой или обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют миллионы людей.

1.4 Технология игровых форм

Технология  игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить ученика осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Игровая форма  занятий создается на уроках при  помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация  игровых приемов и ситуаций при  урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Дети легко  вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неиммитационные игры.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно - моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры выступают  в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.

Технология  игры состоит из следующих этапов.

Этап подготовки. Подготовка игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.

Далее идет ввод в игру, ориентация участников и  экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

Этап  подготовки

 

— общее описание игры

 
   

— содержание инструктажа

 
   

— подготовка материального  обеспечения

 
 

Ввод в игру

— постановка проблемы, целей

 
   

— условия, инструктаж

 
   

— регламент, правила

 
   

— распределение  ролей

 
   

- формирование  групп

 
   

— консультации

 
     

Этап проведения

Групповая работа над заданием

- работа с  источниками - тренинг - мозговой  штурм - работа с игротехником

Межгрупповая  дискуссия

— выступления  групп — защита результатов —  правила дискуссии — работа экспертов

       

Этап анализа  и обобщения

вывод из игры

 
 

анализ, рефлексия

 
 

оценка и  самооценка

работы

 

выводы и  обобщения

 
 

рекомендации

 
                 

Рис. Технологическая схема игры 

Этап  проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников.

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

Почти в каждом классе есть дети, которые не играют и не любят играть. Они не проявляют интереса к сюжетно-образным игрушкам или однообразно с ними манипулируют, тонус эмоциональной и познавательной активности у них понижен. Такие дети трудно усваивают программный материал, требующий определенного развития мышления и речи, которые в значительной степени формируются в игре.

Таким образом, игры – важнейшее средство воспитания и обучения детей.

 

 

 

II Практическая часть. Использование игровых методов на уроке

В истории человеческого  общества игра переплеталась с магией, культовым поведением. Еще в древнем мире игра использовалась как одна из форм обучения. Однако возникшая в средневековье авторитарная система образования стала опираться исключительно на рациональную дидактику. Постепенно утвердилось мнение, что учение - это тяжкий труд, предполагающий принуждение. Игра в такой школе была редчайшим исключением.

Постепенно  дидактические игры стали проникать  в начальную школу, принимая форму  игровых приемов в обучении.

Психолого-педагогической основой игровых методов обучения является игровая деятельность.

Эксперимент проводился в СШ № 37 в 8 «Д» классе. Психологическое развитие учеников класса соответствует норме. Дети проявляют достаточную самостоятельность в суждениях, умеют анализировать, сравнивать, отличать существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, делать самостоятельные выводы, находить пути решения. Большинство правильно выражает свои мысли в устной и письменной формах. Умеют самостоятельно работать над книгой, заучивать материал. Понимают значимость получаемых знаний. Обладают устойчивым вниманием на уроках. Дисциплинированны, уважительно относятся к учителям.

С удовольствием  принимают участие в общешкольных и классных мероприятиях. Класс достаточно эмоционален, дружен. Дети между собой  не конфликтуют. Занимаются в различных секциях и кружках (хор, спорт, музыка, танцы). Большинство родителей принимают активное участие в воспитательном и образовательном процессах. Большее количество учеников соблюдает школьный режим.

Класс считается  сильным. В группе 16 человек. Из них 3 учеников успевают на «5», 8 человек успевают на «4», 5 человека успевают на «3» и «4».

Также рассматривались  такие классы как 5 «Г» и 5 «В». Психологическое  развитие детей соответствует норме, но ученики 5 «Г» класса проявляют больше активности и стремления в получении знаний, в игровой деятельности, нежели дети 5 «В» класса, т.к. обучение английскому языку в 5 «Г» классе ведется с 1 класса.

2.1. Игровые приемы  и структура игр на уроках  английского языка

На уроке  иностранного языка можно использовать игровые элементы (через создание проблемных воображаемых ситуаций, работа с игровыми упражнениями для повторения лексики по теме и другие). Весь урок может быть представлен в виде игры (проведение ролевой, интеллектуальной игры по теме, проведение игры на материале по страноведению и другие).

Для создания игровых  ситуаций широко используют рисунки, описание ситуаций, кроссворды, тексты художественных произведений.

1) Игра-кроссворд по теме "СЕМЬЯ".

Описание: игра в виде поля из сетки, в каждой из которых написана буква алфавита. Среди букв зашифрованы слова по данной теме. Перед началом игры учащиеся вместе с учителем читают и переводят слова из активного словаря. Задача учащихся - самостоятельно отыскать среди букв данные слова.

Учащиеся играют индивидуально или в парах (в данном случае в игру привносится азарт).

2) Игра - упражнение вставьте букву по теме "Одежда".

Описание: преподаватель  пишет на доске слова из активного  словаря, пропускает одну или несколько  букв. Задача учащихся - вставить пропущенные  буквы.

3) Игра-упражнение "Угадай слово".

Описание: игра состоит из двух этапов. Учащиеся играют в парах. На первом этапе учащиеся пишут максимальное количество предложений  по картинке. На втором этапе составляют ситуации с данными предложениями.

4) Игра "Опиши картинку".

Описание: учащиеся делятся на команды. Преподаватель  зачитывает характеристику слова, задача учащихся - угадать о каком слове  идет речь и правильно его произнести.

5) Игра-упражнение "Найди лишнее слово".

Описание: преподаватель  пишет на доске группы слов, в каждой из которых есть одно лишнее слово. Задача учащихся - найти лишнее слово.

6) Игра "Соревнование".

Описание: учащиеся делятся на 2 команды. Преподаватель  раздает каждой команде картинку, задача учащихся - подробно описать  её.

Информация о работе Использование игровых методов на уроке иностранного языка