Использование игровых методов на уроке иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть значимость игровых методов в условиях современного урока иностранного языка
Задачи:
Исследовать психолого-педагогическую литературу;
Выявить основные критерии выбора дидактических игр;
Раскрыть типологию игр, используемых в учебно-воспитательном процессе;
На основе изученной литературы, определить назначение игровой деятельности в учебном процессе, методику организации игровой деятельности на уроке;
Установить, как часто используются игры в организации учебного процесса, и насколько это эффективно.

Содержание

Введение
I Теоретическая часть. Урок-игра как одно из средств повышения эффективности обучения
1.1. Психолого-педагогические аспекты применения дидактических игр в воспитании детей
1.2. Мотивационные основы игровой деятельности.
1.3. Игра как метод обучения. Педагогическая игра. Классификация игр. Формы игровой деятельности
1.4. Технология игровых форм

II Практическая часть. Использование игровых методов на уроке иностранного языка
2.1. Игровые приемы и структура игр на уроках английкого языка
2.2. Практическая значимость игр на уроке английского языка

Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

УРОК-ИГРА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Игровые формы обучения актуальны на всех этапах обучения, ведь они активизируют познавательные процессы учащихся, повышают мотивацию к изучению иностранного языка. Но что особенно важно - игровые методики создают вполне естественные ситуации общения между участниками.

2.2 Практическая значимость игр на уроке английского языка

Выбор игры в первую очередь  зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т.п. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, зависит от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе.

Цель игры находится  за пределами игровой ситуации, и  результат игры может выражаться в виде внешних предметов и  всевозможных изделий (модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и др.), «продуктов» художественного творчества, новых знаний и др. В игре подмена мотивов естественна; дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным.

Первая цель – удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

Цель второго уровня – функциональная, она связана  с выполнением правил игры, разыгрыванием  сюжетов, ролей.

Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры – разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п.

При выборе игры я учитывала мотивы, присущие ученикам на среднем этапе обучения:

  1. Мотивы самообразования, активное стремление подростка к самостоятельным формам учебной работы, появляется интерес к методам научного мышления.

  1. Наиболее зримо в этом возрасте совершенствуется социальные мотивы учения (нравственные ценности общества).

  1. Позиционные мотивы – усиливается мотив поисками контактов и сотрудничества с другим человеком, овладение рациональными способами этого сотрудничества в учебном труде.

Подростку доступны самостоятельная постановка не только одной задачи, но и последовательность нескольких целей, причем, не только в  учебной работе, но и во внеклассных видах деятельности.

При разбивке на группы учитывались  требования соблюдения этики, учета  привязанностей, симпатий, антипатий. В некоторых случаях применялись  демократические игротехнические  виды разделения на микроколлективы  играющих, в частности и такие: жеребьевка, считалки и т.п.

Один из ответственных  моментов в детских играх –  распределение ролей. В ходе проводимой ролевой игры они были активными  и пассивными, главными и второстепенными. Распределение не зависело от пола ребенка, возраста, физических особенностей. Учитывая, какая роль особенно полезна ребенку, были использованы следующие приемы:

  1. Назначение на роль непосредственно взрослым.

  1. Выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий).

  1. Добровольное принятие роли ребенком, по его желанию.

  1. Очередность выполнения роли в игре и т.д.

При распределении командных  ролей целью было сделать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность, недисциплинированным –  стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшим – вернуть потерянный авторитет, новичкам, ребятам, сторонящимся детского коллектива – проявить себя, сдружиться со всеми.

В игре необходимо было следить  за тем, чтобы не появлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре могло разрушить игру. Необходимо было следить за тем, чтобы у роли было действие, роль без действия мертва, ребенок мог выйти из игры, если ему нечего делать.

В рамках эксперимента мной были использованы разного рода игры: игры, направленные на активизацию речевой активности (анкета, угадай профессию); фонетические игры (скороговорка, резиновое предложение); лексические игры (части тела - соревнование); игры направленные на развитие письма (писатели); ролевая игра («Небо падает»).(см. Приложение 1,2)

Подготовка  учителя предусматривала:

  1. выбор темы и формулирование проблемы;
  2. отбор и повторение необходимых языковых средств;
  3. уточнение параметров ситуации: время, место, количество участников, степень официальности; статусно-ролевые характеристики партнеров; личностные характеристики персонажей; речевые намерения: запрос информации, выражение согласия/несогласия, аргументация собственного мнения и т.д.
  4. подготовку атрибутов игры: наглядные пособия, карточки (со скороговорками ,с отрывками из художественных произведений и т.д.);
  5. уточнение цели игры и планируемого конечного результата. Подготовка учащихся заключалась в следующем:
  6. поиск дополнительных данных по теме и изучение раздаточного материала;
  7. повторение речевых формул и лексики по теме.

Подготовка  к игре в отдельных случаях  длилась от нескольких минут до нескольких дней. На данном этапе целесообразно было провести ряд речевых упражнений и коммуникативных игр, необходимых для последующего ролевого общения. Например:

  • угадывание предмета по описанию;
  • отгадывание задуманного классом предмета/ части тела с помощью вопросов. Вопросы могут задавать все одному, т.е. отгадывающему, или один — всем;
  • продолжение диалога с помощью двусторонних карточек (на 
    одной стороне вопрос, на другой один-два возможных ответа). 
    Работа проводится в парах, а затем диалог проигрывается перед 
    классом;
  • восстановление диалога по разрезанным диалогическим единствам (игра в парах или небольших группах).

В зависимости  от выбора игры вся группа играла в одну игру или делилась на две подгруппы из пяти-шести человек.

Ролевая игра была подготовлена заранее, т.о. к  ней можно было приступить сразу же после уточнения ситуации. Распределение ролей проводилось в соответствии с уже рассмотренными требованиями и с опорой на лидеров класса, т. е. наиболее подготовленных по языку учащихся, обладающих юмором, инициативой, находчивостью.

Большое значение для успешного проведения игры имеет то, насколько удачно учитель подготовит учащихся к данной форме занятий. В этой связи были выполнены требования:


  1. необходимость создания обстановки, свободной от страха перед высказыванием;
  2. участие учителя в подготовке игры/в игре, где он должен идентифицировать себя с учащимися;
  3. корректное поведение учителя, который должен быть предельно выдержанным в любой, в том числе и конфликтной, ситуации;
  4. умение показать обучаемым, что учитель их ценит и уважает 
    не только на словах, но и путем индивидуальных заданий, доверяя 
    им самостоятельную организацию и проведение тех или иных форм/ 
    фрагментов игры;
  5. интересно и разнообразно организовывать работу .

В ходе эксперимента были выполнены вышеуказанные  условия, в результате чего между учителем и учащимися возникли отношения партнерства и сотрудничества, которые являются необходимыми условиями для достижения намеченной цели.

На этапе  проведения ролевой игры учитель  выступал в роли режиссера, который по возможности незаметно для учащихся управлял ходом игры, не беря на себя активной роли. Учитель оставался активным наблюдателем, он мог что-то рекомендовать, но не навязывать своего решения.

Этап контроля и анализа игры в различных  случаях следовал сразу же по ее завершении или проводился на последующих уроках, в зависимости от сложности игры. Здесь следует отметить, что  игра была успешной и учащиеся получили удовлетворение от применения своих знаний на практике. Известно, что чувство удовлетворения может исчезнуть в случае подробного анализа каждой незначительной ошибки на том же уроке. Психологически более подходящей работой, следующей сразу же после игры, по нашему мнению,  является обмен мнениями об ее успешности, о трудностях и наиболее удачных моментах.

Критериями  оценки речи учащихся были теми же, что  и в традиционном обучении: количество реплик/диалогических единств, количество допущенных ошибок за определенный промежуток времени. При этом учитывался также правильный выбор языковых средств в соответствии с ситуацией и исполняемой ролью.

Ролевая игра была проведена успешно, так  как учащиеся привыкли к парной и групповой работе.

Таким образом, учениками были проявлены следующие умения:

  1. принять и исполнить роль;
  2. ориентироваться в ролях партнеров;
  3. выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией;
  4. проводить и отстаивать свою точку зрения;
  5. склоняться к компромиссу;
  6. предусматривать конфликт и находить пути для его устранения;
  7. формулировать проблему и предлагать пути ее решения;
  8. менять тактику своего поведения;
  9. владеть стратегией общения (уместно употреблять речевые и 
    этикетные формулы; знать формулы обращений; уметь выражать 
    благодарность, просьбу, согласие, возражение и др.).

Для того, чтобы  понять, как сделать использование  игр более эффективным для обучения и воспитания учащихся, как использовать игры и на каких этапах предпочтительнее, я провела исследования среди учащихся 5 и 8 классов и учителей-предметников средней школы №37, предложив им ответить на вопросы анкеты. (См. Приложение 3, 4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

При планировании урока учитель должен особенно тщательно  продумывать его начальный этап. От того, насколько ярко он начнет урок, насколько непринужденно "введет" учащихся в атмосферу иноязычного  общения, зависит успех всего урока и психологический настрой класса.

К сожалению, учителя  часто используют стереотипную схему  начала урока: разговор с дежурным о  дате, об отсутствующих, беседа о погоде. Такой разговор на каждом уроке становится настолько автоматизированным и скучным, что, в сущности, никакой пользы не приносит.

Своими действиями и высказываниями он должен заинтриговать  учеников, вызвать у них интерес  к тому, что будет происходить  на уроке.

Урок можно  начать с обсуждения какой - либо ситуации или игры, в ходе которой будут употребляться изучаемая лексика, грамматическая структура, и т.д.

Игровые методы являются одними из самых эффективных  методов обучения иностранному языку, так как их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности. Использование игровых методов на уроках иностранного языка в старшей школе соответствует познавательным потребностям подростков. В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация к изучению иностранного языка.

Анализ изученной  литературы позволил определить следующие  достоинства и недостатки:

  1. Высокая экономичность урока. На 25-30 учеников требуется всего один учитель. Чтобы образование состоялось, урок имеет четкие временные границы. Для его проведения требуется минимальное пространство и минимальное материально-техническое обеспечение.
  2. Гибкость, пластичность урока. На уроке можно использовать самые разные образовательные технологии.
  3. Способность урока интегрировать другие формы организации обучения. Он легко вмещает в себя лекцию, семинар, консультацию, беседу. На этой основе и выросли различные виды уроков.
  4. Логическая завершенность урока. На уроке можно организовать и первичное восприятие материала, и процесс его применения, и контроль усвоения. Педагогический процесс полностью совершается в любой педагогической форме организации воспитания и обучения, а вот познавательный - только на уроке.
  5. Урок обладает способностью охватить весь познавательный цикл. Урок - система управления познавательным процессом с обратной связью. Построенный в диалоговом режиме, он позволяет не просто обмениваться информацией, но и получать данные друг о друге: о состоянии знаний и умений, об отношениях и оценках. Воспитательная способность урока неоспорима. Каким бы ни был урок, он воспитывает своих участников не только содержанием учебного материала и методами воздействия учителя и учащихся друг на друга, но прежде всего взаимодействием их духовных и нравственных миров.
  6. Урок - стимул и средство роста ученика и учителя. На конкретном уроке они работают на пределе возможностей: ученику надо стараться получить лучшую отметку, а учителю - провести урок если уже не мастерски, то, по крайней мере, не провалить его. И та и другая стороны работают в экстремальной ситуации.

Информация о работе Использование игровых методов на уроке иностранного языка