Использование проектной методики при обучении английскому языку в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – раскрыть содержание и специфику применения проектной методики при обучении иностранному языку.
Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи исследования: изучить понятие метода проектов; рассмотреть принципы работы с проектной методикой; рассмотреть типы проектов; разработать примерный план-конспект уроков по использованию метода проектов в обучении иностранному языку.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 74.09 Кб (Скачать файл)

Введение

Современное образование немыслимо уже без широкого применения информационных технологий. Они усиливают мотивацию учения, позволяют по-новому вести занятия, управлять учебным процессом.

Наибольшую  актуальность в наше время приобретает  такое широко распространенное направление, как проектная методика, которая  придает процессу обучения личностно-ориентированный  и деятельностный характер и в полной мере отвечает новым целям обучения. Е. С. Полат считает, что она создает условия, в которых процесс обучения иностранному языку по своим основным характеристикам приближается к процессу естественного овладения языком в аутентичном языковом контексте [12].

С. В  Калмыкова определяет проектирование как «особый, творческий вид деятельности, обладающий объективной и субъективной новизной, который нравится школьникам, видимо, потому что помогает им реально раскрыть свои творческие возможности, заложенные в них природой, стать активными участниками процесса обучения» [8].

 Актуальность исследования заключается в необходимости постоянного совершенствования системы и практики образования.  Это обусловлено социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка.

 Цель исследования – раскрыть содержание и специфику применения проектной методики при обучении иностранному языку.

 Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи исследования:  изучить понятие метода проектов; рассмотреть принципы работы с проектной методикой; рассмотреть типы проектов; разработать примерный план-конспект уроков по использованию метода проектов в обучении иностранному языку.

 

Методологические  и теоретические основы исследования. Методологической базой данного исследования послужили работы отечественных авторов: Н. Д Гальсковой, Н. И. Гез «Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика», Т. В. Березиной «Использование метода проектов на уроках  английского языка как средства формирования положительного интереса к иноязычной культуре», Е. С.    Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». Теоретической основой исследования послужили положения, разработанные в отечественных и зарубежных трудах по теории и методике преподавания иностранного языка (А. Л. Бердичевский, И. Л. Бим, В. П. Кузовлев, Е. И. Пассов).

Успешное  решение поставленной цели и задач  потребовало обращения автора к  следующим методам научного исследования:

    • анализ методической, лингвистической, социолингвистической, этнолингвистической, психолингвистической, педагогической литературы;
    • беседа с преподавателями и учащимися;
    • наблюдения за деятельностью учителей и учащихся в процессе обучения ИЯ в средней общеобразовательной школе;
    • экспериментальная проверка эффективности и результативности разработанных заданий по созданию проектов.

Объект исследования: проектная методика в обучении иностранному языку.

Предметом исследования является зависимость усвоения иностранного языка,  развития коммуникативных навыков учащихся от использования проектной методики в обучении иностранному языку.

Научная новизна работы заключается в том, что предпринята попытка скоординированного усовершенствованного  использования метода проектов в методике преподавания английского языка.

Теоретическая значимость курсовой работы заключается в том, что в ней обосновываются теоретические положения, указывающие на необходимость внедрения в учебный процесс средних общеобразовательных школ использования метода проектов, направленного на формирование социокультурной компетенции учащихся.

Практическая значимость работы заключается в разработке ряда заданий и методических рекомендаций в системе учебных и внеучебных занятий по сквозной теме,  позволяющих устранить существующий дисбаланс между требованиями программы для общеобразовательных учреждений к уровню обученности ИЯ и реальным владением ИЯ на среднем этапе обучения.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Во введении дается обоснование выбора темы исследования, раскрываются цель и задачи, выявляются объект и предмет, определяются методы исследования, обосновываются новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе работы раскрывается сущность проектной методики в обучении иностранному языку, рассматриваются вопросы ее содержания, определяется социокультурная компетенция как конечная цель реализации проектной методики  в языковом образовании учащихся средней ступени обучения общеобразовательных школ.

Во второй главе рассматривается основные принципы работы с проектной методикой на уроках иностранного языка, определяется содержание разработанных заданий, методика работы с ними.

Заключение отражает основные результаты исследования и выводы работы.

Список  использованных источников состоит из 17 наименований.

 

 

      1. Метод проектов как педагогическая технология
      1. Метод проектов в обучении иностранным языкам

Метод проектов широко известен и издавна  используется в мировой педагогической практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Впервые  он был описан в книге «Метод проектов»  в 1918 г. американским психологом и педагогом  Вильямом Килпатриком, хотя его и  начали использовать значительно раньше.

Очень быстро метод проектов распространился  в США, в странах Северной и  Центральной Европы. За ним закрепилась  слава наиболее эффективного метода обучения, особенно применительно к  таким учебным предметам, где  предусматривается та или иная практическая деятельность. В США его используют в тех школах, где реализуются  идеи конструктивизма, проблемный подход к обучению, исследовательские методы. И всё-таки, несмотря на столь широкую  популярность и столь давнюю историю, до сих пор много неясностей и  противоречий в его трактовке, а, следовательно, и в использовании.

Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести [14, с. 65].

Проектная  методика  внедрялась в нашу школу  в  30-е годы 20 века.  В то время эта  методика не дала  положительных  результатов, а причин тому было много, это непонимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея проектов не воспринималась учительством как что-то необходимое, разумное, важное для образования детей. В результате идея проектной методики не получила своего развития и прекратились исследования в этом направлении в нашей стране.

Современный этап развития отечественной методики характеризуется повышенным интересом  к проблеме использования проектов в обучении иностранным  языкам. Сейчас нельзя допустить, чтобы эта идея вновь оказалась несостоятельной. Именно осмысленное применение  этого метода  в образовании позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая эффективно решает задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

А. М. Носова считает, что проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать её, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то ему легче адаптироваться в дальнейшей жизни к меняющимся условиям жизни, сможет правильно выбрать будущую профессию, сможет жить творческой жизнью [11].

С точки  зрения изучения иностранного языка, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Л. А. Байдурова отмечает, что метод проектов позволяет моделировать общение в процессе обучения иностранному языку [1, с. 5].

Проектная методика характеризуется высокой  коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своего собственного мнения, чувств, активное включение  в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение  в обучении. Метод проектов основан  на цикличной организации процесса обучения.

Каждый  цикл рассматривается как отдельный  этап обучения по конкретной теме, направленный на достижение определенной цели и решение конкретных задач. Целью обучения во всех типах школ является иноязычная речевая деятельность, причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия [7, с. 54].

Е. С. Полат полагает,  что в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи [14, с. 4-5].

Е. С. Полат также отмечает, что метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени [14, с. 5-6].

Е.С. Полат  говорит о посреднической роли языка, как средства для  формирования и  формулирования мысли, выдвигая следующие  выводы:

  1. необходимость активной устной практики для каждого ученика с целью формирования умений и навыков речевой деятельности и необходимого уровня лингвистической компетенции;
  2. важность предоставления ученикам возможности мыслить, рассуждать над возможными путями решения проблем с тем, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей;
  3. необходимость включения учащихся в активный диалог культур, чтобы язык воспринимался «как средство межкультурного взаимодействия».

Данный подход в обучении,  по мнению исследователя, предполагает перенос акцента со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся. Для чего, безусловно, подходит проектная деятельность [14, с. 3-4].

Язык – элемент культуры. Он функционирует в рамках определенной культуры, следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, с особенностями функционирования языка в этой культуре, т.е. речь идет о необходимости формирования страноведческой компетенции. Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же – средство формирования и формулирования мысли [13]. Однако Н. Д. Гальскова полагает, что целью обучения во всех типах школ является не система языка, а иноязычная речевая деятельность. Причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия [7, с. 41-42].

Подводя итоги, следует отметить, что общие черты метода проектов и указанные специфические особенности проектной деятельности в обучении иностранному языку накладывают определенный отпечаток на использование этой технологии в педагогической практике. Необходимо сделать следующий вывод: в ходе проективной деятельности в процессе иноязычного общения учащийся овладевает целым рядом важнейших умений: осознавать свои цели и потребности, отбирать необходимые материалы, планировать и прогнозировать результаты, пользоваться различными видами учебных материалов; осмысливать и обсуждать ход и результаты; взаимодействовать с учителем и товарищами;  активно мыслить и познавать действительность посредством ИЯ, добывать необходимые знания и умения и успешно использовать  их в практической деятельности.

Исходя из приведенной сущностной характеристики проектной методики с учетом  ИЯ как учебного предмета, необходимо отметить, что проектная методика как нельзя лучше подходит к продуктивным методикам обучения ИЯ, иноязычной культуре и межкультурной коммуникации, суть которой – развивающее, личностно-ориентированное обучение.

Информация о работе Использование проектной методики при обучении английскому языку в школе